• Авторизация


.ИСТОРИЯ АРМЕНИИ 09-11-2010 23:41 к комментариям - к полной версии - понравилось!


"Մեկ ազգի պահողը, իրար հետ միացնողը լեզունա ու հավատը..." Խաչատուր Աբովյան ՀԱՅ ազգի հավատն` ամփոփված այս հրաշալի ստեղծագործության մեջ:

 


МесропМаштоц родился в семье полусвободного крестьянина. Образование получилв одной из грекоязычных школ Армении. Кроме родного армянского владелгреческим, сирийским и персидским языками. В конце 380-х прослужилнекоторое время при дворе армянского царя Хосрова III. Был на военнойслужбе, служил писцом и секретарем в царской канцелярии. Там же, будучислужащим при дворе, он изучал богослужебные писания.В 395—396 годахпокинул царский двор, принял монашество и стал проповедником Евангелиясреди армянских язычников. Вскоре с группой сподвижников начал первыепроповеди в местечке Ротастак (область Голтн) вблизи Нахичевани. После387 года большая часть Армении оказалась под властью Персии, игреческие школы в стране были закрыты. Маштоц устно переводил для людейБиблию, доступную лишь на чуждых народу греческом и ассирийскомязыках.Языческая религия оживилась при ослаблении Армянского царства.Спасение распадающегося армянского государства Маштоц видел только вукреплении христианской веры среди всего армянскогонарода.Распространение христианства побудило Месропа Маштоца начатьработу по созданию армянского алфавита для перевода Библии ибогослужебных книг. Первые попытки Маштоц предпринял, когда только сталпроповедовать в конце IV века в Голтне и Сюнике, где его поддерживалиместные князья. Маштоц обратился к католикосу по вопросу созданияалфавита армянского языка. В столице Вагаршапате замысел Маштоцавстретил поддержку со стороны Саака Партева и царя Врамшапуха. С цельюсоздания армянского алфавита был созван специальный церковный собор.Примернов 404 году в Армению были привезены так называемые «данииловыписьмена», происхождение которых до сих пор неизвестно. Царь Врамшапухприказывает ввести для обучения грамоте новый алфавит. Маштоц, получивзвание «вардапета» (учителя), собрал первых учеников и начал обучение сиспользованием алфавита «данииловых письмён». Около двух лет он велзанятия, используя «данииловы письмена». Однако данный алфавит не могправильно зафиксировать фонетику тогдашнего армянского языка, и Маштоцприступил к созданию нового полноценного алфавита.По приказу царя и ссогласия католикоса Маштоц с группой учеников предпринял экспедицию всеверную Месопотамию, в города Амид, Эдесса, затем в Самосата. Сначалаон посещает епископа Даниила, который обнаружил «письмена», однако ненаходит у него решения вопроса по созданию армянского алфавита. Своихучеников Месроп разделил на две группы, одних оставил в Эдессе дляизучения сирийской письменности, других отправил в город Самосата дляизучения греческой письменности.В Эдесской библиотеке Месроп встретилсяс ритором-язычником Платоном, владельцем книгохранилища. В МесопотамииМесроп встречался с представителями духовенства, в частности сепископом Амида Акакием и епископом Эдессы Бабиласом, а также князьямиэтих городов. Они не смогли оказать Маштоцу никакой помощи в делесоздания подходящего алфавита.К 405 - 406 годам в Эдессе, после долгихнаучных изысканий, Маштоц создаёт 36-буквенный армянский алфавит. Онрасставляет буквы в прямом соответствии с буквами греческого алфавита.В работе над созданием алфавита Маштоц использовал как греческий, так ипехлевийский (среднеперсидский), эфиопский и ряд других письменныхсистем.«Так претерпел он много лишений в оказания доброй помощи своемународу. И ему было даровано такое счастье всемилостивейшим богом святойдесницей своей, он, как отец, породил новое и чудесное дитя — письменаармянского языка. И там он поспешно начертал, дал названия и расставилписьмена по порядку, расположил их по силлабам-слогам». Затем онотправляется в город Самосата, где с греческим писцом и каллиграфомРопаносом (Руфин) довёл техническое начертание армянских букв. Каксообщает летописец, «окончательно начертал все различия письмен (букв)—тонких и жирных, коротких и длинных, отдельных и двойных». В Самосатетруд по созданию армянского алфавита был завершен. Маштоц, два егоученика и писец Ропанос начали перевод Библии на новый алфавит спритчей Соломоновых. [600x570]

