• Авторизация


Без заголовка 28-01-2014 17:41 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Муромлена Оригинальное сообщение

Магия голландского реализма. Картины с выставки.

В рамках Года Королевства Нидерландов в Российской Федерации
в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX вв) 
до 26.01.2014 г. проходила выставка произведений из корпоративной коллекции ING Group
Магия голландского реализма.

[700x525]

ING Group – одна из крупнейших международных финансовых компаний голландского происхождения. Художественная коллекция ING насчитывает сегодня свыше 15 тысяч произведений различных национальных школ и направлений. На выставке ГМИИ имени А.С.Пушкина ING Group показывает наиболее значимую часть своего собрания – картины, относящиеся к художественному направлению магический реализм.

В 1920-е годы в Европе проходили под лозунгом «возвращение к порядку», началось возрождение классической тенденции в искусстве. В европейском искусстве ослабевает увлечение абстракционизмом предшествующего десятилетия и возрождаются реалистические тенденции. Отчасти это было связано с болезненным опытом Первой мировой войны: язык абстрактного искусства довольно ограничен, и художники были вынуждены искать новый стиль, чтобы выразить всю жестокость минувшей бойни.  Это привело к рождению новой формы реализма, отказавшейся от изображения повседневной жизни, как это было в искусстве ХIХ века, и сосредоточившей внимание на иных приемах. По всей Европе стали появляться схожие направления в искусстве: «новая вещественность» в Германии, «метафизическое искусство» в Италии, «сюрреализм» во Франции и в 1930-х годах «магический реализм» в Нидерландах

Термин «магический реализм» был впервые введен в Германии, а позже был использован в Голландии некоторыми писателями. Отличительным его признаком является то, что предметы из реального мира изображены с фотографической точностью (реализм), однако, поскольку они помещены в нереальный контекст — плод воображения художника, — рождается эффект отстранения (магия) , разрушения стандартного восприятия окружающего мира. Для достижения этого эффекта магические реалисты обратились к отточенной технике живописи 17 века. При этом за фасадом подчеркнуто реалистической живописной манеры скрывается проницательный и глубоко личностный взгляд, а скрупулезная точность, с которой выполнены картины, рождает чувство отчужденности.

Художники начинают проявлять интерес к самой живописной традиции. Одним из первых последователей этого течения становится голландец Карел Виллинк, единственный художник, который имеет честь входить не только в собрание ING, но и в большую историю искусства XX века Так как современные стили он рассматривал как преходящие, Виллинк решает закончить эксперименты и перейти к традиционной реалистической живописи. 

[показать]
Карел Виллинк. Девочка в платье эпохи Ренессанса. 1946

Взгляд входящего на выставку сразу упирается в "Девочку в ренессансном костюме" Карела Виллинка. Рубенсовская девочка в тяжелом парчовом платье с игрушечной овечкой на поводке, изображенная на фоне регулярного парка, что расстилается в патинировской перспективе аж до самого горизонта, кажется героиней некоего кошмара. То ли ледяной электрический свет, как из "Меланхолии" Ларса фон Триера, дает такой эффект, то ли срабатывает контраст между совсем не детским и совсем не невинным лицом модели и идиллической декорацией в духе старых мастеров, куда это лицо вставлено, как в картину-обманку из провинциального фотоателье. "Девочка" написана в 1945 году — во время оккупации Карел Виллинк, даром что был признан совершенно арийским художником, отказался продавать свою живопись немцам и зарабатывал на жизнь портретами. Однако эта картина при всем ее заказном характере видится размышлением о Старой Европе, которая умерла и которую теперь должны заселить племена младые, незнакомые.

Остальные художники из показанных на выставке куда менее известны и как будто бы хотят вступить в спор с Виллинком, доказывая ему своим маниакальным реализмом, что ценности старого мира имеют право на жизнь. Но при этом коллекция ING отнюдь не выглядит манифестацией консерватизма.

Термин "магический реализм", завуалированный в названии выставки, был придуман немецким искусствоведом и критиком Францем Рохом в 1925-м для художников "новой вещественности", но быстро перекочевал в область литературы и практически утратил какой-либо ясный смысл в области визуального искусства. То, что мы видим в экспозиции, представляет собой широчайший ассортимент "измов". От гиперреализма — как в "Коробке" Франса Клемента, из которой того и гляди вывалятся строительные инструменты, до банального академизма — как в натюрмортных постановках Питера Себенса и Бернарда Феркайка. Тут и поклонники Эндрю Уайета вроде Йохана Абелинга с "Домом", что вполне мог бы стать "Домом Кристины". И концептуалисты вроде автора 7 тыс. автопортретов Филиппа Акермана, ученика великого Яна Диббетса. И любители постмодернистских игр вроде Баренда Бланкерта, цитирующего старых итальянцев вперемешку с Жоржем Сера. И та самая "новая вещественность", к каковой можно отнести ровесников Карела Виллинка — Вима Шумахера с серебристыми портретами и пейзажем и Дика Кета с коллажными натюрмортами, возвращающими кубистическому предметному миру иллюзионистическую убедительность. Впрочем, Дик Кет, в "Натюрморте ко Дню святого Николая" зашифровывающий свое имя, поскольку попавшая на праздничный стол кукла-марионетка на западнофризском называется "кет", играет в сюрреалистские игры. Как и Карел Виллинк, северным маньеризмом близкий к Максу Эрнсту и Сальвадору Дали, а картезианством — к Рене Магритту.

