Происхождение армянского народа, его языка. Армянская литературАрмяне - самоназвание гай (или хай) - является одним изнемногих на земле «первородных» народов. В основе их происхождениялежит красивая библейская легенда о чудесном спасении Ноя и его семьина вершине горы Арарат. Впрочем, подобные или похожие легенды лежат воснове истории многих народов. Книга Бытия называет потомство Ноя поименам и указывает первоначальное расселение этого потомства близАрарата в Санаарской долине.Многое из этих сведенийподтверждается древними халдейскими, сирийскими и греческимиисториками. По библейскому преданию один из правнуков Ноя, внук Иафета,сын Гомера, Форгом еще при жизни разделил свои владения междусыновьями. Гайку досталась Армения, он и стал основателем династиипервых армянских царей - Гайкидов, и родоначальником армян. Легендагласит, что, являясь одновременно одним из главных родоначальниковвавилонских, Гайк участвовал в постройке Вавилонской башни попредложению главного халдейского родоначальника Бела (он же Немврод).Но почувствовав, что Бел стремится к единоличному господству, Гайквместе с сыновьями вернулся в свои земли. Бел не простил этого Гайку.Пытаясь избежать открытых столкновений и хитростью подчинить себеГайка, Бел предложил ему избрать любые, даже самые плодородные землиВавилона для переселения в пределы своих владений. Гайк категорическиотказался. Тогда Бел объявил войну Гайку. Это была первая война вистории человечества документально зафиксированная. Решающая битвапроизошла у Ванского озера, где войска Бела были разбиты, а он сампогиб от стрелы Гайка. На месте сражения был построен город Гайк вчесть победителя. Так гласит библейское сказание.Исторический жепроцесс формирования армянского народа был , конечно же, значительносложнее. Большой народ, формируясь, вбирает в себя сотни малых народов,племен, родов. Набеги, завоевания, переселения, религиозные традициитакже влияют на этот процесс. Армянский народ формировался по всем этимзаконам. Древние армянские историки Мар - Ибас - Катина (II в. До н.э.), Моисей Хоренский, Агафангел (IV в.) и другие свидетельствуют омногих мелких племенах (Агуваны, албаны, утийцы, картманийцы,джанарийцы, дзотийцы, каркарийцы и др.) , которые были расселены вразных частях Армении, но были полностью ассимилированы армянами. Такжеполностью ассимилировались и миллион семитов, плененных армянским царемГрачья. Именно из их среды вышел могущественный род Багратуни, давшийкнязей, великих полководцев и царскую династию, правившую в Армении, азатем в Грузии. Полностью были ассимилированы и китайские переселенцы,получившие владения на границе с Грузией, и титул князей Орбелианов иМамиконянов, потомки которых верой и правдой служили Армении.Процесс формирования армянского народа шел постепенно, новажнейшую роль сыграло то, что он закончился в древние времена.Самосознание армян, как единого народа, сформировалось, вероятно, еще вранний период армянской государственности, и, практически, непретерпело каких-либо серьезных изменений и до наших дней.Об этом свидетельствует и армянский язык. Попыткаотнести армянский язык к какой-либо языковой группе не привел ни кчему. Он составил отдельную группу индоевропейской языковой семьи.Современный алфавит армян был изобретен Месропом Маштоцем в IV в.Создание его не было простым копированием уже существующих алфавитов.Маштоцем и его учениками, среди которых был и Моисей Хоренский, былипроведены обширнейшие научные изыскания. В Персию, Египет, Грецию, Римбыли направлены молодые люди, целью которых было глубокое изучениеязыка, его звукового ряда и соответствия звука с его буквеннымобозначением. Это была своего рода многолетняя лингвистическаяэкспедиция, по окончании которой были собраны и переработаны сведения,на основе которых и был создан самобытный армянский алфавит. Еготочность и уникальность доказана веками: известно, что языковый составречи по истечении времени меняется, древний язык становится «мертвым»(дренегреческий, латынь), уникальность же алфавита Маштоца позволяет исегодня свободно говорить на древнеармянском и читать древние армянскиеманускрипты. Хотя словарный состав языка изменился, его звуковой рядостался прежним, и все богатство речевого звучания нашло своевоплощение в армянском алфавите. Месроп Маштоц является и создателемгрузинской азбуки. До недавнего времени считалось, что до появленияалфавита Маштоца армяне пользовались персидскими письменами, и преждене имели своей письменности. Действительно, в период правленияАршакидов - династии, имеющей тесные кровные узы