Достопримечательности АрменииАрмения - древняя страна, первое в мире христианское государство,образовавшееся в 301 году н. э. В IX - VI вв. до н. э. на территории…Армении уже существовало одно из самых ранних на Земле государствоУрарту.Основные достопримечательности страны находятся в Ереване и Кумайри, гдеможно увидеть большое количество старинных армянских храмов.В Ереване, одном из древнейших городов мира, сохранилось множествоархитектурных памятников, среди которых выделяются храм Звартноц (VII в.н. э.) - один из древнейших в Европе.Эчмиадзин - центр армяно-григорианской церкви, "сердце Армении" ирезиденция католикоса с собором 303 г. н. э. и величественными храмамиРипсимэ и Гаяне, известен со II в. до н. э.Одной из обязательно посещаемых достопримечательностей города являетсяМатенадаран им. Месропа Маштоца. Это уникальный и известный на весь мирИнститут Древней Рукописи, построенный в 1957 г.Кроме того, в Ереване находятся ботанический сад и зоопарк, развалиныримской крепости, турецкий форт XVI столетия и мечеть XVIII столетия,церкви Катогике (XIII век) и Зоравар (XVII- XVIII век), а также 15различных музеев.На холме Цицернакаберд возвышается памятник жертвам Геноцида 1915 года.По всей стране разбросаны тысячи уникальных исторических и архитектурныхпамятников прошедших веков. Достойны упоминания монастыриХадаванк-Хатраванк, Дади, церковь Сурб Степаноса в Тохе и "пустыня"Кошик, в стены которых вставлены десятки умело орнаментированныххачкаров, которые в полную силу демонстрировали искусство народныхумельцев, неистощимую фантазию мастеров-камнерезов. Хачкар, этотармянский феномен, является своеобразным символом Армении. Изваянный вкамне крест символизирует те страдания, кровь и жертвы, которыепотребовала жестокая история от этого маленького древнего народа.Уникальна крепость Гарни, возведенная на месте циклопической древнейкрепости - бердшена, датируемой III-м тысячелетием до н. э. В эпохуармянских правителей из династии Ервандидов (с III в. до н. э. по IV в.н. э.) Гарни служила резиденцией царей и местом пребывания их войск.В Нагорно-Карабахской республике зафиксировано более 1700историко-архитектурных памятников, из них около 600 монастырскихкомплексов и более 500 церквей, таких как церковь Ованеса Мкртича вГандзасаре (1216-1238 гг.), соборная церковь монастыря Дади (1214 г.),главная церковь Гтчаванка(1241-1248 гг.), соборная церковь Хадаванка(1204 г.) и уникальные храмовые фрески Хутаванка. Княжеская резиденцияЦар - родина историка XVI века Ованеса Цареци, - с церквами СурбСаргиса, Сурб Григора и Сурб Аствацацин и монастырем Гетамеч (ХП-ХШвв.), по праву считаются выдающимися произведениями средневековойармянской архитектуры.Хутаванк ("монастырь на холме") - крупный архитектурный комплекс, одиниз известных исторических центров национальной культуры. Уникальнастаринная крепость Джраберд, которая ни разу не была взята неприятелем,до сих пор многие секреты ее оборонительной системы остаютсянепознанными.Величайшим чудом Армении часто называют монастырь Гандзасар (1216 - 1238гг.), гордо восседающий на высоком холме левого берега реки Хачен.Взыскательные исследователи ХХ в. единогласно называют его"энциклопедией", "жемчужиной" армянской архитектуры XIII в.Напротив Гандзасара с южной стороны возвышается гора Тарханасар,покрытая густыми лесами. В ХШ в. великий князь Хачена Хасан-Джалал обвелстеной ее вершину и превратил в неприступную крепость.Среди природных достопримечательностей Армении - Национальный парк Севан- высокогорное озеро, глубиной до 86 м. и площадью более 1200 кв. км.,для снабжения водой которого в скалах пробит многокилометровый тоннель, иХосровский заповедник, в котором можно увидеть диких кабанов, шакалов,рысей и сирийских медведей. Интересен также Дилижанский заповедник, вкотором обитают косуля, бурый медведь, каменная куница. Неповторимымитворениями природы являются и Арснакар ("Каменная невеста") - скальныймонолит в виде прелестной девушки в свадебном наряде и крепостьКачахакаберд ("Сорочья крепость") выдолбленная силами природы и людей вскалах Армянского нагорья. Курорты: Арзни, Джермук, Дилижан, Цахкадзор идругие, славятся на всё Закавказье своими прекрасными пейзажами,минеральными источниками и целебным горным воздухом. [700x700]