Алфавит Армянскийалфавит изначально состоял из 36 букв — из которых 7 являлись гласнымизвуками, а 29 букв — согласными. В XII веке были добавлены ещё двебуквы: гласная «Օ» (ò) и согласная «Ֆ» (f). До этого для обозначенияданных звуков использовались соответсвенно «Փ» (p’) и «աւ» (aw).Лингвисты называют армянский алфавит одним из трёх самых совершенных вмире. Считается, что (как и в случае с кириллицей) костяк маштоцевскогоалфавита употреблялся в Армении задолго до «изобретателя» (как вариантдревнесемитского письма). Есть также гипотеза о том, что его отменили спринятием христианства, а Маштоц был инициатором его восстановления иогосударствления. В средние века использовались виды письма«еркатагир», «грчагир», «нотргир», «шхагир», притом со временем графикабукв изменилась от квадратных форм к более округлым. [600x345]

Христианская Армения Принятиехристианства в качестве государственной религии, вне всякого сомнения,самым серьезным образом повлияло на характер армянского народа, егомировосприятие и этно-психо-логическую сущность. Первостепенную роль впри-нятии христианства сыграли Григорий Просветитель Армении, ставшийпервым Католикосом Армянской Церкви (302-326), и царь Армении Трдат III(287-330). Согласно сочинениям армянских историков V века в 287 годуТрдат прибыл в Армению в сопровождении римских легионов, чтобы вернутьотцовский престол. В поместье Ериза, гавара Екегеац. он совершает обряджертвоприношения в капище языческой богини Анаит.Один из сподвижниковцаря, Григорий, будучи христианином, отказывается принести жертвуидолу. Тогда же Трдат узнает, что Григорий является сыном Анака, убийцыотца Трдата царя Хосрова II. За эти "преступления" Григория заключают вАрташатскую темницу, предназначенную для смертников. В тот же год царьиздает два указа: в первом из них повелевается арестовывать всехнаходящихся в пределах Армении христиан с конфискацией их имущества, аво втором - предавать смертной казни укрывающих христиан. Эти указыпоказывают, насколько опасным считалось христианство для государства игосударственной религии - язычества.Принятие христианства Армениейтеснейшим образом связывается с мученической смертью святыхдев-Рипсимеянок. Согласно Преданию, группа девушек-христианок родом изРима, скрываясь от преследований императора Диоклетиана, бежала наВосток.Посетив Иерусалим и поклонившись святым местам, девы, пройдяЭдессу, достигли пределов Армении и обосновались в виноградныхдавильнях неподалеку от Вагаршапата.Трдат, очарованный красотойдевы Рипсиме, пожелал взять ее в жены, но встретил отчаянноесопротивление. За неповиновение он приказал предать всех девушекмученической смерти. Рипсиме с 32 подругами погибли в северо-восточнойчасти Вагаршапата, наставница дев Гаяне вместе с двумя девами - в южнойчасти города, а одна больная дева была замучена прямо в давильне.Казньдев-Рипсимеянок произошла в 300/301 году. Она вызвала у царя сильноедушевное потрясение, которое привело к тяжелому нервному заболеванию. ВV веке в народе эту болезнь называли "свинной", поэтому скульпторы иизображали Трдата со свинной головой. Это важнейшее в историиармянского народа событие произошло в 301 году. Сестра царя Хосровадухтнеоднократно видела сон, в котором ей сообщалось, что Трдата можетисцелить только заключенный в темницу Григорий. Григорий, чудомоставшийся в живых, был освобожден из заключения и торжественно принятв Вагаршапате. Он сразу же собрал и предал земле мощидев-великомучениц, а затем. после 66-дневной проповеди христианства,исцелил царя.Царь Трдат вместе с всем двором принял крещение ипровозгласил христианство государственной религией Армении. Вскоре наместах мученичества святых дев-Рипсимеянок были построены три часовни.Это явилось свидетельством того огромного значения, которое придавалисовременники подвигу святых дев.Новая религия должна была иметь своихслужителей. Для посвящения в сан епископа св. Григорий Просветительторжественно отправился в Кесарию Каппадокийскую, где был рукоположенкаппадокийскими епископами во главе с Леонтием Кесарийским. ЕпископСевастии Петр совершил обряд возведения на престол св. Григория вАрмении. Церемониясостоялась не в столице Вагаршапате, а в далеком Аштишате. где ужеиздавна существовал епископский престол. По возвращении в ВагаршапатГригорий Просветитель принялся за строительство кафедрального собора.