О свободе от мира
30-09-2008 16:28
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Любовь к Богу немыслима без нелюбви к миру. Как сказал апостол Иоанн: "Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей; ". (1Ин. 15) Но способен ли на такую нелюбовь человек, живущий в миру и не являющийся иноком? Несомненно, поскольку любимый ученик Христов призывает не любить мира, но отнюдь не требует удалиться от него. Можно жить в монастыре и быть обуреваемым всевозможными страстями, и можно жить в миру, сохраняя при этом бесстрастие. Суть дела не в пространственной изоляции от мира, а во внутренней независимости от него. Человек с отрешенным от мира сердцем, свободный от привязанности к твари не имеет и страстей, т.е. похоти плоти, похоти очей и гордости житейской, о которых говорит апостол. В самом деле, разве могут чревоугодие, блуд, сребролюбие и гордыня проникнуть в сердце, для которого все мирское полностью утратило свою ценность и привлекательность?
Для обретения подобной отрешенности надо стяжать целомудрие, нестяжание и послушание-три важнейшие добродетели, которые обычно считаются обязательными для монахов, но в действительности являются необходимыми для всех христиан, стремящихся к духовному совершенству. Целомудрие есть чистая духовная любовь к Богу как к единственно Прекрасному-и- Благому, и ко всем Его отражениям в сотворенном Им мире. Нестяжание есть сознательный отказ от обладания как материальными, так и интеллектуальными благами ради стяжания единственного подлинного сокровища-благодати Божьей. И наконец, послушание есть добровольное отречение от горделивого самоутверждения и своеволия ради победы над нашей греховной самостью, отдаляющей нас от Бога. При этом следует подчеркнуть, что целомудрие, нестяжание и послушание отнюдь не тождественны безбрачию, нищете и холопству. Отрешенный человек может состоять в браке, быть очень богатым и наделённым огромной властью, но его сердце не привязано ко всему этому. Именно о таких живущих в миру, но внутренне свободных от него людях апостол Павел сказал, что они суть "...пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего." (1Кор.7, 31)
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote