ТЕНЬ, ТЕНЬ, ПОТЕТЕНЬ…
Лесная картина Лугнасада
Действующие лица:
Анима Фагьяна, лесная ведьма
Марта, городская ведьма
Давор, принц
Баба Яга
Дарина, ведьма
Айрин, кикимора
Рей Анхель, дракон
Дядька Арсений, деревенский житель
Ведьма Вера
Валентина, русалка
Марина, русалка
Зельда, хранительница Грота Красоты
Коты:
Огненная Кошь
Нора
Август
Кот Баюн
Тришка
Лугнасад. Лесная поляна, между деревьев протянуты длинные ветки по типу огромного плетня. Все герои рассажены вдоль плетня на пеньках или на земле.
Марта: Тень, тень, потетень, выше города плетень!
Давор: Действительно, выше. Я только что из города пришел, могу заверить, что наш забор перекрыл бы саму ратушу.
Анима Фагьяна: Это не забор, а плетень. Сразу видно – городской житель! Совсем другой язык.
Баба Яга: Ага, теперь будут не канавы, а водостоки.
Август: Коллекторы.
Нора: Не умничай.
Дядька Арсений: Правильно, не сени, а парадная!
Баба Яга (смеется, аж покатывается): Ах-ха-ха! Парадная! С вязанками дров и валенками.
Марта: Тогда уж с запасами топлива и зимней войлочной обувью.
Все смеются, переговариваются.
Анима Фагьяна: Уж не забыли ли мы, зачем собрались?
Давор: Вроде бы затем и собрались, чтобы пообщаться да повеселиться.
Марта: Да, но мы же решили в этом году на Лугнасад устроить похвалялки.
Тришка: Да, и хвастунишки!
Баба Яга (Тришке): Тогда ты и хвастайся, что сделал за это лето?
Тришка: За лето я ничего особенного не сделал, а вот весной «открыл» голубиную почту.
Валентина: Голубиную почту?
Марта: Тришка однажды в парке поймал голубя. Оказалось, что он почтовый. Да еще и между мирами корреспонденцию носит. Мы теперь с бабушкой переписываемся.
Анима Фагьяна: Очень удобно, всем рекомендую. Тришка большое дело сделал.
Нора: То-то он такой гордый сегодня!
Тришка (Норе): А ты завидуешь?
Нора: Ничуть! Я тоже сделала большое колдовское дело – поймала сказочную мышь.
Давор: Наши мыши еще и сказочные? Сказочно скребутся по ночам и сказочно по углам га…
Анима Фагьяна: Фу, Давор! Какие мерзости.
Рей Анхель: Не знаю, как ваши, славгородские, у меня завелась одна мышь. Оказалось, сказочная, волшебная.
Давор: И что же она у тебя делала?
Рей Анхель: Пыталась разбить золотое яйцо. Вы уже забыли, что доверили его хранить мне?
Дядька Арсений: Яйцо от моей Курочки Рябы! Надеюсь, оно цело и невредимо?
Рей Анхель: Да, благодаря Норе.
Марта: Как же все произошло? Бабушка, ты ничего мне рассказывала?
Анима Фагьяна: Я сама слышу обо всем этом впервые. Рей, расскажи подробнее.
Рей Анхель: Дело было так. В прошлом году, если помните, вы отдали мне на хранение третье золотое яичко от Курочки Рябы. И я его весь год стерег. Все было бы хорошо, да завелась у меня мышка. Стал я замечать, что мышка эта все пытается до яичка добраться. То дверку в шкафчике подгрызет, то в щелку залезть хочет. И что ей далось это яичко?
Марта: Видимо, чтобы не нарушать сложившуюся логику: бежала мышка, хвостиком махнула… Ведь в первый раз, еще у дядьки Арсения, ей не удалось разбить яйцо, вот она и не могла успокоиться.
Рей Анхель: Но ведь у нас другая сказка. Сначала я пытался ее ловить, но мне это никак не удавалось. Мышь просто ускользала от меня самым магическим образом. И тогда отправился я к Мире. Мира подсказала, что волшебную мышку может поймать только волшебная кошка. Так и случилось: Нора пришла на помощь и все исправила.
