[220x191]
Историко-культурная среда Киева: хроника уничтожения времен независимости
Автор: Михаил ДЕГТЯРЕВ
В этом исследовании — накануне выборов новой городской власти — жуткий перечень уничтоженного и разрушенного. Конечно же, ожидать адекватности власти в этом вопросе напрасно. Где большие деньги, там разрушение истории. Тем более что все они уже сделали свой «выбор»…
Очевидно, что варвары-застройщики (под которыми следует подразумевать всех участников строительного комплекса — чиновников, архитекторов-проектировщиков, строительные фирмы и др.) объединены общими интересами наживы любой ценой. Ведь на пути достижения цели они прибегают к самым разнообразным «тактическим» приемам и методам.
Довольно распространенным является способ внезапной быстрой атаки на участок, намеченный для новостройки. При этом зачастую без какой-либо разрешительной документации вокруг будущей стройплощадки устанавливают крепкий забор с охраной, на площадку завозятся строительные механизмы и техника. После чего нередко под видом археологических исследований начинают рыть котлован.
Если возникают трудно преодолимые препятствия, застройщики могут на какое-то время (иногда даже на несколько лет) якобы отказаться от намеченного, чтобы усыпить бдительность оппонентов. Однако со временем они снова идут в наступление.
Иногда строительная мафия действует методом постепенного психологического влияния на общественное мнение с помощью выступлений в СМИ, обосновывая свои намерения высокоидейной и даже альтруистической (!) целью.
Между тем общественным активистам, вынужденным прибегать к пикетированию, критическим выступлениям и публикациям в СМИ нередко угрожают, а иногда и исполняют свои угрозы.
К сожалению, из-за тотальной коррумпированности нашего общества противоправная и бессистемная застройка исторического ядра Киева не получает надлежащую оценку у прокуроров. Эти дела не рассматривают в судах.
Именно поэтому акции строительного вандализма обычно имеют довольно размытые хронологические границы.
Так вот в приведенном дальше коротком перечне потерь и убытков, нанесенных архитектурно-историческому наследию Киева за годы украинской независимости, последовательность размещения объектов подчиним принципу их архитектурно-градостроительной и историко-культурной значимости.
Середина 1990-х — начало 2000 годов: Софиевский собор и Софиевская площадь
Сейчас существует реальная угроза разрушения главного и самого древнего памятника отечественной духовности, истории и культуры — Софиевского собора. Памятник, выстоявший во времена татаро-монгольского нашествия и фашистской оккупации, может погибнуть в независимом Украинском государстве. Вблизи фундаментов собора расположен элитный подземный фитнес-центр с бассейнами и паркингом. Два четырехэтажных старинных дома — ценные памятники архитектуры (ул. Владимирская, 20—22), расположенные над фитнес-центром, — изуродованы противоправной надстройкой общего мансардного этажа с агрессивными по формам башнями и фронтонами, которые, поднявшись над изящными куполами собора, лишили его былой монументальности (архитекторы С.Бабушкин, В.Смирнов). Строительство подземной бетонной коробки нарушило режим циркуляции подземных источников, сформировавшихся на протяжении веков, и из-за подъема грунтовых вод начали подмокать стены собора.
На противоположной стороне Софиевской площади в течение десяти лет (со значительными перерывами) осуществлялось противоправное строительство гигантской гостиницы в виде стеклянного барабана. «Хаят» возвели на месте трех разрушенных ради этого памятников архитектуры: двух в Михайловском переулке и одного, обращенного главным фасадом на Софиевскую площадь. Из-за скандала, возникшего в результате возмущения общественности действиями «застройщиков», фасад последнего памятника был воспроизведен, хотя и с ощутимыми потерями элементов декора. Его бестолково вмонтировали в «кривое зеркало» главного фасада гостиницы (архитекторы Я.Виг, С.Бабушкин). Построенная выше Софиевского и Михайловского соборов гостиница нарушила визуальную ось между этими святынями, внесла резкий диссонанс в исторически сформированный архитектурный ансамбль Софиевской площади.
Не вписывается в историческую среду одного из заповедных уголков центра Киева (можно сказать, его визитной карточки) и недавно построенный высотный монстр (Рыльский пер., 4), который визуально «спорит» с колокольней Софиевского собора.
В своих интервью тогдашний мэр Киева А.Омельченко говорил, что он осуждает противоправное строительство фитнес-центра, начатое под видом «археологических раскопок», и что виновные будут наказаны.
Однако, похоже, слова Омельченко были лишь дипломатическим приемом. Ведь архитектор С.Бабушкин — автор гостиницы и фитнес-центра на Софиевской площади — еще много лет после этого вполне уютно чувствовал себя в кресле главного архитектора города, шокируя киевских ценителей старины своими «шедеврами».
Конец 1990-х — начало 2000-х годов: Михайловская площадь
Строгий образ памятника архитектуры эпохи классицизма, расположенный с тыльной стороны скульптурного монумента
св. Ольги, был испорчен надстройкой эклектического по формам полуэтажа.
