Чистым и святым может быть только то сердце, которое не желает ничего, кроме Бога, будучи отрешенным от всего остального. Подобное понимание святости и чистоты может показаться странным, но оно имеет библейские истоки. Еврейское слово "кодеш", которое на русский язык переводится как святой, буквально означает "отделённый". Свят Бог, ибо он отделён от всего тварного, безмерно превосходит его, возвышается над ним и непостижим для него. Иначе говоря, в Библии святость Бога является синонимом Его абсолютной трансцендентности. "...свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядёт". (Откр 4,8) Соответственно, свято лишь то сердце, которое отделено от всего тварного ( в том числе и от самого себя!), не имеет никаких материальных привязанностей и желаний, и всецело обращено и устремлено к Творцу и Первопричине всего сущего-Богу. Такое сердце представляет собой чистый сосуд, который способен наполниться благодатью Св. Духа.
Быть может, кому-то покажется, что это не более чем отвлечённые нравоучения, не имеющие отношения к реальной жизни. Не глупо ли отказываться от стремления к обладанию материальными благами, которые столь заманчивы, привлекательны, и сулят нам счастье? Однако любой мало-мальски беспристрастный анализ показывает, что реальное зло, причиняемое душе материальными вожделениями несравненно значительнее, чем те иллюзорные блага, на обладание которыми они направлены. Элементарный здравый смысл подсказывает необходимость отказа от желаний, ибо они суть хищные звери, которых невозможно насытить. Почему? А потому, что душа падшего человека, выпавшая вследствие грехопадения из полноты божественного бытия, постоянно ощущает нехватку чего-то, и потому-страдает. Эта нехватка не есть нужда в чем-то конкретно-материальном, это потребность в Бытии как таковом. Живя вдали от Сущего, мы не можем не страдать, и поэтому нуждаемся в утешении. Но кто же в состоянии даровать нам подлинное т.е. духовное утешение? Утешать может лишь Утешитель-единый Бог в своей ипостаси Святого Духа. Лишь Он, Который всюду находится и всё наполняет, в состоянии утолить неизбывную жажду нашего сердца, наполнив его бесконечной полнотой Своего бытия. Что же нужно сделать для того, чтобы Он пришел и поселился в нас? На этот вопрос можно ответить словами Спасителя: "Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек". (Ин. 14, 15-16)