Кошь: Но, предположим, волшебная кошка в лесу у нас не одна. Но это дело как раз по Норе, она оказалась большой умницей и ловкой охотницей. А я уже для таких дел старовата стала.
Марта: А чем ты можешь похвалиться, Коша?
Кошь: Как любая мать, я могу похвалиться своими детьми. Сама же я теперь только и гожусь, на то, что охранять дом от всякой нечисти и прочих фей, которые любят подслушивать чужие секреты. Этим я и занималась все лето.
Марта: Вот, Маргрид тебя не слышит!
Анима Фагьяна: Маргрид – королева, она дама благородная, пакостями не занимается. А среди ее подданных всякий народ попадается.
Марина: Все мы не ангелы. Я, скорее, покаюсь, чем похвастаюсь.
Ведьма Вера: Марина, неужели ты утопила себе жениха?
Марина: Нет, но очень хотела. Занесло одного паренька в нашу заводь в канун Купалы. Я так влюбилась, что чуть не утопила его. Сначала все танцевала, танцевала вокруг, а потом потащила в воду. Хорошо Валентина удержала. Так что мне похвалиться нечем.
Валентина: Ты себя недооцениваешь, подруга. Да, не буду спорить, идея с женихом была не самой лучшей. Зато вы бы видели, как она танцевала! Наверное, ни в одной заводи не найдется русалки красивее и грациознее.
Марина (смущенно): Это все любовь…
Марта: Которая, наверняка, уже прошла.
Марина: Откуда ты знаешь?
Марта: Хм. Не трудно догадаться. Но хорошо, что от любви хоть такой толк есть: для танцев полезный. Кстати, я тоже за это лето поставила себе красивый танец и горжусь этим.
Рей Анхель: Покажи!
Марта: Хорошо, как-нибудь станцую.
Давор: Нет, сейчас станцуй.
Марта: Но у меня нет музыки. Я взяла одну из моих любимых песен.
Рей Анхель: Не беда, сейчас найдем (достает свою волшебную дощечку). Как называется, говори.
Марта: Ой, откуда у тебя планшет? Здесь ловит Интернет?
Айрин: Здесь даже волшебных мышей и женихов ловят, а ты какому-то интернеду удивляешься.
Марта (подходит к Рею): Давай я сама поищу. А пока пусть Айрин что-нибудь расскажет, как дела на болоте.
Айрин: На болоте все спокойно. Лягушки в порядке, тина на месте. Все лето пропалывала камыши. Некоторые и поливать приходилось, дождичка нынче мало было, стали они подсыхать. Так все в трудах и прошло: встала, прополола, порыхлила, полила, позавтракала, снова полила, порыхлила, вечером опять прополола, полила, порыхлила. В перерывах чистила пни и натирала кувшинки.
Рей Анхель: Айрин у нас труженица, у нее столько запасов на зиму заготовлено!
Айрин: Я же не Зельда, чтобы в гроте целыми днями сидеть и красоту наводить.
Зельда: Что плохого в красоте? Я в этом году собрала много купальской росы, которая омолаживает. Всех приглашаю на сеанс.
Марта: Спасибо! Я обязательно загляну к тебе, Зельда! Вот, нашла песню. Про ведьму. Под нее и буду танцевать.
Играет музыка, Марта танцует, потом все аплодируют.
Кот Баюн: Браво, браво!
Марина: Красиво! Я тоже так хочу научиться.
Марта: Хорошо, приду к вам в гости, покажу тебе некоторые движения. Ты быстро научишься, это не сложно.
Анима Фагьяна: Правильно, Мартиша, ходи лучше к русалкам в гости. А то ты все к ундинам хочешь сбежать.
Марта: Но там море…
Валентина: У нас река ничуть не хуже. Я, например, пользуясь своим даром переплывать Серебряную реку, этим летом наладила отношения с василисками, что живут на противоположном берегу. Теперь они нам помогают разжигать купальские костры и стерегут нашу заводь от непрошенных гостей.
Баба Яга: Хорошая охранная фирма. У меня для этих целей черепа на кольях развешаны. Хотела за лето пополнить коллекцию, да не удалось пока.
Анима Фагьяна: Ой, опять какие-то гадости! Давайте лучше о чем-нибудь добром говорить.