с персидскими царями -официальные документы, переписка велись на персидском языке и говоритьо наличии более древней письменности у армян не приходилось заотсутствием «вещественных доказательств». Совсем недавно, в концепрошлого года, группа молодых ученых из Еревана сделала попыткурасшифровать, прежде практически не поддающиеся прочтению письменаУрарту. Ключом послужил древнеармянский язык. К сожалению, в нашейпечати пока нет официальных публикаций по этому вопросу, но существуетбольшая вероятность того, что клинопись Урарту и была древнейшейазбукой армян. Существуют и некоторые сведения о том, что до МесропаМаштоца существовал некий армянский алфавит, состоящий из 28 букв, чтоабсолютно не соответствовало звуковому ряду армянского языка. АзбукаМаштоца состоит из 36 букв.Говоря об армянской письменности, нельзя не сказать и опервых армянских историках и писателях, благодаря которым многое издревности дошло до наших дней. Древнейшим армянским историком считаетсяМар - Ибас - Катина, секретарь царя Вагаршака I. Получив разрешениеперсидского царя Аршака заниматься в архивах Ниневии, где хранилисьзахваченные персами библиотеки Вавилона, Мар - Ибас по халдейскимисточникам написал историю Армении от первых царей до Тиграна I. Этопроизведение дошло до нас только в списках. Агафангел - секретарь царяТрдата, написавший историю распространения христианства в Армении (IVв.) Григорий Просветитель - автор сборника проповедей и молитв наармянском языке. Постус Бюзанд - составил историю Армении от 344 -392гг. Месроп Маштоц - в сотрудничестве с каталикосом Сааком перевелСвятое Писание на армянский язык, автор Требника (известного подназванием Машдоц ) и Праздничной Минеи. Моисей Хоренский - авторИстории Армении в 4-х книгах. Егише - оставил потомкам описание войнармян с персами между 439 - 463 гг. Лазарь Парбеци - История Армении388 - 484 гг. Давид Непобедимый - философские труды о началах. Средиавторов VII века: Иоаннес Мамиконян - История князей Мамиконянов.Ширакаци - прозванный Арифметиком, астроном, составитель армянскогокалендаря. Моисей II - автор грамматики и риторики. VIII век: ИоаннОцнеци- атор поучений против ересей. XI век : Фома Арцруни - Историядома Арцруниев; историки Иоанн VI, Моисей Кагкантовоци; ГригорийМагистрос - автор Грамматики армянского языка и стихотворногопереложения «История Ветхого и Нового Завета».; Аристакес Ласдивердци -«История Армении и соседних городов» (988 - 1071 гг.) . XII век :Самуил - составитель хронологий от сотворения мира до 1179 г.. ВрачМхитар - «Утешение в лихорадке». Нерсес Клаеци - патриарх, богослов,автор стихотворного переложения Библии, включающего 8000 стихов. МхитарГош - автор 190 басен, Свода законов церковных и гражданских. XIII век: Стефан Орбелиан - епископ сюникский, автор элегии «Плач обЭчмиадзине». Вартан Великий - автор «Всеобщей истории от сотворениямира до 1267г.». Киракос Кандзакеци - описал разорение монголами в 1230г. города Ани и бегство армян в Астрахань, Трапезунд, Польшу. МагакияАпега - описал вторжения татар в Азию до 1272г. Мхитар Анеци - далбогатые сведения по истории Армении, Грузии, Персии и перевеластрономию с персидского языка. Аристакес - автор « науки или указаниякак должно правильно писать» и «Словаря армянского языка». XIV векпринес грозные испытания армянскому народу. Подвергаясь непрерывнымгонениям, истреблению, армяне искали спасения в других странах.Когда у человека горит дом, он безотчетно хватается за самоеценное, стараясь его спасти. Среди самых ценных вещей, которые спасалиармяне , иногда ценой собственной жизни, были книги - хранители памятинарода, его языка, истории, культуры. Эти книги , спасенные от огня,воды, вражеского поругания, собраны сегодня в сокровищнице Армении -Матенодаране. Среди них есть немало таких, которые переписаны, а вернееперерисованы абсолютно неграмотными людьми, не умеющими ни читать , ниписать. Но именно благодаря их высокому патриотическому подвигу,сегодня мы можем прочитать древние источники, вырванные руками итрудами этих людей из небытия.С возникновением книгопечатания в XVI в. Армянскаялитература продолжила свое развитие. Повсюду, где селились армяне , онистарались открыть свою типографию. Так, в 1568 г. такая типографияпоявилась в Венеции, а в XVII в. Были основаны типографии в Милане,Париже, Амстердаме, Лейпциге, Константинополе, позднее в Лондоне,Смирне, Мадрасе, Эчмиадзине, Триесте, Тифлисе, Шуше, Астрахани, вПетербурге (1783г.), Нахичевани. С переселением армян в Америку,типографии появились и во многих странах Нового Света. [600x450]