Согласно Преданию, св. Григорию было видение: небо отверзлось, и с негосошел луч света, предшествуемый сонмом ангелов. Позади них был виденобраз человеческий с золотым молотом в руке; видение это неслось понаправлению к Вагаршапату.Тотчас после того молот ударил в землю, онаразверзлась, и из глубины ее раздался страшный вопль из ада. Затем наэтом месте поднялся золотой пьедестал в виде жертвенника, от неговосходил огненный столп с облачным покровом, над которым блисталкрест.Явившийся Григорию ангел объяснил это видение: "Образчеловеческий,- сказал он, - есть Господь: здание, увенчанное крестом,означает Вселенскую Церковь, пребывающую под охраной Креста, ибо накресте умер Сын Божий. Место это должно сделаться местом молитвы.Повергнись перед благодатью, которую явил тебе Бог, и воздвигни здесьцерковь".Возведенный на указанном месте храм был назван "Эчмиадзин",что в переводе с армянского означает "сошел Единородный", т.е. ИисусХристос.Новообращенное армянское государство вынуждено было защищатьсвое вероисповедание от Римской империи. Евсевий Кесарийскийсвидетельствует о том. что император Максимин (305-313) объявил войнуармянам. тем, которых "издавна бывших друзьями и союзниками Рима.притом христиан ревностных, этот богоборец попытался принудить кжертвоприношениям идолам и демонам и этим сделал их вместо друзейврагами и вместо союзников - неприятелями... Сам он вместе со своимивойсками терпел неудачи в войне с армянами" (IX. 8,2,4). Максимин напална Армению в последние дни своей жизни, в 312/313 гг. За 10 летхристианство в Армении пустило такие глубокие корни, что за свою новуюверу армяне подняли оружие против сильной Римской империи.В товремя Армения была феодальной страной. Главой государства был царь,который одновременно являлся владетелем центрального края Айрарат.Вассалами царя были нахарары (князья, феодалы), владевшие по наследствусвоими краями, или гаварами, и имевшие собственную дружину исобственный трон в царском дворце в зависимости от своего могущества.Св.Григорий Просветитель организовал иерархию Армянской Церкви по принципуармянской государственной административной системы. Для каждогонахарарства он рукоположил по епископу.Эти епископы подчинялисьепископу Армении, который вскоре стал именоваться Католикосом. Такимобразом. иерархическая структура Армянской Церкви организоваласьсамостоятельно, исходя из местных условий и независимо от техпроцессов, которые имели место в Церквах Римской империи, где в 325году на Первом Вселенском Никейском Соборе утвердилась митрополитскаясистема, а в 381 году на Втором Вселенском Константи-нопольском Соборе- патриаршеская.Вo времена св. Григория христианство принял агванкскийцарь Урнайр. После смерти первого агванкского епископа его преемникомстал старший сын Католикоса Вртанеса Григорис. Обновив церковь в Цуре,Григорис отправился с проповедью Евангелия в страну мазкутов, где позжепринял мученическую смерть по приказу царя Санесана Аршакуни в 337году. Без сомнения, мученичество Григориев было связано спреследованием христиан персидским царем Шапухом II. Останки св.Григориев были похоронены его учениками в Амарасе Арцахском, ставшимвпоследствии епископским престолом. В 353 году по единодушному согласиюармянской знати Католикосом был избран внук Католикоса hУсика (341-347)князь Нерсес.Год спустя Католикос Нерсес созвал Собор в Аштишате,который вошел в историю как Первый Армянский Национально-ЦерковныйСобор. Собор постановил организовывать в различных регионах Арменииприюты для нищих, сиротские дома, больницы, лепрозории и другиеблаготворительные учреждения. Также на Соборе было решено основыватьмонастыри, в том числе и женские, и открывать в них школы.Соборзапретил хоронить умерших по обычаю язычников - с плачем и воплями,разрывая на себе одежду - поскольку христиане верят в загробную жизнь.Запрещался брак близких родственников. Рекомендовалось удаляться отпьянства, разврата, убийства, милосердно относиться к слугам, необременять тяжелыми налогами народ и т.д.На Аштишатском Собореобсуждался вопрос об арианстве. Известно, что на Первом ВселенскомНикейском Соборе было утверждено вероопределение о божественностиХриста. Католикос Аристакес (326-328/9) привез в Армению Символ ВерыНикейского Собора, который был принят св. Григорием Просветителем.