• Авторизация


Без заголовка 04-03-2010 20:18 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Парашутов Оригинальное сообщение

ЖЗЛ ("ГЕНИЙ И ЗЛОДЕЙСТВО" ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ)



Начну с того, что о жизни великих мастеров Возрождения мы знаем из книг и материалов искусствоведов, которые основаны на малочисленных материалах архивов, летописях и документах. Основным же источником для знакомства с художниками уже долгие столетия, как ни крути, является книга Джорджо Вазари «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев». Именно в ней автор описывает историю, о которой хочу рассказать. Мало того, «героев» своей истории он объединяет в одну главу, хотя художники очень разные по стилю, технике и событиям жизни. В современности многие искусствоведы пытались развеять эту легенду, опираясь на даты, но ведь доказано, что и Сальери не травил Моцарта, но именно с трагедией Пушкина ассоциируется эта пара. Благодаря Вазари мы теперь знаем, что и эпоху Возрождения были во Флоренции свои «Моцарт» и «Сальери».
В начале главы Вазари прямо таки вопрошает:
Можно ли выразить словами, насколько преступно и ужасно стремиться под видом притворной дружбы уничтожить в другом не только известность и славу, но и саму жизнь?
Называя Андреа дель Кастаньо коварным, Вазари тут же пишет о том, что он был живописцем и рисовальщиком поистине превосходным и великим, но злоба и зависть его были так велики, что он похоронил сияние своего таланта во мраке греха.

Итак, подозреваемый.

Андреа дель Кастаньо
Andrea dal Castagno

Полное имя - Андреино ди Бартоло ди Симоне ди Барджилла

1421(1423?) -1457(1492?)

[показать]

Андреа дель Кастаньо Портрет из книги Вазари

Флорентинский живописец.
Родился он в маленькой деревушке Кастаньо в районе Муджелло близ Флоренции, сделав название своим прозвищем, перебравшись в город. Когда ему было 8 лет, от случайного пожара сгорел его дом, в огне погиб его отец. Возможно, невольным виновником этого пожара был сам Андреа, так как впоследствии на одной из своих работ он изобразил себя в образе святого Юлиана Гостеприимного, кающегося в отцеубийстве.
Лишившись в раннем возрасте отца, он воспитывался у одного из дядей, который заставлял его много лет пасти стадо. Мальчик был расторопным и смышленым. Однажды, спасаясь от дождя, он зашел в дом, где один из деревенских живописцев расписывал божницу у какого-то крестьянина. Охваченный изумлением, мальчик внимательно смотрел, а потом углем и кончиком ножа на стене стал повторять фигурки людей и животных, вызвав уже удивление тех, кто это видел. Его стали приглашать расписывать кассоны - свадебные сундуки с приданным, украшать орнаментами и изображениями птиц и зверей внутренние помещения крестьянских домов.
Среди поселян пошла молва о удивительных способностях юноши. Слухи дошли до флорентийского дворянина Бернадетто деи Медичи, который решил посмотреть на юнца.

Вазари пишет о смешном диалоге между ними.
- Не хочешь ли ты посвятить себя искусству живописца?
- Ничего более приятного со мной случиться не может!

Медичи увез Андреа во Флоренцию (около 1440 г.) и устроил работать в мастерскую мастера, считавшегося во Флоренции лучшим. (Странно, что Вазари не указывает имени мастера, ведь лучших мастеров он должен был знать! Опять же прочитал на одном из сайтов, что это были то ли Мазаччо, то ли Учелло.)




Андреа постигал понимание трудностей искусства, лучше у него получались рисунки, сложнее удавался колорит работ, что делало их жестковатыми и сухими, лишая изящества и обаяния.
В ранней юности он написал фреску истории св. Миньята и св. Кресценции, разлучающихся с родителями во дворе Сан Миньято аль Мойте.
В 1442—1444 гг. Андреа побывал в Венеции, где в церкви Сан Дзаккариа (в капелле Сан Таразио) сохранились остатки его фрески, датированной 1442 г., написанной в сотрудничестве с Франческо да Фаэнца.

[показать] [показать]

Андреа дель Кастаньо St Mark 1442 г.
Андреа дель Кастаньо St John the Baptist 1442 г.

В 1444 Кастаньо был записан в цех медиков и аптекарей во Флоренции, где затем и протекала вся его деятельность.

[показать]

Андреа дель Кастаньо Crucifixion and Saints 1440-41 г.г.

[показать]

Андреа дель Кастаньо Dormition of the Virgin 1442-43 г.

Много он работал в монастыре Сан Бенедето, но эти работы были уничтожены при осаде Флоренции. В монастыре дельи Анджели Кастаньо написал Распятие (1449—1454), Богоматерь, св. Иоанна, Бенедикта и Ромуальда.

В июне 1449 Андреа получил заказ на цикл портретов для виллы Кардуччи в Legnaia, при этом вскоре хозяин виллы и заказчик - Филиппо Кардуччи умер. Фрески были закончены прежде, чем дом был продан в октябре 1451 года.
Цикл состоит из девяти изображений (три флорентийских военных начальника, три известных женщины и три тосканских поэта), помещенных в нарисованные ниши, похожие все вместе на монументальную мраморную баллюстраду, отделенную пилястрами.

[показать]

Общий вид зала.

[показать] [показать]

Андреа дель Кастаньо Famous Persons. Pippo Spano 1450 г.
Андреа дель Кастаньо Famous Persons. Farinata degli Uberti 1450 г.

[показать] [показать]

Андреа дель Кастаньо Famous Persons. Niccolò Acciaiuoli 1450 г.
Андреа дель Кастаньо Famous Persons. Giovanni Boccaccio 1450 г.

[показать] [показать]

Андреа дель Кастаньо Famous Persons. Francesco Petrarca 1450 г.
Андреа дель Кастаньо Famous Persons. Dante Allighieri 1450 г.

[показать] [показать]

Андреа дель Кастаньо Famous Persons. The Cumean Sibyl 1450 г.
Андреа дель Кастаньо Famous Persons. Queen Tomyris 1450 г.

[показать]

Андреа дель Кастаньо Famous Persons. Queen Esther 1450 г.

На одной из коротких стен комнаты были изображены Адам и Ева, а между ними Мадонна с ребенком под навесом, поддержанным ангелами, которые были обнаружены при реставрации только спустя несколько лет после остальной части художественного оформления.

[показать]

Андреа дель Кастаньо Eve 1450 г.

В Санта Тринити он написал св. Андрея, в Леньяйе по заказу Пандольфо Пандольфини несколько портретов и хоругвь для шествий.

В капелле церкви Сантиссима Аннунциата художник изобразил истории жития св. Юлиана с большим количеством фигур и собакой (хотя на картине изображен лев! Неужели у Вазари было что-то со зрением??) - «Спаситель со св. Юлианом» и «Троица со св. Иеронимом» (1454—1455).

[показать]

Андреа дель Кастаньо St Julian and the Redeemer 1453 г.

[показать]

Андреа дель Кастаньо The Holy Trinity, St Jerome and Two Saints 1453 г.

В Санта Кроче в капелле Кавальканти он изобразил Бичевание Христа. Вазари считает, что, если бы эта фреска не была испорчена людьми, сцарапавшими фигуры евреев, желая этим как бы отомстить им за оскорбление Господа, то эта работа была бы лучшей в творчестве художника.
Во Флорентинском соборе Санта Мариа дель Флоре он написал Конный портрет Николо да Толентино (1456). Когда во время этой работы какой-то мальчуган, проходя мимо, толкнул лестницу, Андреа пришел в такую ярость, что, спустившись, долго за ним гнался.

[показать]

Андреа дель Кастаньо Monument to Niccolò da Tolentino 1456 г.

Андреа пользовался милостью в доме Портинари. Ему было поручено расписать часть главной капеллы больницы Сант Эджидио, поскольку вторая часть была заказана Алессо Бальдовинетти, а третья – уже знаменитому живописцу Доменико из Венеции (Доменико Венециано), приглашенному во Флоренцию ради нового способа писать маслом, которым он владел.

Теперь познакомимся поближе с жертвой, хотя при сравнении нескольких его биографий тоже видны разночтения в датах и событиях.

Доменико Венециано
Domenico Veneziano

Полное имя - Доменико ди Братоломео да Венециа

Год и месяц рождения точно неизвестны, пишут в одном словаре, в другом называют – 1400, а в третьем - около 1410 и указывают местом рождения Венецию.
Дату смерти, благо, указывают везде одинаковую - 1461, Флоренция.

[показать]

Доменико Венециано Предполагаемый автопортрет на фреске The Madonna and Child with Saints 1445 г.

Итальянский живописец, один из основателей флорентийской школы XV века.
Документальных сведений о его жизни и творчестве, действительно, очень мало.
Учился, вероятно, в Вероне. Самостоятельно начал работать в 1432 г.

[показать]

Доменико Венециано Madonna and Child 1435 г.

[показать]

Доменико Венециано Madonna and Child 1435-37 г.

Первые сведения о Венециано найдены в письме, адресованном им Пьеро ди Медичи и отправленном 1 апреля 1438 г. из Перуджи во Флоренцию, в котором Доменико предлагает, как живописец, свои услуги Медичи. До приезда во Флоренцию Доменико написал несколько вещей в Лорето в ризнице Санта Мариа вместе с Пьеро дела Франческа, расписал комнату в доме Бальони в Перудже.
Письмо Доменико к Медичи написано в почтительном и, одновременно, фамильярном тоне, как будто он уже был хорошо знаком со своим корреспондентом. Кроме того, это письмо показывает хорошую осведомленность художника о состоянии флорентийского искусства того времени. Он знал, например, что Филиппе Липпи работал в те годы над алтарем Барбадори и что Фра Анджелико был занят многочисленными заказами.
Венециано надеялся, что Козимо Медичи поручит ему исполнение алтаря. Возможно, Доменико познакомился с Медичи в Венеции (где Козимо находился в ссылке в 1433-1434), а сведения о флорентийской художественной жизни могли проникнуть в Умбрию после того, как в 1437 в ц. Сан-Доменико в Перудже была помещена алтарная картина Фра Анджелико.
В 1439 г. приехал во Флоренцию, где и продолжал работать до самой смерти, кроме небольшого перерыва.
Первая работа во Флоренции - Богоматерь в окружении святых была написана в табернакле на улице Канто де Карнесекки. В галереях она датирована 1445 годом. Странно, что именно эта фреска указана первой работой во Флоренции, ведь с момента приезда в город прошло 6(!!!) лет, или речь идет не об этой картине!

[показать]

Доменико Венециано The Madonna and Child with Saints 1445 г.

Работа вызвала ажиотаж горожан и первый приступ злости Андреа. При этом он стал ближайшим другом Доменико, который был общительным, любил играть на лютне и петь.
В 1439—1445 гг. Венециано расписывает после Алессо Бальдовинетти хоры одной из флорентийских церквей вместе со своим учеником Пьеро делла Франческа.

[показать] [показать]

Доменико Венециано Head of a Tonsured, Bearded Saint 1440-45 г.
Доменико Венециано Head of a Tonsured, Beardless Saint 1440-45 г.

После 1445 года художник по неизвестной причине прекращает работать (пишут в одной биографии).
А в другой биографии, а также в книге Вазари указывается, что с 1445 по 1447 годы художник работал над алтарём Магноли, а после завершения отправился в Марчез, где совместно с Пьеро делла Франческа работал над фресками церкви Санта Мариа в Лорето. Из-за эпидемии чумы Доменико покидает Марчез, и возвращается во Флоренцию. Фрески не были завершены, и позднее их уничтожили.

Не знаю, для какой церкви писался этот цикл, но поскольку писался он в 1445 году, то помещаю его здесь.
Сами фрески сейчас находятся в разных музеях - Национальной галерее в Вашингтоне, Музее Фитцуильяма в Кембридже и Государственном музее Берлина. Заметьте, в Италии не осталось ни одной части!

[показать]

Доменико Венециано The Stigmatization of St Francis (predella 1) 1445 г.

[показать]

Доменико Венециано St John in the Wilderness (predella 2) 1445 г.

[показать]

Доменико Венециано Annunciation (predella 3) 1445 г.

[показать]

Доменико Венециано St Zenobius Performs a Miracle (predella 4) 1445 г.

[показать]

Доменико Венециано Martyrdom of St Lucy (predella 5) 1445 г.

Последняя известная работа художника — фреска в часовне Кавальканти, позднее в церкви Санта Кроче. В 1566 году церковь перестроили, а фреску перенесли со стены.
После работы над фреской в Санта Кроче Доменико вместе с Фра Анжелико и Фра Филиппо Липпи в 1454 году вызвали в Перуджу, чтобы консультировать Бонфигли, который расписывал часовню палаццо деи Приори. В 1457 году Доменико продолжал консультировать художников.

Искусствоведы в один голос утверждают, что сохранившихся произведений - работ, подписанных Доменико Венециано – очень мало – всего две (!!!).
При этом в одном источнике указаны циклы фресок в Перудже и в ц. Сант-Эджидио во Флоренции, которые не сохранились (парадокс в том, что они не сохранились, но искусствоведы уверены, что они принадлежали кисти Венециано). А в другом этими двумя работами называются сильно повреждённая фреска «Дева и дитя на троне» (Национальная Галерея, Лондон) и часть алтаря церкви Санта Лючия деи Магноли, обычно называемая Магноли (1445—1447).
Еще в одной из биографий я прочел, что от флорентийского периода творчества художника до наших дней дошли только упомянутый Табернакль Карнесекки, Мадонна с младенцем из Сеттиньяно (фонд Беренсона и Вашингтон, Нац. гал.), подписной алтарь св. Лючии (Мадонна с младенцем и св. Франциском, Иоанном Крестителем, Зиновием и Лючией (Флоренция, Уфицци)), то есть уже три работы.

[показать]

Доменико Венециано Madonna and Child после 1447 г.

[показать]

Доменико Венециано St John the Baptist and St Francis 1454 г.

При этом искусствоведы приписывают Венециано тондо «Поклонение волхвов», правда не могут договориться – считать эту работу дофлорентийского периода или одной из поздних работ художника, хотя практически во всех галереях она датирована.

[показать]

Доменико Венециано Adoration of the Magi 1440-43 г.г.

В испанских музеях Труссен-Борнемица и мадридском Прадо находятся еще две работы, приписываемые Венециано, но как-то они мрачноваты для стиля и манеры художника. Вторая вообще, на мой взгляд, напоминает да Винчи!

[показать]

Доменико Венециано Fraile con una cruz 1445-48 г.г.

[показать]

Доменико Венециано La Sagrada Familia.

В галереях Интернета я видел больше десятка картин, приписываемых Венециано, поэтому и решил поместить их все в этот материал.
И последний факт биографии - Доменико Венециано умер в бедности в 1461. Хотя эта фраза не противоречит тому, о чем пойдет речь ниже.

Итак, совместная работа Кастаньо и Венециано в церкви Сант Эджидио при больнице Санта Мариа Нуова продолжалась с 1451 по 1453 годы. Фрески в капелле не сохранились.
И вот во время этой работы Андреа воспылал завистью и ревностью к Доменико, ведь граждане города ухаживали за ним и осыпали ласками как гостя.
Но при этом один из авторов биографий пишет, что Доменико Венециано не снискал большой славы во Флоренции, где Филиппе Липпи и (тот же!) Андреа дель Кастаньо предпочитали графическое напряжение и четкий рисунок, отказавшись от колористических эффектов, столь любимых Доменико.
Так как Андреа был не менее ловким притворщиком, чем превосходным живописцем, он был приветлив и дружен с Доменико. При этом он имел обыкновение отмечать ногтем на работах коллег подмеченные им ошибки. Эту привычку он взял из юности, когда его работы порицались так же.

Так и продолжалась эта дружба – пишет Вазари. Они вместе проводили вечера, развлекались и устраивали серенады своим возлюбленным. Доменико, полюбив товарища по-дружески, научил его писать маслом, ибо этого способа еще не знали в Тоскане.

На отведенной ему стене Андреа написал Благовещение, на котором он впервые изобразил ангела, парящего в воздухе, до него это было не принято.
Хотя опять неточность! Летающие по воздуху ангелы "зафиксированы" на более ранней фреске "Истории жития Христа" - 1447 года в церкви Sant'Apollonia во Флоренции.

[показать]

Андреа дель Кастаньо Stories of Christ's Passion 1447 г.

Впечатляет его Богоматерь, поднимающаяся по ступеням храма, в окружении многих нищих, один из которых бьет второго горшком по голове. Изобразил Андреа в перспективе восьмигранный храм с пилястрами и статуями.

