Озерное царство
Давайте пройдемся по Теночтитлану — столице империи, раскинувшейся на озере посреди озера Тескоко. Через озеро к городу перекинуты десятки мостов. Вдали стоят дамбы, предохраняющие мегаполис от частых наводнений. Повсюду снуют люди в набедренных повязках и плащах, делающих их слегка похожими на древних греков. Они спешат в Тлательлолоко — город-спутник Теночтитлана, где организован огромный рынок на 25 тысяч человек. Здесь можно купить все что угодно — от экзотических птиц и маиса до богато украшенной хлопковой одежды и рабов.
У рынка богатая инфраструктура — здесь есть цирюльники, носильщики и даже судьи, к которым можно обратиться за защитой прав потребителей. За качество товаров можно не беспокоиться, перед попаданием на прилавок они проходят тщательный контроль. Теночтитлан похож на Венецию. Вокруг города раскинулись плавучие сады из корзин с илом, сплетенных вокруг деревянных свай и обсаженных ивами (для укрепления конструкции корнями). Между островами проложена сеть каналов, используемых для орошения, транспортировки грузов и рыбалки. В центральной части озера вода соленая, там ничего не растет. Земледелие возможно лишь на его окраинах — там, где бьют подземные ключи. Питьевая вода обеспечивается четырехкилометровыми глиняными акведуками, идущими от источников с холма Чапультепек. Почти 20% населения занимается сельским хозяйством. Выращенный урожай, а также дань, поступающая из захваченных территорий, позволяют прокормить около 200 тысяч человек (по другим данным, население столицы достигало полумиллиона). Город разделен на четыре квартала: Теопан, Мойотлан, Куэапопан и Астакалько.
К началу 15 века Теночтитлан был крупнейшим городом на планете. Конкурировать с ним мог только Константинополь. Плотность населения очень велика — свыше 15 тысяч человек на один квадратный километр. При этом в городе царит удивительная чистота. Испанцы, впервые прибывшие в Теночтитлан, были поражены жестокостью религиозных ритуалов индейцев. Но еще сильнее их потряс тот факт, что в центре города полностью отсутствует мусор. Даже трава, пробивавшаяся между каменными плитами, тщательно выпалывалась. Исходя из этого, странный обычай освобождения рабов, наступивших в фекалии, становится вполне объясним — здесь их попросту негде было найти. Следует вспомнить, что для европейских городов в то время считалось нормой выливать содержимое ночных горшков из окон на улицы.
Ацтеки моются как минимум два раза в день. В качестве мыла используется плод копальшокотля (мыльного дерева), щетки для одежды изготавливаются из корня столетника, а в паровых банях применяются веники из ароматных трав. Большинство ацтеков живет на окраинах города в одноэтажных постройках, сделанных из прутьев и глины. Здесь царит постоянная сырость, грунт под ногами рыхлый. Индейцам приходится тесниться. В домах располагаются целые кланы, причем люди стараются селиться по профессиональному признаку в кварталах «калпулли». Мастера по выделке птичьих перьев, гончары, резчики по камню и торговцы образуют внутри города полуавтономные общины. Они сами строят школы, имеют собственных богов-покровителей и выставляют воинов для захватнических походов.
Ацтеки наладили систему общего образования. До 15 лет детей учили дома — в основном героическому эпосу и мудрым поговоркам. Впоследствии ребенок знатных родителей мог отправиться в школу кальмекак (ритуалы, астрономия, грамота, история, общественное управление, законы). Те, кто победнее, шел в тепочкалли своего квартала и изучал религию, торговлю, ремесло. Примечательно, что девочек грамоте не учили. В 15 лет их часто выдавали замуж, поэтому ускоренный курс домашнего хозяйства был предпочтительнее чтения и правописания. Пользование косметикой не одобрялось. Отбеленная кожа и черные (или красные) зубы ассоциировались с проститутками. Наконец, дети всех классов и полов ходили в куикакалли — музыкально-танцевальные школы. Однако и в «высшей», и в «низшей» школе основной упор делался на военное искусство. Учебный режим был крайне тяжелый: обливания холодной водой по утрам, тяжелые физические работы и ритуальные кровопускания воспитывали в будущих бойцах необходимую жестокость. Интересно, что «престижная» школа кальмекак вовсе не гарантировала карьерный рост. Многие знатные отпрыски шли в тепочкалли, где основной упор в учебе делался на войну. Ведь бойцы продвигаются по социальной лестнице гораздо быстрее жрецов. 4 раза в день и 5 раз ночью над столицей раздавался рев морских раковин и грохот храмовых барабанов. За неимением городских часов жрецы отмеряли время довольно шумным образом.
