• Авторизация


О ВОЗМОЖНОСТЯХ ОБРЕТЕНИЯ СМЫСЛА 17-04-2008 09:28 к комментариям - к полной версии - понравилось!


 (100x100, 5Kb)
Чегой-то меня на философию потянуло. Хотя вообще знаю- причин 2: первая – собственные проблемы, вторая – фраза в одном из читаемых дневов, о том, что «жизнь остановилась, и дальше идти не хочет» (извини, друг, за неточность цитаты). Ну так вот – эта и последующая записи – результат раскопок, произведенных в собственном компе.
Первый кусок – часть чьего-то доклада. Стиль конечно чресчур умный, но смысл понять можно.
Потребность в смысле жизни существует. Как возможно обретение смысла?
1. «Обновление старого».
Начнем с предположения, что до момента возникновения запроса на поиск смысла у человека либо был смысл, либо его не было. Если смысл был, важно, во-первых, установить, что именно его придавало; во-вторых, что с этим смыслом произошло. Возможно, что «старый смысл» может послужить основой для формирования нового.
Если смысла не было, либо основой для формирования нового он стать не может, необходимо либо искать новый смысл, либо создавать его.
2. Поиск смысла.
Насколько нам удалось установить, поиск смысла индивид может производить либо внутри себя, либо во внешнем мире.
2.1. Смысл в себе самом.
Существуют, по крайней мере, две возможности нахождения смысла в себе.
а) гедонистическое решение – к нему может быть в пределе сведена любая другая смысловая схема (Солнушко: т.е. жизнь, как получение кайфа);
б) самоактуализация - смысл существования в том, чтобы реализовать собственное бытие.
2.2. Смысл вовне.
Смысл вне себя может лежать либо в плоскости деятельности, либо в плоскости бытия. В деятельности смысл может быть заключён:
а) в преданности делу;
б) в альтруизме и самотрансцендировании;
в) в творчестве.
В плоскости бытия смысл может быть:
а) в переживании ценностей - красоты, истины, любви;
б) в страдании – например, смысл жертвенности.
Кроме того, возможен и «космический смысл». В иудео-христианской традиции существуют две возможности понимания такого смысла:
а) смысл в жизни отдельного существа божественно предопределен, задача человека – понять и исполнить Божью волю, зафиксированную в Святом Писании;
б) Бог олицетворяет совершенство, следовательно, смысл человеческой жизни – стремиться к совершенству.
3. Создание смысла.
Рассматривая механизмы порождения смыслов, Д.А. Леонтьев выделяет такие, как замыкание жизненных отношений, индукцию смысла, идентификацию, инсайт, столкновение смыслов, полагание смысла. Обратим внимание на то, что если инсайт - это явное открытие (нахождение) смысла, то полагание - такое же явное его создание. В основе же создания, как целенаправленной деятельности, лежит проект, который, как правило, разворачивается в плоскостях:
-построения модели знака, который планируется получить в будущем;
-построения модели деятеля, получающего данный знак;
-построения модели деятельности, которая организует получение данного знака.
Если исходить из этих представлений, то ядром проектирования смысла должно стать получение ответов на следующие вопросы:
Как субъект узнал, что утерял смысл?
Как он поймет, что обрёл смысл?
Что произойдет с ним, когда он его обретёт?
Какие действия необходимо предпринять в связи с этим?
Отметим, что проекты, как и все продукты методологической работы, не могут проверяться и никогда не проверяются на истинность, а проверяются только на реализуемость.
По-видимому, признаком реализованного проекта производства смысла должно стать какое-либо изменение в состоянии субъекта проектирования. Ожидаемое изменение может проявиться, например, в виде снижения уровня тревожности.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):
Nepowtorimaja 18-04-2008-01:30 удалить
Прости меня, такую тупую, а нельзя всё это перевести для "блондинок" на более простой язык))) Ну спешиал фо ми))))


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник О ВОЗМОЖНОСТЯХ ОБРЕТЕНИЯ СМЫСЛА | СолнушкоЯ - Дневник СолнушкоЯ | Лента друзей СолнушкоЯ / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»