![]() |
Поклонники игры ждали картину больше двух лет. В нашем случае ожидание оправдалось, что до самых въедливых фанатов, пустившихся в пересуды относительно допущенных Ганом изменений... не стоит забывать, что изменения эти полностью санкционированы самими авторами игры. |
Этот фильм можно было испортить миллионом разных способов. Что же в итоге получилось у режиссера Кристофа Гана? Киноадаптацию артистичного психо-хоррора от Konami посмотрел Валерий «А.Купер» Корнеев.
«Сайлент Хилл»
Режиссер: Кристоф Ган
В ролях: Рада Митчелл, Лори Холден, Шон Бин, Дебора Кара Ангер, Таня Аллен, Кристофер Бриттон, Ким Коутс, Жоделль Ферланд, Элис Криге
2006, 127 минут
Производство TriStar Pictures, Konami Corporation Ltd., 2006
«...вниз, вниз, налево, направо, налево, направо...» – застыв перед схемой городской больницы, вооруженная фонариком Роуз ДаСильва (Рада Митчелл), похоже, старается запомнить Konami Code – один из самых известных чит-кодов в истории видеоигр. Режиссер Кристоф Ган («Плачущий убийца», «Братство волка») называет себя геймером со стажем, и он вполне мог застать времена NES и SNES, когда Konami использовала секретный код «вверх, вверх, вниз, вниз, влево, вправо, влево, вправо, В, А» в паре десятков своих проектов. Так или иначе, едва заметный реверанс постановщика полнометражного «Сайлент Хилла» в сторону взрослой играющей публики куда более изящен, чем лобовые «цитаты», наспех прикрученные к игровым экранизациям Уве Болла («Дом мертвых», «Один в темноте», «Бладрейн»).
![]() |
ПЕПЕЛ ВМЕСТО ТУМАНА |
В отличие от первой игры, где на улицах висела пелена тумана и шел снег, в киноверсии город затянут огромным облаком пепла. На мысль о непрекращающемся в шахтах под Сайлент Хиллом пожаре сценариста Роджера Эйвери натолкнула судьба городка Сентралия в Пенсильвании – там уголь горит с 1962 года. В период с 1984 по 1993 гг. жителей эвакуировали, а большую часть домов разрушили. Сейчас город исключен из перечня населенных пунктов, но хотя Сентралии больше нет на картах, сегодня там остаются одиннадцать человек, отказавшихся уезжать, включая бывшего мэра. Эксперты считают, что пожар утихнет через пятьдесят-сто лет. |
|
|
После картин Болла и неудачной экранизации Doom Анджея Бартковяка западная критика окончательно махнула рукой на фильмы по играм – только так можно объяснить «темную», которую устроили «Сайлент Хиллу» штатовские киноведы во главе с Рождером Ибертом из Chicago Sun-Times. Известный своим пренебрежением к видеоиграм пулитцеровский лауреат Иберт выдал предельно жесткий, слабо аргументированный разнос, поставив ленте полтора балла из четырех возможных – и критики рангом пониже моментально приняли эстафету (с хроникой общенационального «мочилова» можно познакомиться на сайтах вроде Metacritic). Несмотря на массированную бомбардировку в прессе, за месяц с момента премьеры 50-миллионный фильм собрал в американском прокате порядка 45 миллионов долларов – рядовые зрители отнеслись к картине вполне снисходительно. Таким образом, «Сайлент Хилл» избежал кассового провала, он уже приносит прибыль, и это без учета мирового проката. Наша пресса, к слову, благосклонно приняла творение Кристофа Гана, а отзывы российских зрителей варьируют от слегка недоуменных, но в целом положительных, до откровенно восторженных.
