Тургеневская площадь
05-01-2008 23:54
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Тургеневской площадь названа по Тургеневской читальне. Библиотека-читальня им. И.С. Тургенева основана в 1885 г. на пожертвования известной благотворительницы Варвары Алексеевны Морозовой в честь великого русского писателя И.С. Тургенева. Это общедоступная бесплатная читальня, учрежденная решением Московской городской Думы.
Площадь существовала с XIX в.; в 1970-х гг. после уничтожения Водопьяного и Тургеневского переулков, при сносе квартала жилых домов последней четверти XIX в. и Тургеневской читальни, замыкавших Сретенский бульвар образовалась фактически новая площадь.
В XVIII веке на территории, где сейчас размещается дом 2/4 по Тургеневской площади, располагались купеческие и дворянские дома, а также дома и погост священников церкви Фрола и Лавра.
Церковь святых мучеников Флора и Лавра. Построена в 1657 году, снесена в 1934-м. (В настоящее время планируется восстановление церкви). Славилась тем, что по ней царь Алексей Михайлович своим указом от 16 апреля 1658 года приказал именовать Мясницкие ворота Флоровскими. На бумаге переименование случилось, но в народе ворота так и остались Мясницкими. По некоторым сведениям, на бывшей территории церкви до сих пор хранятся клады прихожан.
К 1751 году здесь стояли каменные палаты и деревянные хозяйственные постройки, принадлежавшие полковнице Колычевой. В 1802 году владение перешло к купцу Егору Лопыреву: около жилого каменного дома разбили палисадник, выходивший на проезд по Белому городу, а одно из деревянных строений на углу Тургеневской площади и Фролова переулка было перестроено в каменное, нежилое. С 1831 года владельцем двора стал Гиацинт Триппэ, человек, по всей видимости, хозяйственный и осторожный. Недаром все владение обнесли забором, а со стороны проезда Белого города поставили сторожку. Главный дом надстроили вторым этажом, в восточном углу двора появилась молочная лавка. Из экономии ли или из практичности Гиацинт Яковлевич расстался с почти пустой восточной половиной своего владения, продав ее купцу Федору Депре.
Западная же часть продолжала переходить из рук в руки, не претерпевая существенных изменений во внешнем виде, пока в 1842 году очередная владелица, купеческая жена Вильгельмина Федоровна Гольцгауэр, не затеяла перестройку главного дома. Проект строительства двухэтажного каменного жилого дома предположительно был выполнен самим Иосифом Каминским, учеником архитектора мирового класса Константина Тона.
Академик, профессор архитектуры, с 1840 года Иосиф Степанович был задействован на строительстве Большого Кремлевского дворца, а с 1842-го стал помощником главного архитектора Комиссии для построения храма Христа Спасителя. Фактически он являлся основным руководителем строительства храма.
В результате, главный дом был расширен с восточной стороны, с западной была сделана двухэтажная жилая пристройка, до красной линии по Фролову переулку также была сделана пристройка с красивым фасадом, обрамленным пилястрами.
Наконец, в 1887 году участок вместе с домом приобретает потомственный, почетный гражданин Иван Григорьевич Губонин. И спустя год, он обращается в Московскую Городскую Управу с прошением разрешить постройку четырехэтажного доходного дома по проекту архитектора Ивана Кондратенко.
Не прогадал купец. Дом по Тургеневской площади наряду с домом № 7 по Малому Кисловскому переулку постройки 1890 года — одни из первых, но весьма выразительных и ярких работ Ивана Гавриловича Кондратенко. Кондратенко стал весьма известен и прославился как талантливый архитектор и строитель доходных домов. В современном «табеле о рангах» — едином художественном рейтинге архитекторов Иван Гаврилович характеризуется как «архитектор-профессионал высокого уровня с узнаваемой творческой манерой».
…Проект был великолепен. Иван Гаврилович нашел выход из положения и не стал ломать работу своего предшественника. По его замыслу главный дом в виде буквы «П» органично надстраивался двумя этажами. Фасад с пилястрами по Фролову переулку сохранялся, второй уличный фасад украшался шестью полуколоннами. Овальные и арочные окна создавали красивую композицию, вписанную в средний портик. «Частично строение придется разобрать, для устройства двух проездных арок со сводами, но эстетического облика это не испортит, — заметил Кондратенко Губонину. — И геральдические щиты тоже будут».
Доходный дом удался. Парадная лестница с фигурным ограждением, лепные потолки, дубовый паркет, филенчатые двери… Реализовав свое тщеславие («не хуже, лучше, чем у других получилось!»), Губонин выгодно продал дом советнику коммерции Николаю Дмитриевичу Стахееву. В 1903-м здание выкупает потомственный гражданин Тобяш Давидович Гурлянд с целью сделать его еще выше, но, к счастью, проект не был осуществлен. Подвальное помещение использовалось под склад мануфактурных товаров и мастерскую по пошиву одежды, на этажах находились частные конторы и квартиры жильцов, в одной из них размещались французские ясли.
После революции помещения первого этажа были заняты цветочным магазином и многочисленными торговыми организациями. Арку, выходящую во Фролов переулок, заложили, в полуподвальных помещениях прорубили новые окна и двери, интерьеры большей частью сломали и растащили. Однако внешне дом сохранял свой необычный, затейливый вид. После сноса в 1972 году целого квартала исторических домов во главе с Тургеневской читальней здание осиротело, оставшись в одиночестве. Именно в нем нашли временное пристанище книги из Тургеневской библиотеки.
В 2002 году дом № 2/4 признали аварийным. Первоначально за его реставрацию для Параолимпийского комитета взялось архитектурное бюро «Остоженка». Специалисты предложили компромисс: частичную разборку здания с сохранением фасадов по Тургеневской площади и Боброву переулку. Но возиться со стариной нынче дорого и обременительно и заказчик от услуг бюро отказался, тем более что городские чиновники санкционировали снос. Дом будет «воссоздан в исторических габаритах». Москва пополнится еще одним макетом в натуральную величину.
На пересечении Боброва переулка, вл. 5 и Фролова переулка, вл. 2 в Красносельском районе столицы (Центральный административный округ Москвы) московские строители возвели новое здание московского театра "ET Cetera" под руководством Александра Калягина.
Проект нового здания московского театра "Et Cetera" под руководством Александра Калягина утвердил своим распоряжением первый заместитель мэра в правительстве столицы Владимир Ресин. Под строительство нового здания Правительство Москвы выделило земельный участок на углу Боброва и Фролова переулков, в двух шагах от метро "Чистые пруды".
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote