Одним из излюбленных аргументов атеистов против религии является тезис, согласно которому вера разделяет и служит причиной войн и конфликтов. На первый взгляд, подобное мнение не лишено оснований. Один верит в единого Бога, другой-в триединого, а третий вообще не признаёт существования Бога как личности, полагая, что в основе всего существующего лежит безличный и бескачественный Абсолют, в котором надлежит раствориться человеческой душе. Чужая вера кажется богохульством и извращением данной свыше Истины, что вызывает "законное" желание покарать богоотступников. Отсюда многочисленные войны якобы во славу Божию, вроде крестовых походов или завоевательных походов турецких султанов против "неверных".Даже в рамках одной религии имеет место ожесточенная борьба между различными конфессиями, нередко приводящая к кровопролитным столкновениям-достаточно вспомнить войны между католиками и протестантами в 16-17 вв., или же происходившие в то же самое время войны между суннитской Османской империей и шиитским Ираном. Да и в наше время вспышка экстремизма и терроризма под лозунгом "священной войны" разве не доказывает вредность религии для установления мира и согласия между народами и государствами?
При всей внешней убедительности этого довода, его внутренняя несостоятельность не вызывает сомнений. Войны и раздоры между сторонниками разных вероисповеданий возникают не по причине пагубности религиозной веры, а из-за греховности людей вне зависимости от того, в кого и как они верят. Среди представителей всех конфессий большинство всегда составляют люди, для которых религия является не более чем элементом (пусть даже важнейшим!) той культурной традиции, которая исторически преобладает в обществе, к которому они принадлежат. Для таких людей она, как правило, сводится к совокупности традциционно соблюдаемых обрядов, некоторых элементарных этических норм и определённых догматов, подлинный смысл которых осознаётся весьма немногими. Среди верующих крайне мало людей, постигших посредством духовного подвига и обретения святости глубинный смысл вероучения, который ими исповедуется. Совершенно очевидно, что религиозные войны ведутся представителями религиозного большинства т.е. людьми, для которых религия является социальной данностью, а не содержанием их внутренней жизни. Невозможно представить себе Франциска Ассизского, с обнаженным мечом штурмующего Иерусалим, или же Джалаладдина Руми, отрубающего головы гяурам. Поэтому злом является не религия, а духовное несовершенство религиозных людей. Если бы святость была обретена большей частью человечества, то на земле наступил бы золотой век, и тогда можно было бы воскликнуть вместе с воинством небесным, возвестившим о рождестве Христовом: "Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!"(Лк.2,14)