Это цитата сообщения
Dancing_Witch Оригинальное сообщениеДикая Охота
[показать]
Петер Николай Арбо. Дикая охота Одина. 1872
Дикая охота ( Furious Host, Raging Host, Devil's Hunt, Herlathing, Oskorei ) — миф, имевший распространение в Германии и Британии, но известный и в других странах, относится к скандинавской мифологии.
[показать]
Herlathing называли Дикую Охоту в Англии в честь мифического Короля Херла ( Herla), или Yeth, либо "Гончие Желаний" в Дареме, Англия. В Исландии ее называют Охота Йоля, Бешеная или Дикая Охота в Германии. Oskorei - название процессии неупокоенных душ в Норвегии. Во Франции это звучит как Mesnée d’Hellequin, в связи с предводительницей шествия, богиней смерти Hel. В Средние века ее называли Каинова Охота или Иродова Охота.
[показать]
История:
В средние века миф о Дикой Охоте был распространен в основном в Германии. Считается, что миф распространялся «по стопам» христианства. В более поздний период миф о Дикой Охоте был зафиксирован также в Ирландии, Великобритании, Дании, Швеции, Норвегии. Отголоски легенды были зафиксированы в Англии в 1950-х годах, как вариант о «Роге Дикой Охоты». Хотя кельты и германцы определяли несколько иные временные рамки для этого события - германцы ожидали встречи с Охотой в холодные, ветренные ночи после Зимнего Солнцестояния, в кельты - предпочитали опасаться накануне Самайна, 31 октября, перед наступлением нового года по кельтскому календарю. В обоих случаях однако ясно, что дикая Охота - не летняя забава, а свидетельство господства потусторонних сил темной половины года, времени, связанном с царством мертвых и неупокоенных душ.
Содержание мифа:
Дикая Охота — группа призрачных всадников-охотников со сворой собак. Происхождение легенд о ней несет норвежские мифологические корни.
Согласно скандинавской легенде, бог Один со своей свитой носится по земле, собирая души людей. Если кто-либо встретится с ними, то попадет в другую страну, а если заговорит, то погибнет.
В фольклоре Северной Германии призраками предводительствует женщина Хольда (Холте, Холле, Хулда или Холде) — богиня материнства и домашнего очага. Возможно, она же и Хелл, богиня подземной страны мертвых. В Южной Германии она известна под именем Берта ( Берхта, Перхта), а в Норвегии — как Фригг. Она стережет души некрещеных детей и связана с Луной, отождествляется с римской Дианой.
[показать]
Фригг, прядущая облака - ее мы знаем так же как Госпожу Метелицу...)
Призраки наказывают порочных и ленивых. Если оставить пищу перед дверями, то призраки съедят её, но пища снова появится перед тем, как кавалькада духов двинется дальше. Считалось, что некрещёные умершие, особенно дети, становились забавой для собак Дикой Охоты, которые гнали их в ад.
* В Средние века считалось, что в свиту входят ведьмы и их возглавляет Геката, богиня темной стороны Луны, покровительствующая ведьмам.
* По другим сведениям, Дикой Охотой руководит Фрэнсис Дрейк, которого видели в сопровождении безголовых собак и демонов на просторах от Тевистока до Плимута. Призрак национального английского героя находился в карете или на катафалке.
* В корнуоллском варианте легенды Дикая Охота — это свора собак Денди Дьявола.
* В документах XII века указывается, что количество всадников равно 20—30 и то, что они верхом на чёрных оленях, либо на чёрных лошадях, со страшными чёрными собаками.
* Считается, что последний раз Дикую Охоту видели в 1940-ых годах в Самхайне в канун церковного праздника.[источник не указан 19 дней]
Предводитель охоты :
«Рейн весело течет, но его волны
Должны слышать голос войны
И лязг копий среди гор,
И голос труб вдалеке;
И храбрецы на окровавленной земле должны лежать,
Потому что мимо пронесся Дикий охотник!»
(Вальтер Скотт «Дикий Охотник»)
[показать]
В разных странах разные личности и мифологические существа считались предводителями процессии Дикой Охоты :
* В Британии это король Артур
* В Дании — Вальдемар IV Аттердаг
* В Англии — король Артур, Херне-Охотник — одна из ипостасей дьявола или Эдрик Дикий (en:Eadric the Wild)
[показать]
* В Скандинавии — Один или Вальдемар IV Аттердаг
[показать]
* В Германии — Вотан, Дитрих Бернский, Ганнс фон Хаскельберг (de:Hanns von Hackelberg) Госпожа Голла (de:Frau Holle), Прехта (de:Perchta) или Гудрун (de:Kudrun), Самаэль
* В Уэльсе — Аравн (en:Arawn) или Гвин ап Нуд (en:Gwyn ap Nudd)
* Во Франции — Роланд, а иногда Шарлемань или даже Барбаросса, или богиня мертвых Хель
[показать]
* В Ирландии — Фении или Финн Мак Кумал.
[показать]
Далее - Ed LeBouthillier
"Дикая охота является частью историй и легенд, рассказываемых перед наступлением Йоля, праздника Зимнего Солнцестояния. Это истории об Одине, возглавляющем безумную кавалькаду всадников в небе зимней ночью, несущихся в сопровождении воющих собак, который сидит на восьминогом коне Слепнире. За ним едут другие всадники волшебного отряда - эйнхериары. Из всех мифов об Одине - этот, пожалуй, самый интересный из сохранившихся доныне.
[показать]
В своей основной форме миф утверждает, что любая из ночей между Юле (Йолем) и двенадцатой ночью (считая от ночи дня Солнцестояния имеется ввиду) - может быть временем для этой дикой процессии. Легенда гласит, что в эти холодные, снежные, зимние ночи, она является сначала как небольшой ветер, а затем превращается в ураган, как мощная буря Охота проносится мимо. Иногда она может унести с собой души тех, кто не оказывает ей должного уважения.
Возглавлять Дикую Охоту может Один самолично, Ульдр, Фригга или кто-то другой из множества персонажей, в зависимости от места, где рассказывают историю.
[показать]
Фрейя, она же в одной из ипостасей Фрау Холле, на колеснице, запряженной кошками Бигуль и Трьегуль.
Истинные цели Охоты неизвестны, это может быть сбор на Тинге, похищение новых душ, ловля фей или других ночных путешественников
Когда Одина, в его темном плаще и широкополой шляпе, летит на Слейпнире, звук такой, как будто грохочет гроза с дикими ветрами, достигающий оглушительного рева. Лай собак и топот копыт создают невообразимый шум. Однако не всегда Дикая Охота несет погибель - кое-где верят, что Один может оставлять подарки в чулках, которые дети развешивают у камина. Особенно если они позаботятся заранее положить туда морковь или сено для Слейпнира..)
Еще, говоря о подарках, оставляемых Дикой Охотой, упоминают о маленькой черной собаке, которую иногда находят у камина. Это означает, что хозяева дома избранны, что бы обеспечивать ей уход и пропитание в течение года, если это не будет сделано - последуют несчастья и неудачи.
Обычно, далеко не все оставались в выигрыше после Дикой Охоты. Негодяи, лжецы и прочие лихие люди могли запросто лишиться и жизни, и души, путешествуя с Охотником долгие годы. По этой причине было принять прятаться от всадников во избежание нежелательной участи.
Таким образом, в каждый из двенадцати вечеров холодного Йоля помните, что Один собственной персоной в этот момент возможно проносится мимо..)
[показать]
Собаки:
[показать]
В древнем европейском фольклоре, собака рассматривалась и как опекун, и как пожиратель духов умерших, особенно с Дикой Охотой, когда свора собак с хозяином-охотником летит по небу в поисках потерянных душ. Собаки и волки имели аналогичные аспекты в мифологии. Было широко распространено убеждение, что душа не может быть свободной для следующей жизни, пока мясо не очищено полностью с костей. Поэтому собаки и волки рассматривались как пожиратели плоти, которые выполняют необходимую работу, чтобы освободить дух.
Собак называли Адскими псами, Ночными гончими, Гончими Хель или Северной богини. Их так же могли именовать Шак (Shuck) или Шок (Shock), от староанглийского scucca - "демон".
[показать]
Интересно, что скандинавских воинов-берсерков сравнивали с волками - или называли "волчьешкурыми" ("wolf-coats" в Hrafnsmal, к примеру). Это делало берсерков символически мертвыми, поскольку в староанглийском "волк" было синонимом с бандитами и разбойниками вне закона и общества. Берсерк же и вправду "социально" мертв, так что можно проследить связь между волками Одина и собаками Дикой Охоты. Увидеть ночью черного пса может означать известие о скорой смерти.
Кто ведет Охоту помимо Одина?
[показать]
Охотником может быть неизвестная потерянная душа, божество или духи обоих полов, или же это могут быть исторические или легендарные фигуры, как Дитрих Бернский. В Уэльсе, например, предводителем Охоты был Гвинн ап Нудд (Gwynn ap Nudd). Как "Повелителя Мертвых", Гвинна сопровождали белые собаки с кроваво-красными ушами. В Северной Англии эти псы с красными ушами известны как Гончие Гавриила. Их появление предвещает гибель.
Во Франции, кроме Одина , вспоминают Шарлеманя или Барбароссу, одного из шведских королей, Гавриила, Каина или Ирода, Короля Артура тоже и фон Хакельнберга, но так же и некоего Херода (Herod), который считался Главным Охотником Фонтенбло (le Grand Veneur de Fontainebleau), и люди говорят, что он появлялся накануне убийства Генриха IV и перед французской революцией.
В южной Англии рассказывают про Херне-Охотника ( по одной из версий это тоже был королевский охотник, который покончил жизнь самоубийством из-за ложного обвинения в браконьерстве), возглавляющем Дикую Охоту, а иногда в других местах Herlathing связывают с мифическим Королем Херла, тоже предводителем. Когда Херне-Охотник появлялся в Виндзорском лесу, это всегда предшествовало трагедии ли катастрофе, часто национального значения. Херне изображают с оленьими рогами и он является вероятно наиболее известным предводителем Дикой Охоты, которого так же связывают с кельтским богом Цернунносом.
[показать]
О Херне упоминал даже Шекспир:
«Есть старое предание о Херне,
Что был давно лесничим в здешнем парке:
Он будто бы зимою по ночам,
Украшенный рогами, дуб обходит,
Деревья сушит и скотину портит,
Удой кровавит и гремит цепями,
Внушая всем смятение и страх.»
(«Веселые виндзорские кумушки»)
[показать]
Согласно летописи 12 века : "Это шествие Дикой Охоты видели на марше в Уэльсе и Херефорде в первый год правления короля Генриха II, около полудня: они двигались совершенно как мы это делаем, с телегами и лошадьми, навьюченными поклажей, с ястребами и собаками, в сопровождении толпы мужчин и женщин. Те, кто видели их, сразу же предупредили все население трубя в горны и крича...поскольку они не смогли добиться от них ни слова в ответ на обращение, то решили добиться ответа с помощью оружия. Те, однако, поднялись в воздух и внезапно исчезли совсем." Это так же может иметь отношение к Одину, поскольку некоторые считают, что Herle и Herian имеют общие элементы, а Herian - это одно из имен Одина, обозначающее его роль, как предводителя мертвых воинов, находящихся в Вальхалле.
[показать]
Еще одно народное предание гласит, что возглавлял Охоту Ханс фон Хакельнберг (Hans von Hackelnberg), полу-исторический герой, который умер между 1521 и 1581 годом. Но за этим персонажем из 16го века стоит более архаичная фигура, возможно, обращающая к старинным традициям, связанным с охотой. Hackelnberg возможно просто производное от "Hakolberand" - старосаксонский эпитет для Водана\Одина.
[показать]
Отряд викингов.
Король Артур тоже упоминается как главный охотник. Об этом говорится в детских стихах о холме Гластонбери, как о воротах, из которых выезжают всадники.
Убежищем Дикой Охоты часто называют холм. Например Херзельберг в Тюрингии считается домом Дикой Охоты, откуда шествие отправляется по всей стране. Сильный ветер дует на вершинах, вероятно потому, что там собираются мертвые. Национальные герои часто покоятся под холмами, ожидая то время, когда они понадобятся стране для победы со всей своей призрачной армией - Артур в Британии, Рыжебородый в Германии, Хольгер Датчанин в Денмарке, Королева Ядвига в Польше, Князь Марко в Сербии.
