Я долго не писала нигде и не упоминала, как у нас сейчас идут дела на семейном обучении. Просто там так бурлило и кипело, не в хорошем смысле слова, что я не видела этого самого смысла описывать, делиться негативом вовне, чтоб не усугублять. А всю энергию решила кинуть на поиск выхода из такого положения. И вот выход найден, благодаря моему мужу, точнее, мы в начале пути, но это уже другой путь и качественно новый уровень. Поэтому решила всё описать, всю правду, местами грустную, местами шокирующую, но в целом - нужный нам зачем-то опыт. Ну и потому, что многие спрашивают.
Итак, на семейном обучении мы уже 5 лет. Не путать с домашним! Домашнее - это когда учителя на дом приходят, а семейное - когда учимся сами и периодически проходим в школе аттестации для подтверждения того, что дети получают необходимые по программе знания. Напомню: Тимошу мы из школы забрали после первого класса, Мишу - после 4-го.
Поначалу учителя негативно отнеслись к нашему решению, им не хотелось терять учеников и потом тратить время на организацию аттестаций, возиться с нами отдельно, но директор с интересом восприняла - такого опыта в этой школе ещё не было и ей хотелось его получить.
Первые несколько лет всё шло шатко-валко, но шло. Учителя только выносили нам мозг относительно того, когда же мы вернемся обратно и что дальше будет сложнее, что мы не справимся. И злились, что мы отказываемся возвращаться на обычную форму обучения. Сменился завуч.
Вот тут мы затупили сами конкретно. В том, что позволили внушить себе, что учителя и директор лучше знают закон. И что по закону мы не можем учиться экстерном, как хотели изначально, то есть вообще уйти из школы и даже там не числиться, а лишь периодически заключать с ними договор и сдавать предметы, в идеале - раз в год. Нам "навялили" такую систему, что мы должны быть непременно привязаны к какой-то школе, не ходить в неё, но быть оформленными там, и сдавать там же. Убеждали, что в нашем городе нет других школ с опытом СО. Да и мы подумали, что лучше гнобливое, но свое, рядом, чем неизвестное и далеко. А зря.
С каждым годом было всё сложнее. Морально. Психологически. Лишь пара учителей относилось тепло и хорошо, остальные просто откровенно злились и заваливали изо всех сил. И если в начале мальчикам было интересно, то потом они просто мучались от такого прессинга, хамства и негатива в свой адрес, с неизменным в конце "когда вы уже вернетесь в школу". Муж ругался с ними, создавались комиссии. Мальчики на нервной почве вообще перестали на аттестации что-либо соображать. Дошло до того, что дома мы проходили сложные тесты на отлично, но стоило им перешагнуть порог школы, как они "отключались" и в простейшем путались, допускали ошибки, мозг блокировал у обоих просто память. И видно же было, что ошибки досадные, по невнимательности, а ход решения-то верный, однако никак ничего нельзя было с этим сделать. Детей парализовывал сам вид учителей, сидящих в классе и смотрящих на них. И в то же время тестирование на компе проходили хорошо, Миша ОГЭ сдал великолепно, в отличие от одноклассников. А самым страшным кошмаром стали устные сдачи. Учителя, не стесняясь, кричали на них, перебивали, если молчал более двух секунд, задавали новые и новые вопросы без пауз. Потом резюмировали, что ничего не знает и ставили "2". Взрослые мальчишки приходили домой в слезах. На комиссии учителя вели себя спокойнее, но мальчики уже так их боялись, что цепенели и молчали, а на письменных работах не укладывались в отведенные 40 мин, хотя для СО-шников по закону положен час, но нам прямым текстом говорили, что не хотят тратить на нас время. Поверьте, я не приукрашиваю, скорее даже приуменьшаю.