Баба Яга: А что у меня доброго может быть, кроме добрых молодцев? Но после Ивана Дурака ни один пока не заглядывал, вот черепушки старенькие и нечем заменить. Только что и сделала за лето, так всяких зелий насушила.
Дарина: Это большое дело! У Бабы Яги столько зелий, что даже мне хватает. А у меня нынче деятельность бурная.
Ведьма Вера: Чем же ты занимаешься?
Дарина: Я в городе работаю. Помогаю люду разному: отвороты, привороты, заговоры.
Давор: Ага! Значит все это шарлатанство – твоих рук дело!
Дарина: Почему же сразу – шарлатанство? Высшей пробы колдовство.
Давор: Ну, ну…
Дарина: А ты сам-то что хорошего сделал?
Давор: Я новый инструмент смастерил. Вот, гусли называется.
Достает гусли, перебирает.
Кот Баюн: Красиво звучит. Под них спеть бы.
Давор: Так, анима Фагьяна под них уже пела. У нее песня хорошая есть, про ягоды.
Марта: Бабушка, ты написала песню?
Анима Фагьяна: Да, давно это было. А когда Давор принес гусли, так сразу она и вспомнилась.
Марта: Спой!
Анима Фагьяна: Потом как-нибудь…
Марта: Нет, сейчас! Я же танцевала, а ты спой.
Анима Фагьяна: Хорошо, если Давор мне сыграет.
Давор: С удовольствием!
Давор играет на гуслях, анима Фагьяна поет песню «Ягоды». Все слушают, потом аплодируют.
Ведьма Вера: Вы так хорошо поете, танцуете, что мне даже завидно стало!
Марта: Этому не трудно научиться.
Ведьма Вера: Хорошо, я буду приходить вместе с Мариной к тебе учиться танцевать и похвалюсь этим на следующий год.
Баба Яга: А на этот что скажешь?
Ведьма Вера: Я игру придумала.
Кошь: Здорово! Давайте играть!
Ведьма Вера: Если вам интересно, мы обязательно поиграем. Только после нашего собрания, потому что придется бегать по лесу.
Кот Баюн: Бегать?
Ведьма Вера: Да. Я спрячу всюду записочки с разными загадками и заданиями. И кто быстрее всех разгадает, тот получит приз.
Кот Баюн: Бегать, гадать… Я пас.
Баба Яга: Совсем обленился, толстопуз! Тебе и похвастать нечем.
Кот Баюн: Как так нечем? Неправду говоришь. Я все лето жир копил, шерсть отращивал.
Баба Яга: Как тебе не стыдно!
Кот Баюн: А что мне теперь на пенсии делать? Сказки без меня сочиняют, песни тоже без меня поют. Кому я теперь нужен?
Марта: Не расстраивайся, котинька! Как же без тебя можно сказки и песни писать? Это же ты нас надоумеваешь на все это.
Кот Баюн: Правда?
Марта: Правда. Ты волшебный кот, и твое волшебство распространяется повсюду. Без тебя ничего бы не вышло путного.
Август: Даже диссертация.
Нора: Чтооо?
Август: Я говорю, что без творчества даже диссертация не выйдет. Я когда начал писать, сразу это понял.
Дядька Арсений: Ты диссертацию пишешь? (аниме Фагьяне) Дожили! Коты занимаются научной работой.
Анима Фагьяна: А что тут удивительного? В нашем лесу чего только не случается. Если уж некоторые берутся русалок танцам учить…
Марта: Бабушка!
Дядька Арсений (Августу): И на какую тему у тебя научное исследование?
Август: Роль праздников в трансформации сознания личности и формировании социального климата в обществе.
Баба Яга: В каком таком обществе? Это ты про кого?
Август: В нашем. Вы празднуете даты КолоГода, а я за вами наблюдаю и научные выводы делаю.
Нора: Вот, гад какой! Наблюдает за нами. Лучше бы помогал.
Кошь: Нора, не будь хамкой! Ты же приличная девушка. Тем более в этом нет ничего страшного.
Дядька Арсений: И какие выводы удалось тебе получить?
