Зеркало - поэтическая форма из двух строф, связанных метром, рифмовкой и смыслом. Правило построения зеркала: первая строфа (метр, рифмовка, иногда и рифма) и ее смысловое наполнение зеркально повторяется во второй строфе, то есть последняя строчка первой строфы отражается в первую второй строфы, предпоследняя - во вторую и так далее. Качество отражения зависит от замысла. Отражения бывают чистыми и точными, мутно-расплывчатыми, изменившими форму и отрывочно-разрозненными. Соответственно этому зеркало называется: ясным, мутным, кривым или разбитым.
Сюжетно вторая строфа зеркала не продолжает первую, наоборот, их можно читать как отдельные стихотворения. Главная связь - через зеркало, которое либо в чем-то уравнивает, либо противопоставляет описываемые предметы/явления/персонажи друг другу.
Вот пример кривого зеркала, написанного элегическими дистихами:
Ночь распустилась цветами, впитай сладкий запах вселенной -
Частые звезды во тьме над небесами зажглись,
Вьются ветра волосами, ложатся полночные тени,
Реки ладони озер вновь подставляют под них...
Нищий бульварный стоит, пусто в ладони его,
Волосы медные льются на плечи как дни, что так длинны...
Ночь - в это время он жив, но... нет вокруг никого...
Лишь у подножья цветы... аромат... аромат формалина...
Немойберег.
Есть твердая форма, построенная на зеркале - зеркальный сонет. Две его строфы - два септета (семистишия) с рифмовкой abbabba abbabba. Первый септет описывает того, в кого влюблен поэт, а второй - его самого. Где-то ведь были... найду, вставлю.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:
Дистихи.