• Авторизация


ТАНЕЦ В ЖИВОПИСИ 06-12-2008 21:37 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Парашутов Оригинальное сообщение

ТАНЕЦ В ЖИВОПИСИ (ТАНЦЫ НАРОДОВ МИРА ЧАСТЬ 17 - ИСПАНСКИЕ СТРАСТИ ОТ ГОЙИ ДО ДУДНИКА)



Когда испанцы не поют, они танцуют. А танцы у них страстные, вроде севильяны. В этом со сложной ритмикой танце страстные любовники из Севильи повествуют о своей любви и ненависти (несколько быстрых поцелуев, бесконечная чечетка и устрашающий вид). Или фламенко. Это – яростная севильяна, в которой мужчина и женщина, танцующие на высоких каблуках, имеют целью затанцевать друг друга насмерть; или хота, с ее озорными веселыми прыжками, скачками и подпрыгиваниями; сардана, любимый каталонский хоровод; фанданго, андалузский чуть более живой вариант сарданы, исполняемый с бесконечным притопыванием и перестуком кастаньет.

[показать]

Франсиско Гойя Танец на речном берегу 1777 г.

Искусство испанского танца известно с древних времен. Сохранились танцевальные формы, которые встречались в эпоху эллинизма.
Об испанских танцах невозможно говорить в целом – народное творчество каждой провинции несет в себе обычаи, культуру и менталитет конкретного мини-региона. Хотя, безусловно, стоит отметить взаимопроникновение субкультур, в результате которого один и тот же танец имеет своеобразную видоизмененную «региональную» версию.




[показать]

Джон Фредерик Левис Фиеста в Гранаде

Испанские танцы принято подразделять на четыре группы (стиля): народные, фламенко, классические и современные (XX в.).
Самую обширную группу составляют народные танцы различных провинций. Среди них сольные, парные, групповые, круговые, которые исчисляются сотнями, имеют каждый своё музыкальное сопровождение.
Испанский танец отличается исключительным ритмическим богатством, эмоциональностью, разнообразием форм. Этим объясняется его широкое распространение во всех странах.

[показать] [показать]

Уилльям Мерритт Чейз Танцующая девушка 1881 г.
Уилльям Мерритт Чейз Карменсита 1890 г.

[показать]

Хоакин Соролла е Бастида Севилья

[показать]

Хоакин Соролла е Бастида Арагонская хота 1914 г.

Наиболее известные в мире испанские танцы – болеро и фламенко.

Болеро

Классический тип этого испанского танца был создан испанским танцовщиком Себастьяно Сересо около 1780 года.
Хотя он всегда был трехдольным, доли это в разное время по-разному дробились: три равные доли в первом такте (три четверти, если выражаться профессиональным музыкальным языком), затем на сильную долю следующего такта остановка (четверть с точкой) и три короткие ноты (восьмые). Один из ритмических вариантов болеро: первый такт дробится на короткие ноты; в таком случае их шесть (восьмые), причем, вместо первой ноты пауза. Второй такт такой же, как в первом варианте. Впоследствии дробление становится еще более мелким.

Темп классического болеро умеренный, даже сдержанный. Движение полно внутренней силы и страсти. Танцуется такое болеро под аккомпанемент гитары и барабана, а сами танцующие отбивают на кастаньетах дополнительно сложные ритмические фигуры, сплетающиеся в необычайно прихотливый узор.

Известно много разновидностей болеро, характерных для разных областей Испании.
Парадокс в том, что ни один из этих вариантов не совпадает с ритмической структурой «Болеро» Равеля. Произведение, популярное во всем мире, испанской аудиторией не принимается – исключительно из-за названия. Произведения композиторов-иностранцев часто не отображают подлинности национального колорита – из-за того, что за основу берут внешнюю «эмблему» страны, которая не является тем же для жителей этой страны.

Испанское болеро вдохновило не только Равеля на написание музыкального произведения. Болеро писал Бетховен (обработка болеро входит в его цикл «Песни разных народов»). Этот танец включен в такие оперы и балеты: «Слепые из Толедо» (Мегюль), «Прециоза» (Вебер), «Черное домино» и «Немая из Портичи» (Обер), «Бенвенуто Челлини» (Берлиоз), «Лебединое озеро» (Чайковский) и «Коппелия» (Делиб). Глинка использовал болеро в «Победителе» и «О, дева чудная моя». Шопен написал фортепианную пьесу, которая называется «Болеро». Не смотря на многочисленное использование болеро в европейской музыке, наиболее известен «Болеро» Равеля.

Но сравним ассоциации при прослушивании произведений. Испания, завод, болеро тореро... («Болеро» француза Равеля). Невольно в сознании возникает другой ряд: Испания, табачная фабрика, хабанера, тореро... - "Кармен" француза Бизе.

[показать] [показать]

Джордж Оуэн Уайн Аррерлей Танцовщица 1919 г.
Джордж Оуэн Уайн Аррерлей Танцовщица фламенко 1919 г.

[показать] [показать]

Джордж Оуэн Уайн Апперлей Танцующая цыганка 1930 г.
Роберт Брук Фламенко из Испании

Фламенко

«Зажигательная музыка и стук каблуков. Роза в зубах.
Взметнулась и обвилась вокруг ног струящаяся юбка.
Дробь кастаньет выбивает стоны разбитого сердца, жалобы на измену и крики мести»

Фламенко – это музыкальный жанр, зародившийся в южной Андалузии и представляющий из себя уникальное явление, характерное исключительно для Испании. Смешав ритмы и мелодии арабской, цыганской, еврейской и христианской культур и впитав в себя жаркое солнце Андалузии, фламенко превратилось в яркий и самобытный музыкальный жанр, в основе которого – триединство гитары, песни и танца.