На стене напротив работал Доменико. Он написал маслом Иоакима, ниже Рождество Богородицы, а ниже Обручение Богородицы с большим количеством портретов, на которых изобразил коннетабля Бернадетто деи Медичи в красном берете, гонфалоньера Бернардо Гваданьи, Фолько Портинари идр. Изображены искусно там были карлик, ломающий палку и несколько женщин в красивых платьях. Но, увы, работа осталась незавершенной, и вот почему.

Андреа на своей стене приступил к работе маслом и писал Успение Богоматери, изображенной в гробу в окружении ангелов. В портретах ангелов узнавались достойные граждане города – мессер Ринальдо дельи Альбицци, смотритель больницы, мессер Бернардо ди Доменико дела Вольта, освободители Козимо Медичи из заточения - Пуччо Пуччи, Фальганаччо и Федериго Малевольти. У края картины Андреа изобразил самого себя в образе Иуды Искариота.

Ну, а теперь само преступление .

Однажды, летним вечером, Андреа отказался от совместной прогулки с Доменико под предлогом выполнения важных рисунков. Жили художники в одной комнате в Санта Мариа Нуова. Доменико ушел развлекаться, а Андреа позже незаметно притаился за углом. Когда же Доменико возвращался, то Андреа какими-то свинцовыми гирями пробил ему лютню и живот. Этой же гирей он нанес смертельный удар по голове. Оставив Доменико лежать, он вернулся в комнату и продолжил рисовать. Когда же тело обнаружили служители больницы, они позвали самого Андреа, чтобы сообщить ему печальную весть. Тот, рыдая, только и приговаривал: «Увы, брат мой, увы, брат мой!» Доменико испустил дух на руках своего убийцы.

И если бы Андреа перед смертью не открылся на исповеди, пишет Вазари, этого бы никто не знал до сих пор.

После этого Андреа продолжал плодотворно работать.
В 1478 году, когда был убит Джулиано Медичи, а его брат Лоренцо ранен, Синьория постановила изобразить всех изменников на фасаде палаццо дель Подеста. Андреа, находясь на службе у дома Медичи, справился с задачей блестяще. Работа понравилась не только горожанам, но и знатокам живописи. С тех пор он стал именоваться не Андреа из Кастаньо, а Андреа дельи Импиккати.
Жил Андреа в почете, тратил много денег на одежду и на дом, поэтому оставил небольшое состояние. Последняя (также несохранившаяся) работа: «Тайная вечеря» в больнице Санта Мариа Нуова. Ранее Кастаньл писал "Тайную вечерю" для церкви Святой Аполлонии во Флоренции.

[показать]

Андреа дель Кастаньо Last Supper 1447 г.

Умер Кастаньо, как пишет Вазари, в возрасте 71 года. Похоронен в церкви Санта Мариа Нуово, где был похоронен и Доменико Венециано.
Когда вскоре после смерти из-за болтливости священника, нарушившего тайну исповеди, все узнали о том давнем убийстве, на могиле Кастаньо была установлена позорящая его надпись. И сразу вопрос - сохранилась ли могила и эта надпись до сих пор?
У Андреа были ученики, среди которых можно назвать Якопо дель Корсо, Пизанелло, Маркино, Пьеро дель Поллайоло и Джованни да Ровеццано.
Главные из сохранившихся работ Кастаньо, выполненные в технике фрески, собраны в музее Андреа Кастаньо в помещении трапезной бенедиктинского монастыря Санта Аполлониа во Флоренции: "Тайная Вечеря", два "Распятия" и несколько фигур, изображающих великих людей Флоренции и их легендарных предшественников.

[показать]

Андреа дель Кастаньо Crucifixion 1450 г.

[показать]

Андреа дель Кастаньо Crucifixion 1455 г.

Фреска с конным портретом Никколо да Толентино (1456) располагается в интерьере флорентийского собора напротив портрета Сэра Джона Хоуквуда работы П.Уччелло.
Также в Берлине находится Алтарный образ «Успение Богоматери», в Национальной галерее в Лондоне «Распятие», а в Метрополитен-музее в Нью-Йорке «Св. Себастьян».

[показать]

Андреа дель Кастаньо Madonna and Child with Saints 1445 г.

[показать]

Андреа дель Кастаньо Our Lady of the Assumption with Sts Miniato and Julian 1450 г.

Две работы хранятся в Национальной галерее Вашингтона - это "Давид", написанный на кожаном щите, и поясной мужской портрет, хотя искусствоведы опять же спорят о том, что этот портрет не может принадлежать кисти Кастаньо, ибо он не писал поясных портретов (откуда они всё знают?!).

[показать]

Андреа дель Кастаньо The Youthful David 1450 г.

В 1951 г. под снятыми фресками Андреа Кастаньо обнаружены предварительные наброски красителем красного цвета, свидетельствующие о его мастерстве как рисовальщика.

А теперь несостыковки этой истории, впрочем, как и биографий героев.

Вазари утверждает, что Кастаньо умер в возрасте 71 года, то есть в 1492 году, тогда как практически во всех биографиях художника указано, что он умер от чумы в возрасте 33 лет. Правда даты рождения варьируются – то ли 1421, то ли 1423 год.
На одном из сайтов я прочел мнение, что «как и у всякого прославленного мастера своего дела, были у Кастаньо враги. Может именно они придумали эту легенду. А достойнейший Джорджо Вазари стал простодушной жертвой этих людей».
Но при этом в биографиях и у Вазари указывается, что Кастаньо писал виновников убийства Джулиано Медици на фасаде палаццо дель Подеста, а исторические источники единогласно утверждают, что Джулиано был убит во время заговора Пацци во время пасхальной мессы в соборе Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции 26 апреля 1478 г.
Значит история с чумой и смертью в 1457 году – неточность???

В одном из словарей прочел, что Кастаньо по поручению флорентийских властей изобразил на стене палаццо дель Подеста врагов правивших во Флоренции Медичи — членов семьи Альбицци в виде повешенных в 1440. Но это полнейший абсурд, ибо только в 1440 художник юнцом приехал во Флоренцию. Что власти не могли найти именитее художника, если во Флоренции творили уже маститые Мазаччо и Учелло???

Авторы биографий пишут, что документы опровергают рассказ Вазари об убийстве Доменико Венециано, жившего ещё четыре года после смерти Андреа Кастаньо.
Но если Кастаньо умер не в 1457, а спустя 35 лет, то что ему мешало устранить «конкурента» в 1461, после чего еще многие годы плодотворно работать.
Правда, если история о его ревности и зависти небеспочвенна, то, по логике вещей, он должен был устранить еще много своих коллег, чтобы стать «единственным и неповторимым».

На сайте Allday.ru я прочитал вообще пасторальную историю жизни дель Кастаньо. Интересно, откуда взята эта информация? Нет ни одной ссылки!
Итак!

Андреа ди Бартоло (напоминаю, это часть настоящего имени Андреа дель Кастаньо) был единственным выжившим сыном художника Бартоло ди Фреди. Смолоду работая в мастерской отца он участвовал в работе над многими престижными заказами, которые получал Бартоло ди Фреди (напр. полиптих «Коронование Марии», ныне хранящийся в Музее религиозного искусства в Монтальчино). Однако кроме совместных с отцом проектов Андреа выполнял и самостоятельные работы. Андреа часто работал в кооперации с Лукой ди Томме. Творчество Андреа ди Бартоло представляет собой продолжение линии его отца, который в свою очередь опирался на сиенскую традицию, ведущую начало от Дуччо и Симоне Мартини. Из его мастерской вышло большое количество произведений, часть из них сохранилась до наших дней и хранится в разных музеях мира.
У Андреа ди Бартоло было двое сыновей, ставших художниками: Джорджо ди Андреа ди Бартоло (документирован с 1409 по 1428 г.), и Ансано ди Андреа ди Бартоло (документирован с 1439 по 1480 г.), который известен по совместной работе с Сано ди Пьетро над миниатюрами «Книги хоралов» для сиенского собора.

Покопавшись (признаюсь, всего лишь поверхностно!) в этой истории, я столкнулся с вопросами, на которые не нашел ответа. И даже, если история об убийстве – всего лишь легенда, то, согласитесь, красивая и в духе Возрождения.

А вы как думаете?

Материалы взяты из книги Дж.Вазари, Википедии , словарей и энциклопедий и сайтов Библиотекарь.ру и Web Gallery of Art .
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (3):


Комментарии (3): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | Муромцева_Елена - Дневник Муромцевой Елены | Лента друзей Муромцева_Елена / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»