Настроение сейчас - ветаю в облаках
[480x346]
Луна едва лишь светит на рассвете,
В сиянье слабом опадает клен.
Пурпурная листва!..
Срывает листья эти
Злой ветер, прилетевший с гор.
(Мина Могло Санэаки)
Смысл чайной церемонии в «общении сердец». Именно поэтому все здесь должно выглядеть естественно,
не нарочито, просто и даже грубовато. Крохотная, до предела простая чайная комната воплощает бескрайность
пространства и беспредельность красоты. «Настрой свое сердце в лад с сердцами других; разве может человек жить
ради себя, не считаясь с теми, кто рядом?» — говорил Сэн-но Рикю. Ничто тут не должно отвлекать от общения в духе,
никакая чрезмерность ни в обстановке чайного домика, ни в утвари —
«для истинного чая не требуется утварь». Здесь должна обязательно присутствовать особая красота «безыскусного».
Дух чайной церемонии — это дух всего истинно японского. В этой церемонии, как и во всем японском искусстве и в жизни, должны присутствовать:
• ва — гармония;
• кэй — почтительность;
• сэй — чистота;
• дзяку — спокойствие.
[480x319]«Ва» — сама атмосфера настоящей чайной церемонии. Все расположено гармонично-- мшистые камни перед домом, заросший водоем, чайный дом с соломенной крышей и подпорками из неотесанного дерева. В самой чайной комнате — кувшин с водой, чашка и черпак. На всем — налет старины и дыхание вечности. Все невольно приводит душу в умиротворенное состояние равновесия и как бы готовит к встрече с невидимым миром.
«Кэй» — почтительность, когда каждый участвующий в церемонии чувствует себя равным другим. Никто не кичится своей знатностью. А бедный не стыдится своей бедности.
«Сэй » — чистота в комнате должна быть абсолютной. И не только во внешнем пространстве, но и в душе каждого.
«Дзяку» — спокойствие и атмосфера полной безмятежности. Это состояние, похожее на нирвану, доступно лишь «забывшему о себе».
[478x329]