[показать]
Честно говоря, я понятия не имею, с чего начинать разговор о «Параноид Парке». Сюжет фильма можно описать буквально одной-двумя фразами: жизнь состоит из случайностей, и не всегда эти случайности – счастливые.
Парень решил прокатиться на подножке товарного вагона. Отбиваясь от станционного охранника, случайно толкает его под колеса другого поезда. Все. На этом сюжет, в традиционном его представлении, исчерпывается.
На самом же деле фильм не о том. Вернее, не совсем о том. Гас Ван Сент остался верен своему излюбленному способу подачи событий, сместив акценты с «внешнего» мира на внутренний мир героя. Именно поэтому фильм может показаться медленным – зрителю предстоит на время стать Алексом, подростком, который учится быть взрослым, и волею случая угодившим в сложную ситуацию. Как справиться со всем этим? И еще – со всеми теми проблемами, которые никто не отменял? И со своими собственными внутренними вопросами?
По совету подружки Алекс записывает те мысли и воспоминания, которые не дают ему покоя. Помните этот фокус? Сначала записываешь, а потом – топишь, сжигаешь или закапываешь. Уничтожаешь, в общем. Мы же видим, как по деталям, по кусочкам складывается «тот самый вечер»…
[показать]
Для «Параноид Парка» очень хорошо подходит слово «созерцательность». Правда, до, скажем, японской созерцательности еще далековато, но тем не менее. Замедленные съемки, размытые задние планы, медленная музыка – все это дает возможность сосредоточиться на переживаниях главного героя. Дает возможность самостоятельно додумать, дочувствовать, допонять… Многие кадры фильма сняты простой любительской камерой – еще один трюк, позволяющий зрителю еще больше ощутить себя «внутри» сюжета.
Поначалу фильм кажется немного затянутым, однако с развитием сюжета все становится на свои места. Главное – поймать волну, на которую был настроен режиссер.
Любители динамичных и зрелищных картин вряд ли досмотрят «Параноид Парк» до конца. Лента Гаса Ван Сента рассчитана скорее на тех, кому ближе психоделичные, «медленные», немногословные фильмы, в которых больше внимания уделяется внутреннему миру героев, а сам сюжет играет второстепенную роль.
Ольга Пошуруева,
KINOKINO