Август: У меня все изложено в последней статье, но если угодно, могу сейчас…
Анима Фагьяна: Нет-нет-нет! Давайте вы свои научные темы как-нибудь без нашего участия обсудите.
Марта: Да, пусть лучше дядюшка Арсений о себе расскажет. Ему точно есть чем нас удивить: полон огород урожая, целое хозяйство.
Дядька Арсений: А что про мое хозяйство рассказывать? Вы итак все про него знаете.
Тришка: Тогда расскажи, чем ты занимался все лето. Как сметану делал, например.
Дядька Арсений: Расстрою тебя, Тришка, но сметану я не делал. Я ее на рынке покупал. А все лето читал книжки по садоводству. С Курочкой Рябой эксперимент завершился, теперь буду с деревьями.
Тришка: То есть, можно считать, что лето без толку провел, ничего нового не сделал, не скопил.
Дядька Арсений: Да как сказать… Расскажу я вам одну историю про то, от чего есть толк. Будет вам сказка на Лугнасад.
Марта: Сказка? Это здорово! Что же ты молчал раньше?
Дядька Арсений: Так еще не к месту было. А теперь – в самый раз. Слушайте.
СКАЗ ПРО ТО, КАК КОЗАК КУЗЬМА ПОРОС СМЕРТЬ ОБМАНУЛ
Ежели доведется вам бывать на каком-нибудь далеком хуторе, да еще и заночевать в хате, то на ужин вас, кроме вареников и доброго сала, хозяева непременно попотчуют страшной историей с чертями, ведьмами, кикиморами и прочей нечистью. И будут уверять вас, что их сосед, или брат, или сват точно – вот те крест! – все своими глазами видел. А все потому, что нечисти в тех краях водилось всегда много, и никто уже не удивлялся, встретив на дороге хромоногую колдунью, тотчас оборачивающуюся черной кошкой или ночною птицею.
Так вот, ежели придется вам бывать в каком-нибудь далеком хуторе и ночевать в хате, то спросите у хозяина, не слыхал ли он историю о смелом и хитром козаке Кузьме Поросе, который смерть обманул. И хозяин, выпучив глаза и растопырив пальцы, обязательно скажет: «А то! Конечно, слыхал!». А потом еще и добавит, что сводный брат его деда приходился троюродным племянником жене соседа того самого Кузьмы Пороса и что, мол, сам всю эту историю лично от Кузьмы слыхал. Так что, вот те крест, каждое слово – истинная правда.
История, действительно, интересная вышла. Ведь это вам не чертей по закоулочкам гонять, не упырей из чуланов выковыривать – с самой Смертью повстречаться! А дело было так.
Возвращался как-то козак Кузьма Порос домой. Вечерело уж, сверчки начинали дребезжать в траве, сумерки опустились на хутор. Вроде еще видать вокруг, да уже все как-то не так, точно в мареве, точно и не на самом деле. Подходит Кузьма к хате, только за плетень вошел, глядит – стоит какая-то фигура во дворе: тощая, длинная, платье до полу, из-под платка коса ниже пояса, а лица не разглядеть. Ну, точно смерть!
Остановился Кузьма, пальцем ус крутит, думает – что за наваждение? А гостья ему, словно мысли прочитала:
- Я и есть Смерть.
- Зачем пожаловала? – спрашивает ее козак.
- Не за чем, а за кем. За жинкой твоей.
- За жинкой? Так рано исчо, молодая она у меня. Приходи попозже, лет так десятков через…
А Смерть не дает ему договорить, перебивает:
- И что, что молодая? То я молодых не знаю. Мне такая как раз нужна.
Кузьма удивился пуще прежнего:
- На что тебе, костлявая, моя жинка понадобилась? Возьми взамен нашу свинью, она добрая, одного сала – пуда два.
- Надо мне сало? – отвечает на это Смерть. – Что я ним делать буду? А жинка твоя дюже хорошо поет и на этой… как ее… ну, на этой играет.
- На арфе, что ли?
- Ага, на ней самой! Как начнет пальчиками перебирать, так на душе хорошо становится. Я слыхала, когда к соседу твоему за тещей приходила. Во дворе присела, заслушалась, аж забыла, зачем пришла. Сосед меня тогда в бок толкает, шепчет: «Мол, костлявая, ты забирать-то будешь?». А я уже и не хочу ничего. Вот, решила взять твою жинку к себе: пущай мне играет, а то скукотища.