Спустя несколько лет в Римской империи распространились различныете-чения арианства, поддерживаемые государственной властью. Средиармянских епископов также были последователи учения Ария. АштишатскийСобор еще раз осудил арианство и подтвердил свою приверженностьНикейскому Символу Веры. Католикос Нерсес весьма успешно проводил вжизнь решения Первого Национально-Церковного Собора, за чтовпоследствии был наречен Великим.Защита христианства от нападокзороастрийской Персии.С древних времен Армения находилась попеременнопод политическим влиянием то Византии, то Персии. Начиная с IV века.когда христианство стало государственной религией вначале Армении, азатем Византии, симпатии армян обратились на запад, к христианскомусоседу. Хорошо осознавая это, персидские цари время от временипредпринимали попытки уничтожения в Армении христианства инасильственного насаждения зороастризма. Некоторые нахарары. особенновладельцы пограничных с Персией южных областей, разделяли интересыперсов. В Армении образовалось два политических течения:византофильское и персофильское. В 330-340 гг. персидский царь Шапух IIвоздвиг гонения на христиан. Согласно персидским и армянскимисточникам, в этот период погибли десятки тысяч мучеников. С цельюуничтожения новой религии Армении Шапух II в 337 г. напал на страну.Различными посулами он привлек к себе нахараров Бзнуни. Агдзни идругих. Но армянские войска под предводительством спарапета ВачеМамиконяна нанесли врагу сокрушительныйудар. На следующий год Шапух II. собрав еще большую армию, опятьотправился в Армению. Навстречу ему вышло армянское войско. В тяжеломбою погиб спарапет Ваче Мамиконян: желая увековечить память павших "заОтчизну, за Церковь и за веру". Католикос Вртанес (329 - 341/2)утвердил день памяти мучеников Вачеянов. До конца IV века персидскийдвор неоднократно пытался огнем и мечом обратить Армению в зороастризм,но всегда доблестные спарапеты: Васак, Мушег и Манвел - с Божьейпомощью отстаивали право своего народа на исповедание христианства. Всередине V века персидский двор опять предпри-нял попытку принудитьАрмению к вероотступничеству. на этот раз весьма решительную. В 448 г.Иездигерд II (438 - 457) отправил в Армению послание с требованиемпринятия зороастризма. В 449 г. в Арташап был созванНационально-Церковный Собор для ответа на послание Йездигерда. Собордал ответ, что в государственных воп-росах армяне признают властьперсидского царя, в вопросах же веры - только Бога: "В этих верованияхнас никто не может поколебать: ни ангелы и ни люди, ни меч и ни огонь,ни вода и ни какие только есть жестокие пытки... Ибо не с человеком унас обет веры, чтобы, как дети, лгать тебе, а нерасторжимо с Богом, сКоторым нет способа порвать и прочь уйти, ни ныне, ни послe, ни вовек.ни во веки веков" (Егише II, 40-41) - этим Собор отверг предложениепринятия зороастризма. В мае 451 г. произошла знаменитая Аварайрскаябитва. Против двухсоттысячной персидской армии выступили шестьдесятшесть тысяч армянских воинов, стариков, женщин, монахов, во главе соспарапетом Варданом Мамиконяном. Аварайрская битва явилась первым вовсемирной истории примером вооруженной самозащиты христианства, когдадруг другу противостояли свет и тьма, жизнь и смерть, вера и отречение,когда еще раз утвердились евангельские слова: "Если пшеничное зерно,павши в землю, не умрет, то останется одно, а если умрет, то принесетмного плода" (Ин. 12, 24). Армяне шли на смерть с лозунгом:"Неосознанная смерть - это смерть, смерть осознаваемая - бессмертие".Современник происходящего летописец Егише писал, что в Аварайрскойбитве не было победителен и побежденных. Хотя армянские войскапотерпели поражение и понесли огромные потери, но Аварайрская битвавозвысила и воспламенила армянский дух настолько, что он стал способенжить вечно.Спарапет Вардан Мамиконян, внук Католикоса Саhака Великого,своею кровью освятил армянскую землю и укрепил христианство в Армении.Армянская Церковь причислила Вардана и павших вместе с ним паАварайрском поле 1036 воинов к лику святых. В течение еще 30 лет армянев борьбе с Персией отстаивали свое право исповедовать христианство, а в484 году был подписан Нварсакский мирный договор между Арменией иПерсией, в котором персы признали право армянского народа на свободуисповедания христианства. [600x363]