Фламенко, или канте (пение) фламенко – практически одно и то же. Этот песенно-танцевальный спектакль стал символом Испании и изучается во многих странах от США до Японии.
Фламенко: музыка, танец, пение, страсть. Корни канте фламенко уходят очень глубоко. Еще задолго до наступления нашей эры на территории современной Андалузии сложилось одно из древнейших государств Европы – Тартесс. Маленькое необычное государство с высокообразованным народом, собственной письменностью, самобытной музыкальной культурой.

Заметное влияние на формирование канте фламенко оказало принятие во II-Х вв. испанской католической церковью греко-византийского религиозного песнопения, с его звукорядом и мелодическими оборотами.
С приходом в VIII веке на Пиренейский полуостров арабских племен берберов и последующего расцвета мавританского государства на полуострове формируется классическая «андалузская музыка». Взаимопроникновение арабских и испанских форм и жанров музыки дало в результате новые мелодии – мелодии пустыни и страсти.

В XV-XVI вв. в Андалузию пришли цыгане. Выходцы из Индии, они неожиданно нашли в Испании родственную музыкальную культуру и органично сжились с ней. Соприкосновение цыганской и андалузской культур привело к окончательному оформлению жанра фламенко.
У костров, под звон гитар или просто хлопки зрителей танцем и отчаянными песнями они кричали о своем сиротстве, о потерянности, о свободе, о жизни, похожей на смерть, и о внезапном свете озарившей ее любви.
Канте фламенко – великолепное представление, окрашенное сильными эмоциями и переживаниями. Оно оказало влияние на многие танцевальные и музыкальные стили всего мира. сам стиль жизни.

[показать] [показать]

Пино Даени Танец в Барселоне
Пино Даени Танцовщица

[показать]

Мик Уайт Испания

Фламенко – симбиоз трех начал: еврейского, испанского и цыганского, смесь индийской, цыганской и арабской культуры. Просто так исторически сложилось, что осел танец именно в Испании и теперь является неотъемлемой чертой этой нации. Характерной же чертой самого фламенко является «сапатеадо» — ритмичный барабанный звук, получаемый за счет ударов каблуком и подошвой ботинка по полу. Раньше во фламенко подобными стучаниями занимались только мужчины, так как это требует физической силы, но теперь в этом им не уступают и женщины (байлаоры).

Фламенко – танец-крик, танец-борьба, танец-жизнь. В его сути — сплошной излом. Ритм сбивчив, как пульс больной души, руки — живущие и танцующие отдельно, каблуки — воля которых — закон для музыканта. Гармонию творит танцор. Остальные в тесном кругу, ладонями, кастаньетами, ногами, гитарой – лишь помогают ей выжить.

Красно-черные платья тихим бархатным стоном поют о свободе. О свободе, которая везде и которой нет, о Родине, которая везде и которой нет. Цыгане и евреи были одинаково гонимы. Фламенко — яркий, пронзительный, молчаливый протест народов.

Точного перевода слова «фламенко» нет, но предположительно его название произошло от «флам» (фламма) – пламя, огонь (некоторые источники трактуют «канте фламенко» – пение андалузских цыган, либо «фламенко» – фламинго). Страсть, гордость и грация этого танца зажигательны, как пламя. Нет таких чувств, которые не способен передать канте фламенко.

[показать]

Евграф Сорокин Испанские цыгане. 1853 г.

[показать]

Сергей Фотинский Испанская танцовщица.

[699x399]

Алексей Августович Испанский танец 1985 г.

[показать]

Александр Маранов Испанский танец

[показать]

Юрий Бондарь Фламенко.

[показать]

Андриан Берсенев Танец 2005 г.

[показать]

Степан Дудник Испанки.Танец 1990 г.

Гитара – неотъемлемая часть современного искусства фламенко
Танцуют фламенко в традиционном наряде – женском «bata de cola» (платье, обычно до пола, часто из разноцветного материала в горошек, украшенное оборками и воланами, или юбка «сонце» или «полусолнце»). Праобраз наряда – национальная цыганская одежда. Но самое важное в костюме танцовщицы — туфли на каблуках.
Ошибочным является укоренившееся мнение о кастаньетах как непременном атрибуте фламенко. Ритм отбивается ногами, щелканьем пальцев или хлопками ладоней. Наиболее чистые формы фламенко избегают кастаньет – использование кастаньет ограничивает страстные и выразительные игры рук.

Фламенко бывает разное: классическое, народное, цыганское.
Последние десятилетия появились смешанные разновидности фламенко и других стилей – фламенко-поп, фламенко-джаз, фламенко-рок, джипси-румба и др.

Статья с сайта:
http://www.siluet-dance.com

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (5):
ell_BAGIRA 06-12-2008-21:56 удалить
Спасибо за хороший матерьял!
вы у Парашутова посмотрите про танец живота, я не стала сюда утаскивать, но тоже прекрасная статья.
raisanikolaevna 07-12-2008-14:10 удалить
Красиво,страстно...Надо родиться под этим небом,с детства впитывать в себя эту мелодию,ритм. пытаться танцевать...
Иногда глядя на наших танцоров чувствую неловкость...
Это же не танец,это жизнь!


Комментарии (5): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ТАНЕЦ В ЖИВОПИСИ | Муромцева_Елена - Дневник Муромцевой Елены | Лента друзей Муромцева_Елена / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»