И мы, как родители, виноваты, что довели до такого - признаю. Всё надеялись, что получится, что успокоятся учителя и поймут, что в школу мы не вернемся. При этом то, что мы прикреплены к школе, числимся в ней и за нас школе платят, как за полноценных учеников - умалчивалось. Учителя не хотели тратить на нас времени сверх школьного. Положенные нам по закону консультации игнорировались, а когда назначили время, и сын пришел к этому времени, выяснилось, что весь класс уже час как консультируется и лишь 15 мин. осталось. Потом выяснилось, что следующие консультации платные. Ругаться и отстаивать, что-то доказывать, мы не стали, дабы не обрушить потом на сдаче на головы мальчиков гнев учителей. При этом учителя нас спрашивали - "а почему мальчики у вас такие пуганые и забитые, молчат, когда приходят сдавать, может, вы их бьете?!" Хорошо, что всё это решал и разруливал Олег, я бы в истерике просто там бы высказала всё, что думаю, не выбирая слов. По поводу того, какими они были до общения с учителями и после.
Итак, мы сдавали, нас валили, назначались пересдачи, там или выкарабкивались с трудом, или валились снова. Вот скажите, разве за половину сделанного задания, а половину не сделанного (что-то не понял, а что-то не успел по времени) справедливо ставить "2", тем самым приравнивая ребенка к тому, который совсем ничего не знает? Дети просто теряли уверенность в себе и желание учиться. Последней каплей стало то, что Тима оставили на второй год либо предложили школу для детей с трудностями в обучении (это я мягко по умственно отстающих). Из-за того, что однажды он просто не выдержал и высказал учительнице по русскому в письменной работе, что он пишет статьи для сайтов очень успешно, а значит у него есть необходимый уровень грамотности (написал, правда, несколько в истеричной манере, но лично я могу его понять). Короче на Тима обозлились, обиделись и дали понять, что ему каюк. Короче, на второй год оставили.
А после того, как Миша сдал великолепно ОГЭ, и мы ткнули результатами учителям нашей школы, они снисходительно заявили, что...на ОГЭ детям помогали и подсказывали. Вы серьезно??? Жаль, диктофона не было записать. На ОГЭ? Да там была такая система слежки, говорил Миша, что сразу бы это отследили. Мише было гораздо проще психологически с компьютером, с роботом, чем с живым человеком, сдать. На заявление учителей мы спросили: "а почему тогда Мише никто не помогал, если всем подсказывали?" - на это промолчали.
Так вот когда после полного завала Тимоши мы были сломлены, это стало последней каплей. Мальчики наотрез отказывались вообще заниматься по школьной программе - а какой смысл, если всё равно результат будет один? Никому их знания не нужны. Они сказали, что хотят заниматься своими делами, в которых уже довольно неплохо продвигаются: Миша программированием, а Тим - написанием сценариев. Но без аттестатов какие ВУЗы? А без аттестации по каждому классу не допустят до ОГЭ и ЕГЭ...
Мы хотели просто уйти и прийти уже на окончательные экзамены, но нам угрожали, что так нельзя и если мы в никуда заберем детей, это наказуемо по закону (посадят в тюрьму, детей отберут и пр, ха-ха. Черный сарказм), что в трехдневный срок после забора документов из этой школы мы должны подать их в другую, прикрепиться к какой-то. К нам даже комиссия приходила, чтоб проверить нас на "благополучность". Осмотрела дом тщательно, жилищные условия, одобрила детскую комнату (у каждого свой стол и обязательно комп - вот критерии их) и ушла.
И тогда муж пошел в ГОРОНО. И выяснил там массу интересных вещей (мы и раньше туда ходили, но не пытались расспрашивать, только выяснял, как нам облегчить свою участь). В нашем городе ЕСТЬ школы, у которых опыт СО есть. И нам порекомендовали школу №102, что в пятнадцати минутах пути от нас пешком. К слову - эта школа у меня ассоциировалась всегда с адом, я там 6 лет проучилась и это был треш, как с учителями, так и с одноклассниками. И вот нам её советуют. Позже выяснилось, что сейчас там хорошо - весь учительский состав новый, все адекватные, директор там - отличная женщина, которая в мою бытность ученицей там вела математику, потом была завучем...
Олег забирает документы из нашей школы, которая выпила все наши нервы, и в трехдневный срок идет с ними в 102-ую, как положено. А после разговора с директором охреневает, мягко говоря. Директор - адекватнейшая женщина, знающая все законы, ужасается с того, что услышала. Она говорит, что экстерн, как форма сдачи, существует в нашем городке, как и везде, и они в том числе предоставляют её. И что в нашей школе нас, мягко говоря, намеренно дезинформировали или сами ничего не знали. Что мы спокойно можем забрать домой личные дела мальчиков и вовсе не обязаны быть прикрепленными к школе, это решение родителей добровольное. И по сути этот не является СО, это как обычное обучение в школе, но без посещения. Что нас незаконно заставили это делать. И, проверив Тимины оценки, сказала, что нас незаконно оставили на второй год! Должны были предоставить её одну пересдачу, как минимум (но, это ладно, всё равно результат тот же был бы). Директор сама позвонила в гороно и донесла до них информацию об экстерне (те тоже не знали, что необязательно быть прикрепленными к школе) и наших правах иметь личные дела мальчиков дома. Я просто молюсь за эту великую женщину. Она нам подробно пояснила, как и что мы вместе сделаем. Тимошу сразу через неделю начали аттестовать за 6 класс (в котором на второй год оставили), за третью четверть (чтоб закрыть по документам то, что мы из нашей школы принесли) и потом ещё 4-ая будет. А далее - раз в год, весной, а можно и вообще сразу за пару классов, если он будет готов! И к ОГЭ он сможет скостить пару лет. А Мишу в мае проаттестируют за 10 класс (в котором он сейчас учится) и далее будут готовить к ЕГЭ и сдаст он там же. У нас гора с плеч упала, не представляете...
По итогу на сегодняшний день, Тима сдал уже 8 предметов из 12-ти на 4-5, тройка за историю (по которой он готовился по учебнику История Средневековья, как у нас в школе, а надо было - История России, но Историю России он листал, интересовался, и потому 3-ка твердая) и по русскому, которого он ещё боялся по привычке:))) Тимоша просто обалдевает от того, насколько там другие учителя и другое отношение. Никто не орет, всё на позитиве, мягко и помогают, если запутался и задал вопрос (к сравнению, в нашей школе за один заданный уточняющий вопрос снижалась оценка на балл, они боялись рот открыть

), говорят, что видят, что ребенок много знает, молодец, мол. Не заваливают дополнительными заковыристыми вопросами, всё на бумаге (тестирования), есть время подумать и вспомнить. И сегодня Тим сказал, что впервые, заходя в класс, не отключилась память у него, а когда взял тест в руки, всё вспомнил, что читал, и с легкостью его прошел (по литературе). Я заплакала.
Мише психологически будет проще в мае, он увидел, как брат сдает и что там к ним положительно относятся и гнобить не станут. Даже учебники дают просто так, несмотря на то, что к школе мы не прикреплены, а для задания по технологи дали даже на несколько дней выжигательный аппарат, трафарет! Для нас это было приятным шоком, в нашей старой школе всем было пофиг что и откуда возьмут, главное, чтоб сдали (и требования выдвигали чуть ли не накануне о рисунках и поделках - должны успеть!).
Аттестацию с Тимом мы сдаем на каникулах - это тоже шок для нас. Наши учителя прежние ни за что не стали бы тратить время на нас на каникулах, всегда сдавали в разгар учебы, между предметами, отчасти психовали на нас и из-за этого, часто даже динамили, "забывали", и мы бегали за ними. А тут всё настолько доброжелательно и искренне, что Тим никак не может привыкнуть, он счастлив и читает учебник искренне! Старается.
Пожелайте нам удачи! А я прямо благославляю школу, которую проклинала раньше, когда училась в ней:))) Гештальт мой закрывается что ли? Кстати, после неё я перешла (в 10-11 кл) в отличную и там оттаяла, теперь мальчики повторяют мой путь, но мой ад стал их раем. Неисповедимы и чудны Твои дела, Господи!
P.S.
А сегодня вечером, по иронии судьбы, в нашей школе, из которой мы ушли, будет проводиться собрание для жильцов нашего района по поводу строительства детской площадки в районе, место по неё мы, кстати, осенью расчищали. Думаю пойти, послушать и поучаствовать в решениях. Получится ли у меня спокойно переступить порог этой школы и даже увидеть всех этих учителей? Даже принимая тот факт, что совсем не по школьным делам собираются там. Тим говорит: "давай с тобой пойду?". Он воспрял духом и перестал бояться. Но я пойду одна, не хочу расспросов.
Такие вот дела.