|
|
Если абстрагироваться от феномена коллективной неадекватности американской критики (хотя феномен интересный – нечасто пресса с таким единодушием укатывает в асфальт неплохие картины), становится видно, что Гану удалось почти невозможное: доставить удовольствие и фэнам игры, и обычным киноманам, слыхом не слыхивавшим о первоисточнике. В последний раз так лет десять назад встречали «Смертельную битву» Пола Андерсона, задорный трэш-экшн на базе мясорубки Mortal Kombat. Разница в том, что «Сайлент Хилл» в категорию трэша не очень вписывается, и на большой экран он перенесен гораздо бережнее, с огромным уважением к оригинальной игровой серии, ее атмосфере, смысловому наполнению и визуальному оформлению. Большой поклонник игры, Кристоф Ган на протяжении пяти лет упорно добивался разрешения на экранизацию, соперничая за права на постановку «Сайлент Хилла» с представителями Тома Круза и менеджерами Paramount Pictures. В стремлении доказать сотрудникам Konami, что именно он достоин представлять их творение на киноэкране, режиссер отразил свое видение мира игры в получасовой короткометражке и отправил запись в Токио. Своеобразный демонстрационный ролик вызвал полное одобрение Акиры Ямаоки и других разработчиков, удостоверившихся, что в руках Гана их детище не превратится в попкорновую профанацию.
Получив карт-бланш от Konami и погрузившись в работу, Ган и его сценарист Роджер Эйвери («Криминальное чтиво») решили привить картине черты трех частей Silent Hill. «Это комбинация первой игры с отдельными элементами третьей (прямого сиквела первой), решенная в стиле моей любимой Silent Hill 2, – объясняет Ган. – Мы не пытались загнать все три игры в двухчасовую постановку, это именно адаптация первой Silent Hill. Однако в сиквелах столько любопытных деталей, что устоять было невозможно... Потом, когда ты, к примеру, читаешь гид-прохождение к третьей игре, там объясняются события первой. Это очень интересный процесс, ведь оригинальная игра выглядит эдаким спонтанным творением, «мифология» Silent Hill сформировалась позднее – и мы старались ее придерживаться».
![]() |
ПОД ЧУТКИМ НАБЛЮДЕНИЕМ |
Авторы игрового сериала, Team Silent, отслеживали весь процесс производства фильма, тесно сотрудничая со съемочной группой, утверждая или отвергая решения режиссера, сценариста и художника картины. В результате облик города воссоздан с вниманием к мельчайшим деталям – вплоть до ошибок в английских названиях некоторых магазинов. Сцена на шоссе практически полностью повторяет похожий эпизод из оригинальной игры; на экране фигурируют начальная школа Мидвич из первой части Silent Hill и госпиталь Брукхейвен (Silent Hill 2 и 3); из гостиничного номера 111 Роуз через дыру в стене перебирается в соседнее здание (точно такой же эпизод есть во второй игре). |
|
|
Игровой сюжет перенесен на экран с некоторыми изменениями: так, главной героиней фильма стала Роуз ДаСильва, разыскивающая в заброшенном городке свою дочь Шэрон (в игре при похожих обстоятельствах действовал мужчина, Гарри Мейсон, его дочь звали Шерил). Смену пола протагониста режиссер мотивирует тем, что в любой зловещей истории «должна присутствовать спасительная красота»; к тому же введение Роуз позволило лучше раскрыть тему материнства – одну из ключевых тем игровой серии, вокруг которой построен фильм. Другой важный нюанс – параллельные миры – перенесен на киноэкран во всем своем мрачном великолепии: затерянный в лесах Западной Вирджинии шахтерский городок Сайлент Хилл предстает перед зрителями сразу в четырех ипостасях. Это прошлое и настоящее реального города; его укутанное в туман воплощение-сон, куда попадают Роуз, ее дочь и полицейский офицер Сибил Беннет (Лори Холден); и, наконец, город во власти мрака, наиболее темную сторону Сайлент Хилла. Часто одно и то же место показывают с разных сторон, локации преображаются, преломляются – в играх сам момент изменения реальности практически всегда оставался за кадром, здесь же метаморфозы окружающего героев пространства представлены во всей красе. Почти все, что делает Silent Hill сверхпопулярным игровым сериалом, перекочевало в фильм. В полумгле беснуются гротескные монстры (за обугленных младенцев, медсестрер-зомби и свирепого гиганта Пирамидоголового скажем спасибо Иерониму Босху и Гансу Беллмеру), свободно парящая в огромных декорациях камера наклоняется под неожиданными углами (при съемках использовали специально модернизированный кран; под руководством главного художника фильма Кэрол Шпир («экЗистенЦ») создана почти сотня вариантов локаций), объектив фокусируется на хлопьях пепла, изъеденных ржавчиной клетях, а то и на распятом в кабинке школьного туалета уборщике. Здесь слышны рев, скрежет, стоны, вой сирен и бесподобная музыка Акиры Ямаоки.