С нарушением охранной зоны как этого памятника, так и ряда других, в частности и тех, которые в ансамбле площади играли до сих пор доминантную роль, здесь возведено огромное (36 м) гостиничное здание в китчевых псевдоисторических формах. Это территория заповедника «Город Владимира». Следовательно, в случае воспроизведения древнерусского Федоровского собора (фундаменты которого сохранились в тылу новостройки) невозможным окажется свободный обзор собора и подъезд к нему (автор и этого монстра архитектор С.Бабушкин). Самые ценные археологические находки, обнаруженные здесь во время рытья котлована, достойны были экспонироваться сразу, как это происходило, скажем, в Италии после обнаружения помпейских артефактов.
Можно назвать настоящим преступлением рубежа ХХ—ХХІ веков уничтожение киевской археологической «Помпеи», произошедшее из-за авральных темпов и методов укладки плит на толстый слой бетона на двух киевских древних площадях — Софиевской и Михайловской — без проведения достаточных археологических исследований: археологи лишь кое-где успевали перед ковшами экскаваторов и колесами самосвалов выхватить то косточку, то черепок, а то и серебряную гривну.
Противоправные строительные мероприятия, осуществленные в охранной зоне ансамбля сооружений «София Киевская» (1990-е — начало 2000-х годов)
Михайловский переулок, 24
Уничтожен памятник архитектуры ради строительства огромного, не вписывающегося в историческую среду жилого комплекса.
Ул. Ирининская, 7
В историческую среду введен огромный жилой дом (для сотрудников СБУ), который, превысив высоту куполов собора, обезобразил историческую панораму города.
По ул. Софиевской, разрушая историческую среду, высится «свеча» «Проминвестбанка» (архитектор С.Бабушкин). Нарушена охранная зона дома-музея Т.Шевченко. Непродуманное место для парковки транспортных средств повлекло транспортные заторы на улице.
По ул. Софиевской, 12, 14 до основания разобраны два крепких, хорошо сохранившихся памятника. Под давлением общественности власть решила воссоздать дома. Однако при этом на один-два этажа повысили их этажность, а на фасадах не воспроизвели некоторые детали декора.
Ул. Владимирская, 12
Сооружено огромное офисное здание в виде стеклянного цилиндра, грубо «ворвавшееся» в заповедную архитектурно-историческую среду и перекрывшее визуальную ось между Софиевским собором и Андреевской церковью (архитектор С.Бабушкин). В СМИ публиковались обещания тогдашнего мэра (А.Омельченко) разобрать верхнюю часть здания, тем не менее это оказалось пустыми словами. Более того, в начале 2000-х годов власть города допустила, чтобы размещенный на этой же оси (ул. Владимирская, 4) четырехэтажный дом-памятник был надстроен еще тремя этажами (архитектор Ю.Лосицкий). Таким образом, в случае положительного решения вопроса о воссоздании Десятинной церкви (фундаменты которой расположены на этой оси), храм вряд ли будет иметь монументальный вид.
Ул. Ярославов вал, 16
Памятник архитектуры с роскошным декором главного фасада обезображен дисгармонично надстроенными двумя этажами (архитекторы В.Смирнов, Ю.Духовичный).
Ул. Михайловская, 7
Разрушен двухэтажный памятник архитектуры (с богатым декором обращенного к улице главного фасада). Новостройка, выросшая здесь, своими современными формами и материалами резко дисгармонирует с исторической средой.
Пейзажная аллея (над урочищами Гончары и Кожемяки). Во время подготовки участка заповедника «Город Владимира» к противоправной застройке самый ценный археологический пласт без надлежащих археологических исследований сгребали ковшом экскаватора и на самосвалах вывозили в неизвестном направлении (фотофиксацией располагают активисты объединения местных жителей «Дитинка»). Государственная инспекция по охране культурного наследия и милиция на обращения активистов не реагировали.
Начало 2000-х годов: Майдан Незалежности
Поскольку ул. Крещатик и площади, прилегающие к ней, являются комплексным памятником градостроительства (улицей-памятником), то в ее архитектурно-охранной зоне недопустимы никакие масштабные изменения. Поводом для реконструкции послужила политическая ситуация: нужно было удалить с площади антикучмовский палаточный городок.
В результате реконструкции была срезана значительная часть исторического ландшафта и зеленых насаждений, характерных для Киева, и выполнено «застекление» площади. Вместо живых деревьев и кустов вымощенное плиткой пространство площади украсили искусственной зеленью и вазонами (архитектор А.Комаровский). Таким образом главную столичную площадь превратили в крышу супермаркета, при этом ликвидировав «Музей Лядских ворот» с фрагментами фундаментов древнерусского времени. «Триумфальная арка», построенная над землей «вместо» подземных Лядских ворот, с надуманными формами и непропорциональной скульптурой архангела над ней, поставленная под углом к главной оси площади, добавляет абсурда к разностилевому «винегрету», привнесенному на Майдан его реконструкцией.