Если кто-то мечтает о высоких материях в театре и хочет чего-то возвышенного, большого и чистого, то им не сюда. Здесь жизнь без прикрас, драма, которых наверно милионы за окнами разных домов. Ведь действительно - каждая несчастная семья несчастлива по-своему. Честно, после спектакля мне захотелось прочитать повесть, чтобы понять - не преувеличено ли что-то, так меня поразила трагедя этого детства . Вот вчера весь вечер читала. Нет, преувеличений нет, но спектакль поразил меня намного больше, не потому что повесть не так ярка, но...видимо, не имея примера в реальной действительности, очень сложно представить себе такую ситуацию в семье, да еще озвучить и раскрасить ее в своем воображении. А сыграная замечательными актерами, она обрела для меня реальность. Разрушительная любовь... бывает ли любовь разрушительной? На мой взгляд, все же нет. Не важно к кому, к родным, близким, просто любимым, но любовь нормального, психически здорового человека может быть ТОЛЬКО созидающей. А если это чувство разрушает жизни и судьбы близких , или жизнь этого самого "любящего"- это что-то другое, ошибочно называемое любовью, в основе такого чувства или глубокий эгоизм или просто нездоровая психика. В данном случае, по-моему, и то и другое, потому что ситуация обрела в спектакле просто до гротескности уродливые формы за счет мастерской игры актеров. Ближе к концу первого действия я отчетливо поняла, что мне просто необходим антракт. Я так устала душевно от накала отрицательных эмоций и страстей ( прошу понять меня правильно - не от спектакля! ) главной героини - бабушки, что передышка была необходима. Это устала я - зритель, просто смотрящий и сопереживающий, а как должен чувствовать себя маленький мальчик, постоянно находившийся в таком аду? И мне очень понятно, что он не против, чтобы бабушка сделала из него двоих ( одна из наиболее мягких ее угроз ) , тогда они могли бы по очереди отдыхать от нее... Игорю Скляру очень удалась эта невероятно трудная, по сути в чем-то двойная роль, хоть и играл он одного человека, но постоянно переходя из образа взрослого человека в роль мальчика, он делал это настолько гармонично, что не возникало и тени диссонанса. А главное - сыграть мальчика взрослому мужчине, передавая его эмоции, мимику так, что не было и сомнения, что перед нами именно маленький беззащитный и забитый ребенок, ни грамма нарочитого кривляния или хоть какой-то доли неискренности, и при этом суметь донести его трагедию до зрителя - труд невероятный! Хоть на сцене все было просто и гармонично, но именно за счет глубокой работы над ролью, я думаю. А Эре Зиганшиной (бабушка) просто мой глубокий поклон! По-моему, вживаясь в такую роль есть опасность заболеть, если не физически, то душевно. Три с половиной часа почти на сцене ( спекталь идет прмерно столько + антракт) , учитывая то, что ее роль не только самая большая, но еще и самая эмоциональная на протяжении всего спекакля , да еще если учесть, что эмоции эти сплошь почти отрцательные, да еще и сыграны просто гениально....!!!
Словом - три слагающие успеха: жизненный литературный материал (автобиографичный) Павла Санаева, отличная режиссерская работа Игоря Коняева и прекрасный актерский ансамбль ( главные роли: Эра Зиганшина, Игорь Скляр, Роман Громадский) - спектакль несомненно не только удался, но и получился запоминающимся, три с половиной часа пролетели для меня на одном дыхании ( хоть и весьма прерывистом временами от наплыва эмоций ). Не зря по окончании зал аплодировал стоя.