Богачи занимают высокие каменные здания вблизи храмов. Последние сконцентрированы в центре города и обнесены защитной стеной Коатенпатли («змеиная стена»). Архитектурная доминанта столицы — две 30-метровые пирамиды Уицилопочтли и Тлалока. В гигантском дворце Монтесумы организован зоопарк, ботанический сад и аквариум, обслуживаемый тремя сотнями человек. Здесь также содержались уроды, горбуны и альбиносы.
Пусть всегда будет Солнце!
Пирамиды ацтеков неразрывно связаны с другой их «визитной карточкой» — жертвоприношениями. Это шокирует до сих пор: человека укладывали на выпуклом камне, вскрывали грудную клетку обсидиановым ножом (что требовало сноровки — клинок был острый, но очень хрупкий) и вырезали у него сердце. Женщин убивали во время танца, отрубая им головы. Детей топили в честь бога дождя Тлалока. Некоторых бросали живьем в огонь, других расстреливали из луков, после чего сдирали с них кожу. Тела жрецы скармливали животным (либо разрубали на части в подарок важным людям, а изредка — употребляли в пищу с ритуальными целями). Черепа выставляли напоказ на шестах цомпантли.
Потрясенные испанцы рассказывали о жертвоприношениях многих тысяч людей. Однако раскопки дают более скромную цифру — каждые 52 года под нож отправлялись лишь несколько сотен человек. На самом деле в жертвоприношениях не было жестокости. Ацтеки верили, что только таким образом можно поддержать естественный ход вещей — прежде всего, восходы Солнца. Богам требовалось пропитание. Кровь поддерживала структуру вселенной. Поэтому большинство жертв (за исключением пленников) шло на смерть добровольно, а между ними и жрецами устанавливались почти родственные отношения. На любое бедствие, будь то наводнение или землетрясение, был один ответ — жертвоприношения. Если оно не помогало, в действие вступал «план Б» — еще больше жертв. Рано или поздно несчастья прекращались сами собой, так что система, в целом, работала без сбоев. О размахе ритуальных убийств ходят легенды (в основном благодаря испанским конкистадорам и священникам, стремившимся очернить язычников). Непонимание с обеих сторон было абсолютным. Европейцев выворачивало наизнанку при виде залитых кровью храмов, а ацтеки ужасались рассказам о «методах работы» Торквемады. Ацтеки не пытали людей (ритуальное нанесение ран ножами или шипами не в счет — даже император регулярно пускал себе кровь во благо Солнца). Скидывание выпотрошенных тел с пирамид имело наглядно-практическое значение. Люди могли видеть, что жертва свершилась, а младшие жрецы быстро уносили тело в сторону для разделки. Математика — лучшая свидетельница истории. Хроники сообщают, что после сооружения ацтекского храма на его верхней площадке было устроено «праздничное» жертвоприношение, в ходе которого за четыре дня с жизнью распрощалось 84000 пленников. Неясно, как город с населением всего в 100-200 тысяч мог «обработать» такое количество человеческого материала.
Кроме того, простейший подсчет показывает, что для достижения столь рекордных показателей император Ауицотль (якобы резавший людей собственноручно) должен был убивать по 14 человек в минуту. Размещение такого количества черепов на цомпантли проблематично — даже если располагать шесты вдоль стены храма в 10 рядов, их длина достигла бы почти 1,6 километра. Таким образом, длина одной стороны храма равнялась бы 420 метрам, а сама пирамида превышала бы любую египетскую почти вдвое.
* * *8 ноября 1519 года Эрнан Кортес вошел с войсками в Теночтитлан. Кортес довольно оригинально поднял боевой дух своих солдат — затопил каравеллы, отрезав все пути к отступлению. Монтесума принял Кортеса за Кецалькоатля, а испанцев — за посланников Солнца, и осыпал их почестями. В ответ Кортес пленил императора и захватил город, однако летом 1520 года был вынужден бежать из него. Год спустя, 4 июня 1521, он вновь осадил Теночтитлан. Индейцы яростно сопротивлялись, однако 13 августа огромный мегаполис пал. В боях погибло почти все его население (не менее 200 тысяч человек). Вырезание городов подчистую не практиковалось в Европе. Вероятно, здесь постарались индейцы — союзники Кортеса. Около 40% населения ацтекской империи умерло от оспы, занесенной испанцами (при высочайшем уровне гигиены подобные болезни им были неведомы). Захватчики разрушили Теночтитлан и осушили озеро Тескоко, навсегда погубив экологию региона. Сейчас на месте Теночтитлана стоит Мехико. Город до сих пор испытывает недостаток питьевой воды. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
| ← 1 | |
http://www.mirf.ru/