Вероятно, патриотическая программа у коллекции ING есть: ведь реализм считается великим достижением голландского золотого века. К золотому веку здесь апеллируют многие художники, а под "Натюрмортом с фруктами на фоне пейзажа" блестящего стилизатора Рауля Хинкеса хочется исправить дату, написав "1635" вместо "1935". Но не скажешь, что мотивы, побудившие собирать эту корпоративную коллекцию, исчерпываются желанием поддержать национальный художественный бренд. Выставка занимает всего три зала, и картины незатейливо распределены по ним в соответствии с жанровым принципом: портрет, пейзаж, натюрморт. Однако при всем фотографическом реализме работ разницы между жанрами не чувствуешь: выдержанные преимущественно в глуховатых серебристо-серых тонах, освещенные преимущественно ровным матовым светом, отличающиеся неестественной четкостью линий, все они поначалу вызывают мысль о типичном голландском пейзаже, а затем начинают казаться натюрмортом. Виртуозным и бесстрастным слепком реальности, из которой ушла жизнь. Не целостным образом реального мира, но набором знаков-индексов, отсылающим к реальному миру как месту преступления, словно трещинка на одном и бантик на другом подлокотнике "Кресла" Баренда Бланкерта. Что отчасти и было описано поэтом Иосифом Бродским в стихотворении, вдохновленном живописью Карла Виллинка: "Вот это и зовется "мастерство":

Способность не страшиться процедуры

Небытия — как формы своего

Отсутствия, списав его с натуры.

Вслед за Виллинком более популярными становятся такие представители магического реализма, как Пейке Кох, Рауль Хинкуис, Дик Кет, Вим Шумахер.

[показать]
Пейке Кох. Урожай. 1953

«Магический реализм изображает явления, которые возможны и все же неправдоподобны; сюрреализм же со своей стороны демонстрирует ситуации, которые невозможны, не существуют  или не могут существовать», — говорил Пейке Кох, объясняя разницу между магическим реализмом и сюрреализмом, двумя течениями в искусстве, которые часто путают между собой. Сюрреализм — это прежде всего мир фантазии и грез, магический реализм же — повседневная жизнь в новом контексте.

Общей чертой всех магических реалистов является создаваемая их полотнами атмосфера. Чувство беспокойства, которое вызывают эти картины, частично объясняется их предельной реалистичностью, которая сокращает дистанцию между зрителем и произведением. В то же время здесь нет строгого нарратива или законченного повествования. Художник лишь предлагает набор возможных прочтений, но никогда не дает законченного ответа. Зрителю предоставлено право самому делать выводы.

Эстетика магического реализма, это сочетание реальности и магии, разумеется, нуждалась в определенных стилистических приемах. Работы магических реалистов отличает некая холодность и как будто отстраненный, скользящий по поверхности взгляд художника на предмет изображения, что особенно проявлялось в портретной живописи и натюрмортах (Дик Кет, Вим Шумахер). 

[700x509]
Вим Шумахер. Портрет Адин Меес. 1933; 

[показать]
Вим Шумахер "Мелита в белом" 1928

[700x559]
Вим Шумахер "Пратс-де-Молло" 1929 

[показать]
Дик Кет. Святой Николай, натюрморт. 1931

[показать]

[700x525]
[показать]
Dick Ket (1902-1940).Still Life with Violin and Newspaper clippings with Self-Portraits of W.Schumacher and R.Hynckes.Ca.1936 

[показать]
Рауль Хинкуис.Raoul Hynckes(1893-1973).Still Life with Fruit and Landscape/Натюрморт с фруктами на фоне пейзажа.1935. 

[показать]
Ger Langeweg (1891-1970).Pears in a Landscape.Ca.1937/Гер Лангевег.Груши на фоне пейзажа. 

Для современных представителей магического реализма Голландии характерна и неслучайна связь с такими явлениями в искусстве 20 века, как поп-арт, неоэкспрессионизм и фотореализм. Приемы демонстративного конструирования образного мира, стремление обыграть утилитарность и стереотипность окружающего пространства, уход в мир воображаемого, использование скрытых аллюзий, свободная игра с образами и смыслами роднит творчество современных «магических» художников и с сюрреализмом. При этом крайняя степень фигуративизма и внимание к деталям, несомненно, является апелляцией к реалистической традиции старых голландских мастеров.