- Вот, ты хитрая! – возмутился Порос. – Соседова теща, значит, тебе не нужна, а жинка моя снадобилась? Забирай свинью, коли пришла, и уходи.
- Да почто мне твоя свинья? Отдавай жинку.
- Ну, ладо, - разозлился Порос. – Раз так, не хочешь по-хорошему, тогда я пойду вместе с ней. Вот я вам там устрою подземные пляски!
Сам говорит, а одной рукой вилы берет, другой таз медный, и как пошел вилами-то по тазу лупить со всей дури. Грохот стоит – аж до Киеву слыхать!
- Ой-ой-ой! – заверещала Смерть. – Перестань, Кузьма, шуметь. Я не могу так, я к тишине привыкши. Ой, моя головушка! Все звенит в ней – не унимается.
Перестал Кузьма лупить по тазу, говорит:
- Так берешь свинью или так уйдешь?
- Хорошо, - отвечает ему Смерть. – Вижу, смелый ты козак, Кузьма. Так и быть, не возьму твою жинку сейчас. Но с одним уговором.
- Каким еще уговором? – спрашивает Кузьма, а сам опять за таз и за вилы берется.
- Не надо, не надо! Не шуми! – машет руками Смерть. – Не могу я так просто уйти, не положено. С уговором надо.
- Ну, давай свой уговор, - согласился Порос.
- Уговор такой будет: приду я к тебе скоро снова. А ты к тому времени, что скопишь, то как есть – все мне отдашь. Только, чур, свинью не предлагать!
Вздохнул Кузьма, но – делать нечего – согласился на условие.
Как Смерть ушла, положил таз на место, вилы в землю воткнул, а сам сел думу думать. Думает так: «Что скопишь, то мне отдашь! Ишь, ты, хитрая. На дворе весна, скоро лето, а за лето много чего скопишь. На всю зиму запасов. Придет она под осень, загребет все запасы, и как есть – смерть голодная ждет. Вот чего придумала, костлявая! Не, так не пойдет. Мы еще посмотрим, кто хитрее!».
Прижимист был козак Кузьма Порос, очень уж не хотелось ему со Смертью запасами делиться. А жинку отдавать тем более не хотелось – любил он ее очень. Из самого города Кракова привез.
И тут пришла ему мысль хорошая. Ударил Кузьма ладонью по колену: а, была - ни была! С тем и пошел спать.
В назначенный день вернулась Смерть к Поросу и говорит:
- Ну, Кузьма, отдавай по уговору, что скопил.
А Кузьма ей:
- Погоди, присядь-ка на завалинке. Сейчас я тебе все по порядку изложу.
- Ну, давай, - говорит Смерть. – Только не долго, а то у меня еще два адреса в хуторе на сегодня.
- Это уж как получится. Слухай. Как только ты ушла, на следующий день забил я свою свинью.
- Опять про свинью! – взбеленилась Смерть. – Ведь просила же!
- Да ты не кричи, слухай дальше, - успокоил ее Кузьма. – Вот, значит, забил я свинью, взял тушу и пошел к мяснику. Говорю ему: «Мясник, вот свиная туша, научи меня делать из нее добрую колбасу. Что выйдет – половина твоя». Посмотрел мясник на огромную свинью, в которой одного сала пуда два, и отвечает: «Да за такую половину я тебе сам все сделаю. Приходи завтра». «Нет, - говорю я ему, - Ты меня научи». «А на кой тебе это надо уметь?» - удивляется мясник. «На кой – не на кой, да нужен опыт такой!». Согласился мясник, показал как правильно тушу разделывать, как фарш готовить, как потом из нее колбасу варить.
- Колбаса – это уже лучше, - говорит Смерть. – Тащи сюда колбасу, так и быть.
