Малевич Казимир Северинович. (1878-1935).
13-12-2007 22:04
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Малевич Казимир Северинович – русский художник и теоретик искусства. Наряду с П. Мондрианом и В. Кандинским, Малевич – один из основоположников абстрактного искусства.
Малевич учился в Киевской художественной школе, затем - в Училище живописи, ваяния и зодчества и в студии Ф. Рерберга (1904-1910) в Москве. Его ранние пейзажи написаны под влиянием импрессионизма. К 1904г. эта манера сменяется поисками объёмной формы, что в искусстве тех лет означало переход на позиции кубизма. Реальные предметы при этом не только схематизируются, но и оказываются изображенными одновременно с нескольких точек зрения. У Малевича основным геометрическим элементом служат фигуры, напоминающие цилиндр и конус. При этом стиль Малевича отличается от классического кубизма очень важной особенностью. Он не отказывается от подавления цвета. Интенсивный цвет в его произведениях образует контрастную гамму, но представлен в правильных геометрических градациях. Расположение тени и света не зависит от реального источника освещения, а чередуется строго симметрично. Примером может служить картина Сенокос (1909г.). Её отличительной чертой также является подражание примитивному народному искусству.
Малевич испытал и влияние живописи итальянских футуристов. Его интерес к этому направлению был довольно стойким; он поддерживал контакты с русскими художниками-футуристами. Малевич участвовал в выставках объединений Бубновый валет(1910г.), Ослиный хвост(1912г.), выставке футуризма 0,10и других. В 1900-1916гг. Малевич стремился совместить принципы кубизма и футуризма. Ярким примером является картина Корова и скрипка, напоминающая многие работы П. Пикассо и Ж. Брака. С течением времени Малевичу становится всё ближе принципы абстрактного искусства. В 1910-х годах он нередко сводит предметную форму к комбинациям рассеянных на плоскости и контрастных по цвету простейших геометрических элементов.
В 1913г. Малевич пришел к собственной системе абстрактной живописи. Разработанную им манеру письма мастер назвал динамическим супрематизмом (от французского supreme – высший). Малевич трактует супрематизм как конечный, наивысший итог всех предшествующих революций в искусстве, начиная с творчества П. Сезана. Он считает, что целью многих художников и раньше становилось отрицание предметности, но оно носило непоследовательный характер, находясь ещё во многом под влиянием традиций. 15 декабря на Марсовом поле в одном из художественных салонов открылась выставка, на которой Малевич впервые показал 49 супрематистских холстов. Супрематистская программа Малевича нашла символическое воплощение в композиции Черный квадрат, с появлением которого, по мысли художника, наступил конец видимой живописи. Супрематизм – начало новой культуры- писал он в своей программной брошюре От кубизма и футуризма к супрематизму.
Как теоретик искусства Малевич, в отличие от В. Кандинского, при всем своем мистицизме обладавшего несомненном научным дарованием, остается не только ученым, сколько, скорее, писателем, откровенно мистически интерпретирующим свои поиски в области нового искусства. Глубоко верующий человек Малевич решительно противопоставляет свое мировоззрение как социалистическому общественному идеалу, так и материализму вообще. Согласно его теории, в основе мира лежит не познаваемая воля (Малевич именует её возбуждением), второй силой является мысль, придающая воле видимое состояние. При этом явление мысли-воли не выходит за пределы внутреннего. Перспектива такой деятельности бытия, которая должна и может отражаться в искусстве, - успокоение в экономической культуре знаков. Начало данного процесса, по мнению Малевича, и представлял собой кубизм.
Ключи супрематизма, - писал Малевич, - ведут меня к открытию ещё неосознанного. Новая моя живопись не принадлежит земле исключительно. Действительно, Малевич смотрит на землю как бы из космоса. При таком взгляде предметность словно распыляется, рвется связь с направлениями, диктуемыми земным тяготением. Возникает самостоятельный мир, замкнутый в себе, с собственным полем тяготения. При этом изображение не порывает с природной гармонией, но она сохраняется на планетарно-космическом уровне. Во многих теоретических работах Малевича постоянно появляется тема космического полета (само выражение спутник Земли, видимо, впервые употреблено Малевичем). Эта новая для культуры ХХ в. идея была одним из выводов художника из его пластического космоса.
Однако практическое применение программы Малевича оказалось возможно лишь частично. В 1918 г. он довел развитие нефигурального искусства до логического предела, создав серию композиций Белое на белом, состоящих из белых геометрических фигур на белом фоне. Это была своего рода абстракция абстракций. В 19919 г. Малевич переехал в Витебск преподавать в художественной школе. В Витебске был создан Уновис – объединение Утвердители нового искусства, где состояли молодые художники во главе с Малевичем. Среди них такие крупные впоследствии мастера, как Эль Лисицкий, Л. Юдин. Уновис выступил с широкой программой преобразования всех видов пластического искусства, стремясь к тому же вывести его из мастерских на площади и улицы. У Малевича были последователи, в 1920-х гг. перешедшие, как и он, на позиции производственного искусства. В 1918 г. Малевич создал супрематическое оформление первой постановки Мистерии-буфф В. Маяковского.
В 1922г. Малевич вместе с ведущей группой Уновиса вернулся в Петроград. Став директором ленинградского Государственного института художественной композиции (Гинхука), Малевич занимался исследованиями формального языка пластических искусств, разрабатывал проекты конструктивно целесообразных форм посуды, рисунки текстиля, пространственные композиции (макеты - архитектоны). Эти композиции, которыми он особенно много занимался в 1922 г., были результатом попыток мастера применить принципы супрематизма к архитектуре. С середины 1920-х гг. Гинхук начинает испытывать все большее давление со стороны Ассоциации художников революционной России, стремившейся разгромить этот рассадник авангардистских поисков в искусстве. В 1926 г.
В 1930-е гг. Малевич и вся его школа были вычеркнуты из художественной жизни страны. Он просидел три месяца в тюрьме и подвергался допросам. Затем вокруг его имени надолго воцарилось глухое молчание.
Творческая эволюция Малевича была очень стремительной и интенсивной. За короткий период художник прошел путь, впоследствии занявший в художественной культуре несколько десятилетий. Творчество Малевича представляло собой испытательный полигон,на котором искусство живописи проверяло и оттачивало новые свои возможности. Произведения Малевича оказали значительное воздействии не только на другие художественные школы русского и западного авангарда, но и на искусства плаката, дизайна, традицию книжного оформления, театральную декорацию и архитектуру.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote