"Автопортрет" Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Девочка в русском костюме с венком из цветов, 1890-е, (аукцион)
Русская красавица (частная коллекция)
В 1861 году Журавлев представил на академическую выставку картину «Умирающий отец», отвечавшую, по мнению рецензентов, новым веяниям времени. Академия Художеств, как известно, поддерживала развитие бытового жанра, «угождая» настойчивому требованию эпохи, в то же время поощряла, как правило, идиллическое развитие сюжетов бытовых картин. Один из сюжетов, популярный в начале 1860-х годов, был посвящен бедной и неустроенной жизни человека творческого – художника, музыканта, поэта. К этой теме обращались многие живописцы. Еще в 1840-е годы П.А.Федотов создал сепии «Художник, женившийся без приданого в надежде на свой талант» и «Следствие кончины Фидельки». Среди современников Журавлева М.П.Клодт, П.С.Косолап, В.Г.Перов, В.В.Пукирев не раз посвящали свои картины безрадостной жизни своих собратьев-художников. Надо сказать, что Журавлев один из первых обратился к этой теме, которая имела свое развитие на протяжении всей второй половины Х1Х века.
[показать]
Мачеха, 1874, Саратовский художественный музей
Жена-модница (Сборы на бал) Сумский областной художественный музей
(В картине «Жена-модница» расставлены новые акценты в проблеме неравного брака. Кстати сказать, эта тема также была освещена Федотовым в одноименной картине. Человек интеллектуального труда, в комнате которого стоит бюст Белинского, являвшийся для современников символом демократических взглядов во всех сферах жизни, и – жена, примеряющая новый дорогой туалет, готовая весь день вертеться перед зеркалом.)
Троицын день
Именно со второй половины 1860-х годов Журавлев стал популярным для своего времени живописцем, однако громкой известностью он не пользовался никогда. Его успех продолжался до конца 1870-х годов. Далее интерес к его творчеству теряется. Он все чаще повторял себя. В 1860-1870-е годы художник экспонировал свои работы на академических выставках и выставках Общества Поощрения Художеств, по-прежнему оставаясь верным бытовому жанру и избранной им в молодости теме «униженных и оскорбленных», популярной в обличительном направлении 1860-1870-х годов. Его произведения разнообразны по содержанию, но большей своей частью вписываются в наиболее часто разрабатываемые русским искусством темы и мотивы. Персонажи его картин - дети и женщины - самая незащищенная часть общества.
[показать]
Отгадай, кто пришел, 1862, Самарский художественный музей
[показать]
Купеческие поминки, 1876, Третьяковская галерея
Свое программное произведение «Купеческие поминки» Журавлев выставил в 1876 году. Стасов считал его «лучшим и значительным созданием Журавлева, опять таки полным трагизма». Трагизм в состоянии людей, потерявших человеческое лицо, в хаосе, царящем вокруг, в преобладании низменных инстинктов даже на поминках. В картине отсутствовали анекдотические интонации, но и положительные персонажи (важная примета бытового жанра 1870-х годов), напротив, представлено мрачное, дикое темное купеческое царство, столь ярко описанное в пьесах А.Н.Островского.
В 1880-1890-е годы художник также писал портреты. Среди них выделялся автопортрет художника, в котором Журавлев написал себя в ермолке, рубашке-косоворотке и халате.
[показать]
Императрица Мария Александровна, около 1880, Эрмитаж
[показать]
Боярышня, 1896, музей изобр. искусств Республики Татарстан
"Портрет девушки в русском костюме" Национальная галерея Республики Коми, Сыктывкар
"Портрет старухи" Нижнетагильский государственный музей изобразительных искусств
[показать]
Девичник в бане, 1885, Национальный музей Беларуси
Картина «Девичник в бане» посвящена старому обычаю накануне свадьбы. Это одно из первых изображений обнаженного женского тела в искусстве второй половины Х1Х столетия, композиционно напоминающее изображение римских бань в европейском искусстве. Журавлев устроил выставку одной картины сначала в Москве, затем в родном городе Саратове.
[показать]
Приезд извозчика домой, 1868, Национальный музей Республики Беларусь
[показать]
Семейная сцена, музей Полесья, Пинск
Наряду со станковой живописью Журавлев исполнял заказы по росписям храмов в Риге, С.-Петербурге и в Москве в храме Христа Спасителя с 1875 по 1883 годы. В 1866, 1871-1872 годах Журавлев преподавал в рисовальной школе Общества Поощрения Художников, с 1879 года имел свою художественную мастерскую. «Просители» – одно из последних произведений бытового жанра, выставленное Журавлевым на передвижной выставке, словно подтверждая, таким образом, важность и приоритетность этого направления в творческой биографии художника. Сведений о жизни художника в 1890-е годы почти не сохранилось. До 1894 года Журавлев жил в Петербурге. В 1901 году художник умер, его вдова принесла в дар Саратовскому художественному музею им. А.Н.Радищева несколько его произведений.
«Воскрешение дочери Иаира» до 1901 Собор Воскресения Христова на Крови
«Христос у фарисея» до 1901 Собор Воскресения Христова на Крови
Работы художника хранятся в музеях и картинных галереях Архангельска, Иркутска, Казани, Калуги, Новосибирска, Перми, Рязани, Саратова, Тулы, Хабаровска, Пинска, Одессы, Минска, Киева и в других музейных коллекциях и частных собраниях.
Поздравление молодых
[показать]
Трубочист, 1890-е годы Ульяновский областной художественный музей
[показать]
Кредитор описывает имущество вдовы, 1862, Национальный музей Республики Беларусь
"Замечталась" Государственный Литературный музейx Москва
[показать]
Кухарка, 1880
[показать]
Чиновник, 1884, Художественный музей Узбекистана
Самой известной картиной Журавлева стала картина «Перед венцом», за которую он получил звание академика и первую премию «по живописи народных сцен» от Общества Поощрения Художеств. О ней восторженно отзывались критики, публика подолгу обсуждала изображенное. Она имела такой успех, что художнику пришлось исполнить несколько повторений. В первом варианте невеста измучена и в отчаянии от предстоящего брака. В.В.Стасов отметил, что отец не является купеческим деспотом или самодуром, как обычно изображали купцов в предшествующее десятилетие, но человек, всем своим образом мысли не понимающий и не видящий других возможностей дальнейшей жизни для дочери. Это – «Брак по приказу» (неслучайно картина имела и такое название). И вновь Журавлев возвратился к теме насилия над женскими судьбами, в том числе со стороны любящих родителей. Во втором варианте, более сдержанном в колористическом и композиционном планах, сокращено количество действующих лиц. Образ отца стал более суровым и непреклонным. В 1880 году он исполнил картину «Неравный брак», словно завершающую эту тему. Брак заключен, невеста в богатом интерьере в дорогом подвенечном платье в полном изнеможении вот-вот потеряет сознание. Картина скорее напоминала мелодраму, лишенную психологической глубины и серьезности произведений 1870-х годов. «Перед венцом» и «Купеческие поминки» по общему мнению знаменовали собой наивысший этап в творческой биографии мастера. Появление новых художественных смыслов, глубина проникновения в проблемы современной жизни отличали названные два произведения.
"Перед венчанием" 1873 Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
[показать]
Перед венцом, 1874, Русский музей
Любознательному зрителю-читателю напомнит более известное полотно Василия Пукирева "Неравный брак".
Василий Пукирев "Неравный брак".
Тема картины прозрачна, по ней легко составить небольшой рассказ. Этим и отличались большинство обличительных картин русских передвижников, внесших большой вклад в пробуждение сознания российского общества. Интересно, что, поступив в 1855 году вольнослушателем в Академию художеств, приняв участие в "Бунте четырнадцати" и став одним из организаторов "Артели художников" (возглавлял И.Н. Крамской), Ф.С. Журавлев в Товарищество передвижных художественных выставок так и не вступил. Хотя темы большинства его работ созвучны жанровым картинам художников-передвижников.
"Неравный брак" (После венчания) Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Пряха
Благословение.
"Возвращение с бала" Частная коллекция
Знахарка
"Девочка с курами" Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск
"Отдых на сенокосе" Вологодская областная картинная галерея
"Дети-нищие" Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
В артельный период он исполнил картину «Дети-нищие», которая внесла новые акценты в широко разработанную в живописи этого времени детскую тему (Перов «Тройка», Вл.Маковский «Полузамерзшие дети», Лемох «Круглая сирота»). Трактовка детской темы, данной Журавлевым, носит несколько сентиментальный характер, особенно в сравнении с другими произведениями художника.
«Нагая женщина», (ранее 1901) — Государственный Русский музей.
"Пасхальное угощение" Частное собрание