[600x459]

Государственная история Армении, по свидетельству древнихисточников, насчитывает 3671 год - с 2107 г. до н.э. по 1395г. -древней и средней истории, и всего лишь 169 лет новейшей,непосредственно связанной с освобождением части армянских земельрусскими войсками и образования княжества Ереванского в 1828г.Государственную историю Армении можно разделить на десять периодов.Период первый - 2107 до н. э. По 331 г. н.э. - Династия Гайка.После смерти легендарного Гайка в 2026г. до н.э. емунаследовал его сын Арменак . Он прослыл в народе собирателем земельармянских. Благодаря его политике границы Армении значительнорасширились, многие племена добровольно вошли в пределы Армении.Видимо, Армения , как государство, заявило о себе именно в егоправление, т.к. соседние государства (Персия, Греция и др) присвоилиновой стране имя ее государя - Армения ( земля Арменака).Армаис - 1980 г. до н.э. -, сын Арменака, продолжал политикуукрепления государства, воздвиг на берегах р. Аракс дрекнюю столицуАрмавир.Амасия - 1940 г. до н.э. - сын Армаиса, вел усиленноестроительство у подножья Арарата, который благодаря этому приобрел своевторое имя - Масис.Кегам - 1908 г до н.э. - сын Амасии; Гарма - 1858 - сын Кегама.Арам - 1827 г. до н.э. - сын Гармы, своими победами значительнорасширил границы Армении во всех направлениях. Успехи армянского царявстревожили ассирийского владетеля Нина, который не мог проститьармянам и гибели своего предка Бела. Опасаясь открытых столкновений,Нин решил прибегнуть к хитрости и привлечь Арама на свою сторону : взнак милости могущественный ассирийский царь позволил носить Арамужемчужную повязку и приказал называть его вторым по себе. Некоторыедревние историки связывают название страны Армения с именем Арама.Араму же приписывается первое географическое разделение Армении (Большая, Малая ).Ара Прекрасный (Кегецик) - 1769 г. до н.э. - сын Арама,наследовал отцу незадолго до смерти Нина, женой которого былапрекрасная Семирамида (Шамирам). Рассказы о красоте Ара давно волноваливоображение Семирамиды. Овдовев, она отправила к Аре послов с богатымидарами и предложением посетить ее двор, самый пышный по тем временам вАзии . Ара игнорировал предложение могущественной царицы. Встретивотказ, Семирамида решила, что предложение стать лишь подданнымоскорбило Ару. Она послала новое посольство с предложением руки ипрестола. Ара отказался опять, ссылаясь на то, что вполне счастлив сосвоей любимой супругой Новары и своим народом, который горячо любитсвоего повелителя. Семирамида приняла это за оскорбление и немедленноприказала собрать войска. В 1767 г. до н.э. войска Семирамиды вторглисьв пределы Армении. Застигнутый врасплох, Ара не успел собрать войска ипринял бой малыми силами. Семирамида отдала приказ войскам доставить ейАру только живым. Но Ара не щадил своей жизни, сражаясь плечом к плечус простыми войнами против захватчиков. Он погиб в бою. БезутешнаяСемирамида приказала отыскать тело Ары и принести его к ней. Затем онапотребовала чтобы верховный жрец Армении Мерас оживил тело Ары. Полегенде, для успокоения войска, ожидающего чуда, среди войнов былнайден двойник Ары и представлен толпе. В память «чудесного оживления»Ары Семирамида воздвигла гробницу с памятной надписью. Оглядевшись впокоренной Армении, Семирамида нашла ее климат более здоровым и решилаосновать здесь свою летнюю резиденцию. На берегу озера Ван она повелеланачать строительство города в свою честь - Шамирамакерт. Для защитыгорода от разливов озера по приказу царицы была построена циклопическаяплотина. Город был построен в лучших традициях Вавилонской культуры,снабжен водопроводами, банями, украшен садами, цветниками, застроендвух трехэтажными дворцами.Ара II -1743 г. до н.