[показать]
история ска (зарождение). окончание. | nnm.ru
...
ska на острове и за его пределами
в первой половине 60-х ска начал обретать популярность и за пределами ямайки.
принс бастер заключает контракт с британской фирмой melodisc records, которая выпускает его композиции на лейбле blue beat, являющейся одной из трех ведущих компаний выпускающих ямайскую музыку (основными конкурентами blue beat стали island криса блэквелла (chris blackwell) и r&b риты и бенни кингов (rita and benny king).
в 1964 году на международной выставке в нью-йорке, ska был заявлен в качестве ямайского национального танца.
первая ямайская саунд-система, которая начала играть в великобритании еще в 1956 году называлась \"the tickler\". владельцем ее был дюк вин (duke vin). основной аудиторией duke vin были ямайские эмигранты жившие почти по всему острову.
в начале 60-х в великобритании ska стал известен сначала как \"ямайский блюз\", а затем лейбл \"blue beat\" дал еще одно название этой музыке: \"blue beat\". вскоре ска стал очень популярным в среде белой рабочей молодежи которые называли себя модами (mods), что привело к прочной ассоциативной связи между мотороллерами, узкобортными шляпами (trilby) и ямайской музыкой. ска, культивируемый саунд- системами, постоянно звучал в клубах и на танцплощадках модов. ска клубы существовали по всей стране . громадными тиражами продается хит милли смолл (millie small) \"my boy lollipop\" (сейчас эта песня более известна в исполнении spice girls), в чартах появились композиции ска-группы the migril five.
1962-66 годы были для ямайки годами музыкального бума. делает свои первые записи боб марли, сначала сольно с китайско-ямайским бизнесменом лесли конгом (leslie kong), а с 64 года в составе wailers с доддом. громадной популярностью пользуются как ска-группы (the maytals, justin hinds and the dominoes, the clarendonians, the charmers и другие), так и исполнители, которые включают в свой репертуар соул-композиции и баллады (delroy wilson, alton ellis, derrick morgan, eric morris, stranger cole, ken boothe, jackie opel).
[282x359]
если в великобритании ска ассоциировался с движением модов, то на ямайке в то же самое время аудитория потребителей такой музыки была, мягко говоря, несколько другой.
rude boys и рокстедибит
в 60-е годы гетто кингстона и других городов ямайки было наводнено безработной молодежью. эта молодежь была далека от оптимизма, присущего раннему ска. чувствуя себя отвергнутыми, ребята выработали некий поведенческий шаблон или коллективный образ \"грубияна\" - rude boy (термин родился в более ранний период начала 40-х). быть rude означало являться кем-то, при том, что общество не считает тебя никем (короче \"stay rude!\"). эти бритоголовые агрессивно настроенные молодые люди возможно были прообразом британских скинхедов. rude boys танцевали ска несколько другим способом: медленнее, принимая угрожающие позы. rude boys были тесно связаны с преступным миром, с людьми, которые жили вне закона. это во многом повлияло на лирику музыки ска того времени. несколько изменилась и сама музыка: басовые партии стали звучать гораздо напряженнее, в противоположность свободному стилю баса в начальный период. несколько замедлился темп самой музыки. (бытует мнение, что такое замедление темпа композиций и упрощение аранжировок произошло от неимоверно высоких температур лета 1967 года. играть быстро и сложно музыкантам стало просто лень, а танцевать под быструю музыку слушателям было невозможно).
[236x250]
это стало началом рождения нового стиля rock steady (в rock steady барабаны менее выпуклы, бас-гитара утратила свой \"свободный\" стиль и классически акцентирует каждую долю, а гитара 2-ю и 4-ю. с уменьшением роли духовых у вокала появилось больше простора. говорят, что rock steady идеально подходит для романтического группового вокала. классическим вариантом рокстеди являются некоторые ранние записи боба марли).
многие rudeboys были из тех, кто приезжал в кингстон, чтобы стать известным в музыкальном бизнесе не обретали успеха и занимались торговлей марихуаной. многие погружались в мир криминала и насилия. (об этом был снят кинофильм \"the harder they come\" с известным реггей-музыкантом джимми клиффом (jimmy cliff). в основу фильма легла реальная история известного rude boy ригинга (ryging), хотя долгое время считалось, что фильм является автобиографией самого джимми клиффа.)
несмотря на то, что общественное мнение и власти были настроены против rude boys, музыканты и продюсеры неоднократно поддерживали их, пропагандируя ska, а потом и рокстеди как музыку \"грубиянов\". злободневная в то время (на только что получившей независимость ямайке) тема о свободном ношении оружия затрагивалась в песнях the soul brothers (\"lawless street\"), и the heptones (\"gunmen coming to town\"). дюк рейд издавал свои инструментальные композиции, называя их на сленге рудбойз (\"shuffling down bond street\"). клемент додд продюссировал молодую группу музыкантов, которые открыто пропагандировали идеи rudies - the wailing rude boys.
принс бастер придумал историю о легендарном судье дреде (judge dread), который, якобы, вынес приговор о 400-летнем заключении rude. (история покрытая мраком, которая требует дополнительных объяснений и исследований) альбом \"007 shanty town\" дезмонда деккера (desmond dekker) занял 14 место в музыкальных чартах великобритании и явился примером признания движения rudies,
в 1968 году активность ямайских музыкантов играющих в стиле ска значительно снизилась, многие переключились на более модный рокстеди, а затем и реггей. ярких исполнителей в америке и европе не появилось. затишье продолжалось около десяти лет. ска заявил о себе с новой силой в конце 70-х и не на ямайке. но это уже другая история.