- Да ты погоди! – машет на нее Порос. – Слухай дальше. Взял я колбасу, что получилась, пошел к кузнецу, говорю ему: «Кузнец, ты, поди ж, оголодал тут у наковальни! Я тебе колбасы жирной принес, из моей свиньи. Возьми, вот, поешь. А меня обучи своему ремеслу, надо мне топор вострый сделать». Посмотрел кузнец на колбасу - а с той сало так и капает, так и капает! – и отвечает: «Да за такую колбасу я тебе сам топор сделаю. Приходи завтра». Я ему на это: «Нет, мне обучиться нужно. Ты уж, будь другом, покажи премудрости». «Да на кой тебе кузнечное дело, сосед?» - удивляется кузнец. «На кой – не на кой, да нужен опыт такой!». Согласился кузнец, научил меня топор делать. Вышел топор крепкий, вострый – что надо!
- Тащи свой топор, - кивает Смерть. – Буду девушкой не с косой, а с топором. Народ позабавится хоть напоследок.
- Ты погоди, слухай дальше. Взял я топор, пошел к плотику и говорю: «Плотник, вот тебе топор крепкий да вострый. Обучи меня ремеслу твоему. Нужна мне лодка». Посмотрел плотник на топор, пальцем лезвие потрогал, головой покачал и отвечает: «Да за такой топор я тебе сам лодку срублю, приходи через пару дней». «Нет, ты меня обучи плотницкому мастерству». «Да на кой тебе это надо?» - дивится плотник.
- На кой – не на кой, да нужен опыт такой! – нетерпеливо вставила Смерть. – Давай лодку, сгодится в хозяйстве, буду на ней через Смородину реку людей перевозить.
- Не гони лошадей, - невозмутимо отвечает Кузьма Порос. – Нету у меня лодки, ты дальше слухай, да не перебивай попусту.
Вздохнула Смерть, руки на коленки сложила, слушает.
- Так именно я и ответил, - продолжает Порос. – Научил меня плотник мастерить лодку. Хорошая лодка вышла, крутобокая, в любую непогоду не перевернется. Взял я лодку и потащил ее к рыбаку. Говорю ему: «Рыбак, подарю я тебе лодку новую. А ты меня взамен научи рыбу ловить правильно». Посмотрел рыбак на лодку, почесал затылок и отвечает: «Да с такой лодкой, Кузьма, я тебя рыбой завалю! Приходи за первым уловом к вечеру». «Нет, - отвечаю я – я сам хочу научиться!». «Да на кой тебе это сдалось? Ты за день так провоняешься рыбой, что тебя твоя жинка на порог не пустит!». «На кой – не на кой, да нужен опыт такой! А за жинку не переживай, отмоюсь в речке». Стал меня рыбак учить всяким тонкостям: где рыба любит толпиться, в какой час лучше поклев, как правильно сети расставить, да куда удочку забросить, ежели на блесну ловишь. Наловили мы целую лодку рыбы – даже за раз не унести. Насушили, навялили, насолили, а что и так, сырьем оставили.
- Давай свою рыбу, - вздыхает Смерть. – Буду на обеде грызть.
- Нету у меня рыбы, продал я ее.
- Как так продал?
- А так. Взял весь улов, погрузил на повозку, поехал к торговцу на рынок. Говорю ему: «Вот целая телега рыбы. Помоги мне ее выгодно продать, научи как надо делать. Половина барыша – твоя». Глянул торговец, аж присвистнул! «Вот те на! Это же целое состояние. Да за половину барыша я сам тебе все продам. Такая рыба разойдется вмиг, приходи к концу дня». «Нет, - отвечаю я, - ты меня научи». Согласился торговец…
- И что, даже не спросил, на кой тебе это надо? – ехидно подметила Смерть.
- Неа, не спросил. А что, торговое дело – оно каждому пригодится. Так вот, стал меня торговец обучать всяческим приемам: как товар выложить хорошим боком, а плохим спрятать, какую рыбу вперед на прилавок положить, а какую под прилавок убрать, какую почистить, а какую тиной обмазать. Это словом таким мудреным называется - мерчендайзинг.
- Мер… чаво?
- А, тебе все равно не понять. Научил меня торговец этому делу, да еще как зазывать покупателей показал, так о товаре рассказывать, да как прихвалить где. Словом, продали мы, как и говорил торговец, вмиг весь товар. Забрал я половину барыша…
- Деньги – это то, что надо! – оживилась Смерть. – Давай сюда.