э., ( Кардос ), сын Ары Прекрасного. Понастоянию Семирамиды принял имя погибшего отца и в двенадцатилетнемвозрасте был поставлен царицей наместником Армении. Армения сталаданницей Вавилона. Повзрослев, Ара II направил все свои силы на борьбус ассирийским владычеством, помня о смерти своего отца и ненавидяСемирамиду. Ара II погиб в бою. Армения осталась под властью Ниния(Замасиса) , сына Семирамиды, которая сама погибла от его руки.Анушаван Сос - 1725 г. до н.э. - сын Ары II, назначенный Ниниемправителем Армении. С этого периода Армения оставалась данницей Ассириина протяжении почти тысячи лет, хотя постоянно делала попыткиизбавиться от зависимости. В этой связи эта зависимость то ослабевала,то усиливалась. Но порядок назначения армянских правителей оставалсяпрежним. Длинный ряд правителей этого периода известны историкам лишьпо именам., они не оставили какой-либо заметный след в истории Армении.Исключение составляют следующие:Зармайр - 1194 г. до н.э. - в его правление армянские войскаприняли участие в Троянской войне на стороне Приама. Зармайр погиб подстенами Трои. Его смерть послужила причиной долгих волнений в Армении,которая не оставляла надежды освободиться от Ассирийской зависимости.Паруйр - 742 г. до н.э. - в союзе с мидянами восстал противассирийского царя Сарданапала. Под натиском восставших ассирийскоецарство пало после шестнадцати веков существования, и освобожденнаяАрмения встретила Паруйра уже украшенного царской диадемой. Паруйр сталпервым царем Армении.Грачья - 700 г. до н.э. - сын Паруйра, был союзником царяНавуходоносора, покорившего Иудею. Именно из этого похода Грачьяпривез, выкупленного им у Навуходоносора, знатного иудея по имениШамбата, ставшего впоследствии родоначальником рода Багратуни.Тигран I - 565 г. до н.э. - остался в армянской истории однимиз наиболее прославленных Гайкидов. Именно при нем владения древнейАрмении достигли своих максимальных пределов. Армения процветала. Этомуспособствовал ее союз с персидским царем Киром. Этот союз сильнотревожил мидийского царя Астиага, на владения которого посматривали иТигран и Кир. Астиаг решил использовать любые средства, чтобы разрушитьэтот союз. Таким средством должна была стать женитьба Астиага налюбимой сестре армянского царя Тиргануи. С ее помощью мидийский царьхотел поссорить Тиграна и Кира, и , воспользовавшись ситуацией,расширить собственные владения. Но Тигрануи осталась верной любимомубрату и вовремя предупредила армянского царя о коварном замыслеАстиага. Тигран отправил гневное письмо к коварному родственнику, а самстал готовиться к войне. В жестокой битве армянский царьсобственноручно убил Астиага. В результате этой битвы царство Мидийскоепало. Победитель возвратился домой с богатыми трофеями и множествомпленных, среди которых были высокопоставленные вельможи и родственникимидийского царя. Их всех армянский царь поселил в Нахичеванскойпровинции, передав ее управление своей сестре Тигрануи, в честь которойздесь был построен город Тигранакерт.Ваханг - 520 г. до н. э. - сын Тиграна, был незаурядной личностью,обладал необычайными мужеством и силой. В армянском эпосе , народныхпеснях воспеваются его подвиги. Армяне сравнивают его с греческимГеркулесом. К сожалению период процветания длился не долго. ВскореАрмения подпала под зависимость своего могущественного соседа - Персии.Вахе - 331 г. до н.э. - убит в сражении при Арбелле, защищаяперсидского царя Дария III Кодомона против нового завоевателя МалойАзии, Александра Македонского. Со смертью Вахе прекратилась династияГайка. [600x408]

[600x424]


[600x600]

[561x600]

[500x375]
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):
Красивый ролик!!Обалденно.


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник .ИСТОРИЯ АРМЕНИИ | Самвел_Меликян - Дневник Самвел_Меликян | Лента друзей Самвел_Меликян / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»