Основное же различие в том, как представлена история действующей в городке секты и ее жертв: если в игре целью культистов во главе с Далией Гиллеспи было призвание некоей демонической сущности, то в фильме сектантами-пуританами руководит женщина по имени Кристабелла (Элис Криге), которая изгнала из рядов ордена Далию (Дебора Кара Ангер) и организовала ритуальную казнь юной «ведьмы» Алессы Гиллеспи (Жоделль Ферланд). В обоих случаях Алесса становится проводником спустившейся на город тьмы, но события игры и фильма ближе к финалу начинают расходиться – это касается как многих нюансов (судьба патрульной Беннет, по понятным причинам полностью отсутствующая в игре линия мужа Роуз, Кристофера ДаСильва (Шон Бин), исход ритуала сектантов), так и непосредственно самой концовки. К чести Гана, Эйвери и всей съемочной группы, их интерпретация выглядит вполне весомой, последовательной и соответствующей духу первоисточника.
|
|
Другое дело, что попытка адекватно передать страх, обуревающий геймеров при игре в Silent Hill, возможно, изначально обречена. Игра проходится часов за восемь, сюжетных вставок в ней от силы часа на полтора, а остальное время заполнено липкой атмосферой ужаса, когда каждый новый коридор, дверной проем, каждая комната таят угрозу. Насыщенная событиями двухчасовая лента, чьи персонажи постоянно объясняют смысл происходящего, пугает гораздо меньше. Несмотря на наличие пары по-настоящему жутких и жестоких моментов, «Сайлент Хилл» сложно назвать образцовым фильмом ужасов – авторам важнее рассказать историю, нежели ввести зрителя в постоянный панический тремор. Картина гнетет атмосферой зависшего в безвременье города, поражает визуальными находками, но, утяжеленная разжевыванием ключевых событий, сильно замедляет темп в последней трети, – а странные реплики героев (которые усугубил плохой русский перевод) вводят определенный градус комизма. Впрочем, под конец ситуация выправляется: двойная развязка красива, убедительна, она оставляет простор для размышлений и может считаться заделом для сиквела.
Кристоф Ган обошел большинство подводных камней, подстерегавших постановщика «Сайлент Хилла»: его экранизация, что бы ни говорили американские критики, – хорошее кино. Хорошее само по себе, а не только как вдумчивое переложение интеллигентной игры ужасов. Фильм можно было испортить миллионом разных способов, но режиссер избежал большинства ловушек и справился с нелегкой задачей. Интересно, что незадолго до премьеры Ган признался, что в режиссерском монтаже фильм длится около трех с половиной часов, и не исключено, что полный вариант «Сайлент Хилла» мы увидим на DVD.
![]() |
«СОВЕРШЕННО ОТДЕЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ» |
Облик всех игр серии Silent Hill во многом повторяет визуальное решение фильма «Лестница Иакова», снятого в 1990 году Эдрианом Лайном. Кристоф Ган считает, что его группе удалось создать уникальное произведение, не опирающееся на стилистику этой картины: «Действительно, сцены в метро и госпитале из фильма Лайна фактически сформировали внешний вид игр Silent Hill, но я не боюсь, что наш фильм будет выглядеть подражанием «Лестнице»: «Сайлент Хилл» давно развился в совершенно отдельное явление, он существует сам по себе». Параллели можно провести и со вселенной «Твин Пикс»: в книге Lost Memories разработчики признаются, что творение Дэвида Линча было основным источником вдохновения при работе над первыми тремя играми. В отличие от «Лестницы Иакова», эти аналогии касаются не столько изобразительной части, сколько общего сеттинга: и в «Твин Пиксе», и в «Сайлент Хилле» мистические события разворачиваются в затерянном в лесах небольшом городке. |
|
|