* Фото галерея хачкаров“Хачкар" - прежде всего знак и надежда. Знак присутствия и надежда на преодоление.На протяжении всей истории человеку было свойственно стремиться запределы земного существования. В любой душе томится тоска по вечности и…по истине, и в тяжелых обстоятельствах, у последнего края чаще всегообнаруживается тяга к совершенству. Армянская история, армянскоеискусство - блестящий пример бессмертия человеческой души, воплощенного вяркие и незабываемые памятники культуры. Знаменитые средневековые"хачкары" ("крест-камни") - не просто объекты изучения дляискусствознания, они - живые свидетельства торжества человека над самымпрочным материалом - камнем, и над самым упорным разрушителем -временем.В геральдике существует специальное понятие “армянский крест”: этокрест, слегка вытянутый по вертикали за счет удлинения нижней ножкикреста, а каждое его крыло расширяется от точки средокрестья к концам,оканчиваясь двумя лучами в виде “ласточкина хвоста” с элементамицветения (круглыми почками или трилистниками) на каждом луче. Крест нахачкаре, как правило, точно отвечает этой иконографии.Само название “хачкар” не встречается в армянской средневековойлитературе. “Древнейшее употребление слова “хачкар” в форме “хачакар”известно из одной арцахской надписи 12 века, но и там имеется в виду нестела, а сам камень, из которого он изваян” (169б, с. 362). Хачкарназывался “сурб ншан” – святое знамение, или “сурб хач” – святой крест.При этом слово “хач” имело, по-видимому, двойное значение: и креста, иместа богомолья, где, по народным поверьям, совершаются чудеса (86а, с.202).Большинство хачкаров ставится в изножье могилы и всегда ориентировано назапад. Совершенно очевидна связь такой ориентированности с направлениемна восток возобновленного, восстающего из могилы тела, разбуженноготрубами Страшного Суда. Но восток – это еще и направление на Едемскийсад, в котором растет древо жизни. Путь к этому раю как раз и указываетхачкар своей ориентированностью и всеми своими образами, напоминающими оконечной цели путешествия: “Человек есть образ Бога, а рай естьобиталище его, и древо жизни – причина его бессмертия, насажденноебожественной рукой, чтобы обладавшие сим воспоминанием обратились ксвоему первообразу и духовной пище и краю прекрасного… ”, – писал НерсесШнорали (64а).Приписываемые кресту чудотворные деяния фактически представляют собойместную народно-христианскую трансформацию поединка грозового бога с егопротивником”, – пишет А. С. Саакян (131, с. 53). Возможно, именно этопостепенное совмещение культов Ваагна-Индры и Михра-Митры в культеХриста дает один из ключей к пониманию возникновения на входных порталахармянских базилик 4-5 вв. “громового знака” в виде шестилепестковойрозетки и к появлению на хачкарах солярной и “вихревой” символики,ступенчатого митраистского алтаря plky как изображения голгофы; мандалы иянтры, а также аналога индуистского небесного древа, растущего кронойвниз; одного из восьми “счастливых знаков” буддизма и его близкиханалогов в виде косоугольных плетенок и других элементов, органичновтянутых христианским культом и легко нашедших свое место среди резьбы,украшающей храмы, церковную утварь и книги, надгробья, стелы и хачкары. [700x560]