Задача выставки «Магия голландского реализма» – показать одно из ярчайших явлений в искусстве Нидерландов XX века – как диалог между живописцами нескольких поколений, между магическими реалистами первой половины XX века, среди которых Вим Шумахер, Карел Виллинк, Пейке Кох, и их современными последователями: Филиппом Аккерманом, Франсом Стуурманом, Коосом ван Койленом и другими, диалог, заставляющий вспомнить традиционную культуру Нидерландов. В экспозиции представлено около сорока произведений голландских художников 20–21 веков, демонстрирующих техническое мастерство, соединение традиции и новаторства.

  [700x351]

[700x525]
Jan van Tongeren (1897-1991).Still Life with white Jug.1967/ Ян ван Тонгерен.Натюрморт с белым кувшином 

[700x525]
Franc Clement (b.1941).Box.1985/ Франс Клемент.Коробка. 

[700x372]
Франс Стуурман "Дельфсхафен" 1979

[показать]
Frans Stuurman (g.1952) The Gulf.1994 / Франс Стуурман.Чайка   

[показать]

  [показать]

[показать]
Ян Ворст "Авантюристка" 1993

[показать]
Кик Зайлер "Перед зеркалом" 1993

[700x574]
Кик Зайлер "Ночь" 1992

[показать]
Пит Себенс "Стол Хильды" 1995

[показать]
Хенк Хелмантел (род. 1945). Натюрморт с плодами граната. 1998. Дерево, масло

[показать]

[700x525]
Barend Blankert (g.1941).The Exercise.1991 / Баренд Бланкерт. Упражнение 

[700x605]
Баред Бланкерт "Два мальчика на природе" 1988-1990  

  [700x610]

[показать]

[555x655]
Филипп Аккерман. Автопортрет. 2001

[700x525]
Philip Akkerman (b.1957) 4 Self-Portraits №132,№ 51,№ 80,№ 20 / Филипп Акерман.4 автопортрета   

Свет в картинах магических реалистов часто выглядит искусственным, излишне резким и прерывистым. Такую технику художники использовали для того, чтобы максимально реализовать выработанные кубистами методы использования перспективы.

Также на полотнах магических реалистов вряд ли можно найти какие-либо нюансы или мягкие цветовые решения: передний и задний планы часто изображены с одинаковой степенью детализации. Среди современных последователей магического реализма к этому приему прибегает Коос ван Койлен.

[показать]
Коос ван Койлен. Ольга. 2007

[показать]
Коос ван Койлен "Итье и Пизанелло" 2003  

[показать]

[700x465]

[показать]

[показать]
Matthijs Roling(b.1943).Garden.2005 /Маттейс Рёлинг.Сад   

[показать]
Bernard Verkaaik(b.1946). Pot, Onions and black Cloth.2004/ Бернард Феркааик.Горшок,луковицы и черная ткань

[562x700]
Кенне Грегуар (род. 1951). Кофе-брейк. 2003. Холст на дереве, акрил    

[700x586]
Харри ван дер Вуд "Автопортрет с оранжевой миской" 2007

[700x525]

[700x335]

В 1960-х во Франции появляется новый реализм, а в США и Великобритании поп-арт — востребованность магического реализма как направления резко падает. В это время в Европе начинает зарождаться неоэкспрессионизм. В этом процессе среди прочих активное участие принимают бельгийские и голландские художники Альфонс Фреймут и Роже Ровеел. Они начинают создавать картины в «природном стиле», возвращаясь время от времени к традициям своих предшественников, открывших направление «магический реализм». Теперь для мастеров более характерны такие темы, как любовь, гармония, смерть, чувства, в то время как новый невротический реализм часто обращается к табуированной в обществе проблематике. Художники всех этих направлений решительно верят в необходимость выражения как своих личностных позиций, мыслей, так и универсальных человеческих ценностей, что и объединяет эти периоды в искусстве.

Выставка же в целом наглядно не только показывает преемственность современных голландских художников от непосредственных предшественников, но и постоянный диалог с традиционной культурой и связь с золотым веком голландской живописи. Поиск этих пересечений и взаимных отсылок становится для зрителя увлекательным квестом. Впрочем, магия работает и при пассивном созерцании. Все-таки магический реализм — это оксюморон, а парадоксы и противоречия всегда притягивают.  

P.S. На выставке я, к сожалению, побывать не смогла, материал о ней собран мной в интернете:

Ссылки:

http://pda.mn.ru/culture/20131114/362619469.html

http://cultobzor.ru/2013/11/magiya-gollandskogo-realizma/

http://museum-world.livejournal.com/101591.html

http://fotki.yandex.ru/users/svkorban/album/144662/

http://www.kommersant.ru/doc/2346125

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | Olga_Klepikova - Дневник Olga_Klepikova | Лента друзей Olga_Klepikova / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»