Раздаются звуки гитары. Лариса - Комиссаржевская, вся сосредоточенная, с устремленными куда-то вдаль глазами, в которых столько страдания… чуть слышно, как бы боясь нарушить тишину, наступившую перед ее пеньем, начинает первую фразу романса: «Он говорил мне - будь ты моею…» На мгновение - взгляд на Паратова, а потом так же сосредоточенно, с постепенным нарастанием своего грудного бархатного голоса на редкость приятного тембра продолжает: «И стану жить я, страстью сгорая…»
[200x248]С таким подъемом, с таким душевным криком, страдая, закончила она, как будто ее сердце разрывалось на части. Все были потрясены, захвачены ее пеньем. Впечатление получилось настолько сильное, что сначала наступила мертвая тишина, разразившаяся потом в стихийную овацию всего зрительного зала… Действие приостановилось… Долгое время публика не могла успокоиться и не давала актерам говорить. По окончании акта овации возобновились с той же силой. Многие ринулись вперед к оркестру и вызывали Комиссаржевскую без конца…
Оглушительные рукоплескания всего театра показали, какое потрясающее впечатление произвела артистка исполнением этого романса».
В открытом Комиссаржевской дотоле почти никому не известном романсе итальянского композитора А. Гуэрчиа звучали, как отмечал Евтихий Карпов, «и волнение неудовлетворенной страсти, и горький упрек, и безысходная тоска, и ужас перед разлукой с любимым, и любовь, сильная, как смерть, неотвратимая и беспощадная, и нега, и бурная страсть, и злоба».
Романс этот станет для Комиссаржевской любимейшим. Она будет петь его и на своих концертах, и дома одна, и на дружеских встречах вдвоем с Николаем Ходотовым. Друзья всегда будут просить ее: «Вера, спой „Он говорил мне”».
А кто же перевел романс с итальянского? Об авторе русских стихов «Нет, не любил он» мы почти ничего не знаем, хотя он был современником Комиссаржевской. Даже в самом солидном собрании русских песен и романсов, написанных отечественными поэтами, о нем сказано всего несколько слов: «Даты рождения и смерти М. В. Медведева установить не удалось. Сведения о нем очень скудны. Он состоял в Союзе драматических писателей, переводил с французского и итальянского, был автором нескольких одноактных пьес и эстрадных миниатюр. Стихотворения его появлялись в печати не часто. Его книга «Первые шаги» (СПб., 1901) стала большой библиографической редкостью».
Когда Вера Федоровна Комиссаржевская безвременно ушла из жизни, на вечере ее памяти 7 марта 1910 года в зале Петербургской городской думы выступил Александр Блок: «Душа ее была как нежнейшая скрипка. Она не жаловалась и не умоляла, но плакала и требовала, потому что она жила в то время, когда нельзя не плакать и не требовать. Живи она среди иных людей в иное время и не на мертвом полюсе - она была бы, может быть, вихрем веселья, она заразила бы нас торжественным смехом, как заразила теперь торжественными слезами…"
Но через четверть века «вешнему голосу» Веры Федоровны Комиссаржевской откликнулся голос Нины Алисовой, подарившей вторую жизнь романсу, открытому великой актрисой. И ныне романс Ларисы- это не только «Разуверение»
, но и «Нет, не любил он».
А еще через полвека появился третий романс Ларисы - в фильме режиссера Эльдара Рязанова «Жестокий романс» - новой экранизации «Бесприданницы», сделанной в 80-х годах нашего века.
(информация и музыка из Сети)