Встречи с Дикой Охотой:
[показать]
Было бы очень неразумно смотреть на них или пытаться заговорить с ними; есть риск быть захваченным в их шествие и никогда не вернуться или сойти с ума. Ордерик из Виталис, клирик аббатства Святого Эвролта в диоцезе Лиссиах в Нормандии писал в 1133 году о священнике, встретившего их в ночь на 1 января 1091 года рядом с костелом Бонневаль. Некоторые из духов обратились к нему с посланиями для живых родственников, но он отказался выслушать их. Еще большей глупостью было пытаться украсть одну из их лошадей в доказательство своей встречи, но он лишь получил ожоги от раскаленной уздечки и от руки рыцаря, который поймал его на этом. Шрам на затылке оказался единственным сувениром, который смог показывать Ордерик.
Его спасло лишь вмешательство недавно умершего брата, который уже стал частью процессии.
[показать]
В 1123 г. в Саксонии, Германия, в епархии Вормс, в одну из ночей жители стали свидетелями процессии из множества вооруженных всадников, выезжающих из близлежащей горы, которые однако вернулись туда позже. Выставив крест перед ними, они спросили одного из рыцарей, который сказал, что они действительно мертвы, души рыцарей погибших в битве.
[показать]
В Англии, записи аббатства в Питерборо говорят, что 6 февраля, 1127, отвратительные черные охотники верхом на лошадях, козлах, баранах ехали через лес ночью, ломая деревья их рогами, с отвратительным, черными, с огромными глазами собаками.
Вальтер Мэп писал в 1155, что Дикий Охотник это был Король Herla древних британцев, которые получили много подарков от короля гномов, в том числе небольшую собаку, которую он возил на седле с собой. Чтобы вернуться домой, ни он, никто из его дружины, однако, не имели права спешиться, пока собака не спрыгнет на землю, иначе они все обратятся в прах. король Херла думал, что пробыл в пещере гномов не более трех дней, однако прошло два века, а собака все не спрыгивала на землю. Так получилось, что он и его спутники были обречены бродить по земле вечно...
Реконструкция:
Вплоть до начала 20 века, молодые люди в Норвегии устраивали подобие Дикой Охоты на Зимнее Солнцестояние. Обрядившись в костюмы и маски, они должны были наказывать тех, кто нарушил сельские традиции, как правило, за кражу пива и скота. Если всадники получили продукты питания или угощение, то наоборот, они обещали процветание.
В ситуации подобной Дикой Охоте, Перхта, богиня из Тирольских Альп (так же идентифицируемая как германская богиня Хольда) , появляется на Земле в переломный момент между старым и новым годом ( зимнее солнцестояние, совмещенное сейчас с Рождеством у католиков и Юлетайдом скандинавских стран).
[показать]
Фрау Перхта представляет собой дуалистическое, мужское\женское божество и сопровождается компанией злых зимних духов всех сортов. В альпийских областях Австрии, эти античные верования послужили основой для обычая переодевать молодых мужчин в злобных устрашающих духов, наподобие тех, что сопровождают Фрау Перхту. Позднее (от 16 века начиная) мужчин в костюмах называли - и называют - Перхтен ( Perchten.)
Впрочем, Перхтен могут быть и уродливыми, и красивыми.
Источники:
"Myths of the Norsemen: From the Eddas and Sagas" by HA Guerber. "Мифы скандинавов: Из Эдды и саги" на HA Guerber. 1992 Дувр.
“Santa Claus, Last of the Wild Men” by Phyllis Siefker. "Санта Клаус, последний из Диких людей" Филлис Зифкер. 1996 McFarland & Company.
“The Wild Hunt” in Supernatural Enemies by Hilda Ellis Davidson and Anna Chaudhri. 2001 Carolina Academic Press. "Дикая охота" в "Естественные враги", Хильда Эллис Дэвидсон и Анна Chaudhri.
Еще о Дикой Охоте:
www.enmerkar.com/magus-way/pochemu-na-silu-nu...