Настроение сейчас - СтебноеИтак, дева Лисса обрела «Финрод-зонг 2008», он же «рок-опера «Финрод» аж в двух (!) дисках. Да, и слово «рок» там уже даже почти фтему. Ну, обрела, спасибо добрым людям, стала слушать. И поняла, что ничего хорошо из этого не выйдет. Значится, по порядочку…
«Увертюра» стала лучше. Явно лучше. Такая с power-нотками, значит, типа мЯталл, пафосная. Но ведь, правда, красивая. Только концовочка странная, быстрая и не в тему. И четыре минуты инструментала для моих ушей – это уже слишком, они интуремнталки не любят.
После «Увертюры» идет свет наш «Баллада Галадриэль». Клавишное начало, потом тихий проникновенный голос Йовин – вроде все нормально. Грустная такая Галадриэль в вечернем Дориате братца вспоминает. Братец тоже вроде ничего, феа бродячая, с сестрицей разговаривает. Все дивно и прилично. Но вот басы потом мне не нравятся. Тем более, что они Йовин заглушают, а ведь поет с той же интонацией, что в начале. Это, господа, КАК? Вот Финрод надрывнее да. Но какой-то… неживой Финрод, Рома Сусалев текст поет, а не Арафинвион сестре что-то доказывает. Но Галадриэль все-таки лучше. Выразительнее и вообще лучше. Не лорина это была песня, все-таки. Хотя, хотя глюк «Песня Эленнис брату» с этой версии не ловится. Видимо, пока.
А вот дальше моя дорогая и любимая… «Клятва»! O tempora, o Feanorians… Вступление хорошо, да, басы и вроде ударные. Но голоса... Сынам Феанора не везет абсолютно точно. И пафосный выкрик «Феанор!» они завалили. А еще там БАБА, или мне это кажется. Абсолютно женский голос на заднем плане в некоторых местах. Дочка Феанора, однако. И Клятву они плохо читают – без… выразительности, без чувства, что это КЛЯТВА, вот так, большими буквами. И Эру (Валар? Манвэ с Вардой лично?) на заднем плане с «Кля-ятва дана» прекрасны. Меня лично порадовали. И, Тьелкормо, поправь дикцию, да. Немножко так. А вот пафосное «бра-а-ат» прекрасно. Я буду так toronya звать: «Ответь мне, мой бра-а-ат!». Ему понравится.
Естественно, после Феанорингов у нас бал аж в Дориате. Значит, король-всея-Дориата-и-вроде-как-Белерианда Тингол, супруга его майэ Мелиан, все чинно и прекрасно. Пафосная музычка, естественно. Расслабленно-дивный Тингол о Берене рассуждает. Видимо, уже выпил энн бокалов. А вот от Мелиан соловьи только умирать могли, явно. Нет, оно не так страшно, как в видео-версии, но… близко к этому. Бедный Тингол, мне его эльфийский слух жалко. А как она вздыхает дивно, прям нарадоваться не могу. И зачем они убрали «Я его послал, ПОСЛАЛ!», стало «посла-а-а-а-а-ал». И чувства, чувства ГДЕ?
Второй инструментал – «Нарготронд». Смесь всего, что было раньше, в другой аранжировке. Мило, господа, мило, больше ничего не скажу.
И приход Берена к Финрод пред светлые очи. Снова мЯталл… и Берен. О, о нем я могу говорить много, он так дико меня радует. А уж эльфы Нарготронда… хор умертвий? «Ответь нам дру-у-уг ты или вра-а-а-аг...». Следующую сцену я себе представляю так: пафосно-оперный Берен пред расслаблено(-обкуренным) Финродом с мЯталлом на заднем плане. Впрочем, Финрод и раньше такой же был в этой песне, так что его трогать не буду. Про дивнейшего Берена уже написала выше. Как же он бешено-пафосен… «Я ХОЧУ лю-юбовь защитить сво-ою»…
Об «Амариэ» не скажу ничего – нет, там красивый текст и музыка, но как же она ДОСТАЛА. Банально достала. Ну, Рома Сусалев поет текст от имени Финрода, музыка его временами заглушает…
Значит, дорогая сердцу ссора Финрода с Феанорингами. Музыка все сильнее заглушает ВСЕХ и почти везде. Тьелкормо явно чем-то ударили по голове – то ли Мелькор Грондом, то ли Куруфинвэ молотом, чтобы брат работать не мешал. Или он вообще туго соображает – внешность есть, ума не надо? А вот Куруфинвэ, кстати, близок к правда, лучше, чем то, что было. Да, и великого маразма «он бросает нас» больше нет. А мы с Мелькор его та-ак классно спели. А вот баба на заднем плане в особо пафосных феаноринговских моментах так и не ушла. Наводит на мысли. Берен так же пафосно-протяжен: «О-о-о-о Владыка бла-а-агодорю».
Но Тьелкормо точно тормознутый. Куруфинвэ я уже люблю – ура, я нашла адекватного персонажа! Второго, кстати, но о первом ниже. Дивный братский дуэт остался так же дивен, пока он был дуэтом. Правда, фраза «ты желаешь драки? Выбирай слова!» в устах исключительно Тьелкормо повеселили. Как и пафосно-протяжное «Фе-еа-ано-ора» и Клятва, полузаглушенная ударными. А потом пришел Тингол… на дочь, судя по интонациям, ему плевать – лишь бы трон разделить. Хотя самое лучшее в этой песне: Куруфинве: «Упустить возможность эту», Тьелкормо тихо на заднем плане: «С Камнем», Куруфинвэ: «Будет непростительно». И, да, я, наконец, поняла – Куруфинвэ нужен был трон, а Телкормотолько «дочь»! Я до-олго это осознавал.
«Пророчество Мелиан»: о, мЯталл, ты снова с нами! Вместе с Мелиан. Какое дивное сочетание! Но Тингол… про него верно великое: «лучшая трава – дориатская трава!», ибо голос глубоко прокуренный. Раньше таким не был, он, видимо, с горя, что дочь сбежала.
Такс, что там на очереди? Ах, «Память». Сразу оговорюсь – я не считаю Лютиэн в исполнении Тэм лучшей Лютиэн. Она слишком… слишком брутальная, ИМХО, Лютиэн чародейка и etc, но еще и нежная, светлая дева. Хотя Тэм лучше студийки, да. Но вот дочь Тингола из этой версии мне пока нравится больше всего из трех имеющихся. А Берен может убиться ап стенку Менегрота. Ибо… ибо высокие ноты ему брать нельзя, а в остальных местах он излишни пафосен для Берена.
В «Привале» неожиданно звучит акустическая гитара – Финрод играет наверно, репетирует, значит. Вообще, «Привал», ИМХО, самая лучшая песня в этой версии. Берен чуть менее пафосен, Финрод чуть более прочувственен.
О, мы дошли до темных сил! Сначала дают полминуты мЯталла, а потом… у-у-у, хор умертвий! Я бы слуг за такие голоса расстреляла нафиг. Но Саурон… Саурон… вот он, первый адекватный персонаж! И в «Поединке» тоже. Но сам «Поединок» - о, это ТО САМОЕ. В смысле «Поединок попсы с мЯталлом».
А потом Феаноринги пошли встречаться с Лютиэн. О, это дивный «Толкиен-блюз» и опять тормознутый Тьелкормо. Во всяком случае, оно так до отправки Лютиэн в Ангбанд. Честно, всегда считала, что она туда сбежала, но по текстам данной оперы надо писать отдельную рецензию. Вот на этом кончает блюз и начинает «Ненависть». И снова баба на заднем плане. Впрочем, Феаноринги в этой песне – еще не самое плохое. Ибо есть еще не до конца пришедший в себя Тингол и его супруга, о которой я уже все сказала.
Про «Плен» напишу только одно – Саурон прекрасен везде, а Финрод вытянул несчастный хор. Да и в конце он хорош, да. Под гитару (интересно, это с привала принес?). Но Берен… про Берена я уже писала, да.
Итак, «Дуэт Финрода и Берена». В общем, что сказать – музыка красива, Финрод вытягивает своего спутника явно, у Берена в голосе слишком много пафоса (для Берена). Но «разговор» у них дивный, если вслушаться – каждый о своем, однако. А еще господа оправдали Феанорингов: «а хуже страха только долг, который выполнить не смог». Вот!
И «тяжела твоя рука» меня порадовала – представила такая Лютиэн со сковородкой, носящаяся за Береном!
Пафосные речи Финрода под названием «Истина» я трогать не буду. Она красива, пафосна в тему и вообще правильна была всегда. Стала разве что чуть более красивой и чуть менее наполненной чувствами – увы, Рома Сусалев поет текст везде, Финрода почти нет. Ну, и музыка его местами заглушает, но это общая проблема этой версии.
Поединок второй, т.е. Лютиэн с Сауроном. Да, вот в нем Лютиэн Тэм была неподрожаема, но и эта… ничего. Саурон – это Саурон. Да, и мЯталлом стала, куда ж без него, это ж РОК-опера. Но вот смысл повторения Сауроном некоторых своих строчек я не поняла. До Лютиэн с первого раза не доходит, что ли?
Ура, «Финал»! И очень правильная Галадриэль в начале. Йовин в этой роли нравится все больше. И тянет она лучше всех, лучше Мелиан и Лютиэн точно. Текст да… текст местами хромает. Музыка хороша да, хор местами так себе, естественно. Да, и есть дивная фраза: "ушел в Закат". Камшисты, вы меня поняла, я это знаю. Зато я осознала мыслю этой песни – после «Лейтиан» история Арды пошла по другому пути! А я всегда считала, что после Исхода…. Или она вообще виляет – сначала Исход, потом Лютиэн с Береном, потом Эарендил, etc?
А вот и закончился «Финрод, редакция 2008», и я ее догромила.
Я очень люблю Толкиена, я средне-люблю «Лейтиан» и я уже почти не люблю «Финрод-зонг».
Потому что слишком сильно уступает «Лэ о Лейтиан» Скади. Непоправимо сильно.
И… люди и нелюди, ай-да со мной ставить Скади по ролям? :) Чур я Куруфинвэ!
Прошу прощение у всех, кто уже успел полюбит сие творение «Тампля». Я того… нежно и почти любя. И я все-таки достану диск с этой вещицей.
Картинка так, типА фтему :))
[485x480]