- Взял я деньги, пошел в соседнюю лавку и купил на все шелка.
- Шелка? – подпрыгнула Смерть.
- Самого настоящего шелка. Аж из Шанхаю.
- Пойдет шелк… на платьишко.
- Вот-вот, взял я этот шелк и пошел к портному. Говорю ему: «Научи меня платье шить. Вот шелк китайский, все, что останется – забирай себе». Посмотрел портной на ткань, перемерил ее, глаза вытаращил: «Да тут же на десяток платьев!». А я ему: «Мне хорошее платье надо, нарядное. Но если останется много – бери себе и делай из него, что хочешь». Портной на это: «Да за такую материю я тебе сам сошью! Приходи к концу недели».
- Это что же получается, лодку делать – два дня, а платье шить – неделю? – удивилась Смерть.
- Получается, так. Я к нему неделю и ходил, учился. С шелком работать – не топором махать. Зато платье вышло пышное, модное.
У Смерти глаза загорелись – хоть и костлявая, а все ж женщина!
- Давай, - говорит. - Платьишко модное.
- Так я же его жинке отдал. Для нее, голубушки, целую неделю шил.
- Вот и отлично! – потерла руки Смерть. – Заберу ее теперь вместе с платьем.
- Ан, нееет! – покачал головой Порос. – Уговор – есть уговор. Он дороже денег. Забирай, что скопил.
- Так ты же ничего не скопил! – подпрыгнула Смерть. – Все пораздавал. А себе ничего не оставил.
- Вроде, умная ты баба – Смерть, - ответил на это Кузьма. – А сама и не поняла ничего. Я как раз много скопил и готов с тобой поделиться.
- Чем же?
- Опытом! Я же умения всякие копил: кузнечное, да плотницкое, да торговое. Теперь буду тебя учить по договору. С какого начнем? С начала, как колбасу делать, али с конца – как платье шить?
Схватилась Смерть за голову, запричитала:
- Ой, козак, ой хитрож… хитроумный! Обманул старую!
- Ничуть я тебя не обманывал! Копил, старался, как и договаривались. Давай начинать учиться.
- Нет, уж, Кузьма, в другой раз как-нибудь. Меня итак твои соседи заждались, пойду, может у них чем поживлюсь, - сказала Смерть, а сама уже одной ногой за плетнем стоит, сбежать хочет.
- Ну, ты, это, заходи за должком-то! – кричит ей вслед Кузьма Порос. – Как зайдешь – так и приступим к обучению.
- Да, ну тебя к лешему! – отмахнулась Смерть и захлопнула за собой калитку.
С тех пор долго она не появлялась у Кузьмы Пороса в гостях, все боялась, что он ее учить начнет, должок отдавать сполна.
А Кузьма с жинкой рядышком сидят в своем саду на завалинке, едят груши, семечки выковыривают да птичкам кидают. Так и живут.
Марта: Все ясно. Значит ты, дядюшка, тоже опыт копишь?
Дядька Арсений: Можно сказать и так.
Валентина: А меня в этой истории позабавило, что Смерть к лешему отправляет!
Кот Баюн: Это у них присказка такая. А что, вышла Смерть очень даже человечная.
Давор: Женственная.
Баба Яга: Кстати, о леших. Почему бы не сходить к ним в гости? Я их с самого Дня леса не видала. Сегодня не пришли.
Ведьма Вера: Заняты, наверное. Каких-нибудь нерадивых грибников кругами водят.
Тришка: Им хорошо, у них Наташка обед готовит.
Марта: Тришенька, ты уже проголодался, как всегда?
Тришка: Что сразу – как всегда? Вы про колбасу, с которой жир капает, только сказки писать мастера…
Анима Фагьяна: Давайте и правда сходим к лешим на обед. А потом ко мне на чай.
Баба Яга: И ко мне на пироги.
Зельда: И ко мне на сеанс омоложения.
Кошь: Нас еще игра от Веры ждет.
Ведьма Вера: Да, как договаривались, после собрания.
Анима Фагьяна: Так что же мы сидим? У нас еще столько дел. Идемте!
Все встают, уходят, весело разговаривая.
Занавес.