О БОЛЕЗНИ И СТРАДАНИИ. Богу было угодно страдание соделать средством спасения и очищения, которое может быть действенным для каждого, кто переживает его со смирением и доверием к всеблагой воле Божией. По слову святителя Иоанна Златоуста, «кто научился благодарить Бога за свои болезни, тот недалек от святости». Болезнь — это несомненно посещение Божие. Она дает человеку возможность сосредоточенно уединиться в келье своего сердца и поразмыслить о самых серьезных вещах. В болезни Господь нередко указует человеку путь, которым надлежит следовать. Во время недугов и выздоровления сила Божия являет себя в человеческой немощи. Именно через познание нашей собственной слабости Господь открывает нам истинную цену вещей, их значимость в свете вечности, встретиться с которой предстоит всем нам.
О русской святости
На устах и в сердцах многих из нас имена преподобных Сергия Радонежского и Кирилла Белозерского, святителей Московских Петра и Алексия, равноапостольных просветителей земли Русской — святого князя Владимира и святой княгини Ольги. Путеводными звездами сияет на нашем небосклоне целый сонм святых мучеников и преподобных, блаженных и святителей. Воистину Россия — страна, обладающая бесценными духовными сокровищами. Каждое время богато своими святыми. Это в полной мере касается и синодального периода. Причисленные к лику святых в XVIII — начале XX века святые Димитрий Ростовский, Митрофан Воронежский, Тихон Задонский, Серафим Саровский, Иннокентий Иркутский почитаются во всех уголках Православной России. «Пройдут века — имя его вырастет необыкновенно», — писал Преосвященный Леонид, архиепископ Ярославский, о святителе Филарете Московском. Прославление святителя в наше время — подтверждение этих пророческих слов, которые можно отнести и к другим подвижникам XVIII—XIX веков. Канонизированные в последние годы святители Игнатий (Брянчанинов) и Иннокентий Московский, преподобный Амвросий и другие Оптинские старцы обладали огромным духовным авторитетом у своих современников. В конце XX века мы становимся свидетелями того, как почитание этих угодников Божиих растет и приумножается. Мы помним о духовных вершинах, достигнутых российскими подвижниками благочестия. Несомненно, что имена многих из них со временем зазвучат с особой силой.
О ежедневном чтении Библии
Во время многолетних гонений на веру купить Библию было очень нелегко, зато в каждой библиотеке пылились десятки дешевых брошюрок, «опровергающих» эту великую, но практически недоступную в то время читателю Книгу. Лишь с 1988 года массовые тиражи Священного Писания сделали его доступным отечественному читателю. Сегодня приобретение Библии уже не представляет проблемы. Скорее проблема заключена в том, что для многих эта Книга — лишь украшение книжной полки. А предназначена она для постоянного чтения, которое способно преобразить жизнь и утолить духовный голод всякого человека. Нисколько не устарели слова выдающегося проповедника Древней Руси святителя Кирилла Туровского: «Прошу вас, постарайтесь прилежно читать святые книги, чтобы, насытясь Божиим словом, достичь несказанного блаженства Вечной Жизни». Начинать изучение Библии неподготовленному читателю действительно бывает нелегко. Поэтому хотел бы поделиться некоторыми советами о чтении Священного Писания, основанными на духовном опыте русских подвижников благочестия. Прежде всего они советовали читать слово Божие ежедневно — хотя бы понемногу, но внимательно. При этом, как учил преподобный Серафим Саровский, «всего более должно упражняться в чтении Нового Завета и Псалтири», особенно начинающим читателям.
Это чтение будет приносить душе пользу, если мы будем воспринимать слова Библии как глас Божий, обращенный лично к каждому из нас. Святитель Тихон Задонский писал: «Писание Святое как всему роду человеческому, так всякому человеку, мне и тебе, человече, от Бога предано». Читая его, мы «слышим Бога нашего, к нам беседующего».
Для успеха в изучении Священного Писания, по словам святителя Филарета, митрополита Московского, «должно читать оное с благоговением, как слово Божие, и с молитвою о уразумении оного». По сердечной молитве Господь откроет наш ум к уразумению Писания, как это было некогда с первыми учениками Христа (см.: Лк. 24, 45).
Если при первом чтении не все в Писании понятно, смущаться этим не следует. «Понимаешь, не понимаешь — читай. Благодатное слово евангельское сильно прогонять скуку и уныние и успокоить тебя; только читай побольше и подольше», — учил преподобный Амвросий Оптинский. То, что осталось непонятным при первом чтении, Господь может открыть позднее: ведь Библия — это книга на всю жизнь. Каждый раз, читая ее вновь и вновь, мы находим в ней все новые глубины неисчерпаемой премудрости Божией.
Библию невозможно читать в суете, между делом. Поэтому преподобный Серафим советовал: «Очень полезно заниматься чтением слова Божия в уединении и прочитать всю Библию разумно. За одно таковое упражнение, кроме других добрых дел, Господь не оставит человека Своею милостию, но исполнит его дара разумения». Святитель Игнатий (Брянчанинов) и многие другие подвижники рекомендовали запоминать наизусть хотя бы избранные места из Евангелия, чтобы слово Божие сопутствовало нам и тогда, когда мы не можем взять в руки книгу. Святитель Феофан Затворник, кроме того, советовал: «Заведите тетрадь и записывайте в нее мысли, какие породятся при чтении Евангелия и других книг, в таком порядке: Господь говорит в Евангелии то и то; из этого видно, что нам надобно поступать так и так; для меня это исполнимо в таких-то и таких-то случаях; буду так делать; помоги, Господи! Труд этот небольшой, а сколько от него пользы!».