Триоль - ритмическая фигура, составной стихотворный метр, включающий три равносложных метра. Чаще всего поэты используют триоли, симметричные относительно центра. Усечение или добавление слогов в конце строк для образования непредусмотренных фигурой мужских, женских или дактилических рифм считается ее разрушением. Стопа триоля, как и любой другой ритмической фигуры, всегда состоит из строго определенного количества слогов.
Два самых популярных симметричных триоля: дактиль-амфибрахий-анапест (/_ _ _ /_ _ _ /) и анапест-амфибрахий-дактиль (_ _ /_ /_ /_ _).
Вот двустопный пример для первого:
Вымолен у смерти был тобой ей по праву отданный малыш,
Млечною рекою напоишь, выутешишь ласковой рукой...
Знай, он - продолжение отца: всё, что ему дорого - разбой.
И, отдавшись мужу, до конца сколь еще губителей взрастишь?
Немойберег, отрывок из поэмы "Из жизни в жизнь".
Говоря о симметричных триолях, стоит вспомнить чуть менее употребимые поэтами двенадцатисложники, использующие в середине хориямб или ямбохорей. Например, ионик нисходящий - хориямб - ионик восходящий:
/ /_ _ /_ _ /_ _ / /,
пеон второй - ямбохорей - пеон третий:
_ /_ _ _ / /_ _ _ /_
и другие.
Вот одностопный пример ко второму:
Рассвечена теплом женских чарований,
Расплавлена как воск вечера влюбленья,
Ах, комната, в тебе встал он на колени
Вот здесь и попросил об окольцеванье...
Но я... я не пингвин. "Прочь!" - без сожаленья.
Василиса_Иванова, 2004 г.
Из ритмических фигур существуют более простые дуоли, а также более сложные квартоли, пентоли, и редкие секстоли, септоли и октоли. Нонемоли, децимоли лично я в стихах не встречал, но чисто теоретически могут быть фигуры, составленные и из большего числа простых метров.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:
Стихотворные метры.