Вот и Босфор! Вспомнились строки
С.Есениа :
"И хотя я не был на Босфоре -
Я тебе придумаю о нём.
Всё равно - глаза твои, как море,
Голубым колышутся огнём."
[700x525]
Голубая мечеть считается одним из величайших шедевров исламской и мировой архитектуры. Мечеть расположена на берегу Мраморного моря в историческом центре Стамбула в районе Султанахмет.
[700x525]
[700x525]
Собор Святой Софии. 1000 лет служил Мусульманству и 500 лет Христианству.
[700x525]
[700x525]
[700x525]
Турецкий Версаль!
В период республики Долма-бахче неоднократно посещал Ататюрк. Здесь же он и умер 10 ноября 1938 г. В час его смерти были остановлены дворцовые часы, а комната, где он скончался, сохраняется в неизменном виде.
[700x525]
[700x525]
[700x525]
[467x699]
[700x467]
[700x467]
Церковь Хора
Пять причин, по которым монастырь Хора считается самой удивительной церковью Стамбула
[700x525]
Один из самых бесценных храмов Стамбула - это удивительный монастырь Хора с его фресками, сохранившимися со времен древней Византии...
Причина первая
Дело в том, что из всего обилия храмов Стамбула этот — самый аутентичный. Во время турецкого завоевания города многие его церкви переделывались в мечети, потом закрывались в Турецкой республике, где-то были открыты музеи, где-то просто не хватило средств на реконструкцию... А монастырь Хора в Стамбуле выглядит именно так, как выглядел и пятьсот, и восемьсот лет назад.
Причина вторая
Уникальность этой церкви - в ее фресках. Ими разукрашен купол, они представляют собой живые картинки - по сути, комикс, - изображающие сценки из Библии. Фресками изобилует церковь Христа Спасителя в Полях (она и известна нам как монастырь Хора, от которого ничего больше не осталось). Интересен и вид, который открывается из этой церкви на город. Один из самых красивых видов в Стамбуле...
[700x525]
Причина третья
Этот храм, входящий в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, был построен... не в Константинополе. Дело в том, что в 11 веке, когда церковь и стали возводить, этот участок у Золотого Рога не входил в черты города. И процессии из Константинополя ходили сюда по несколько часов. Несмотря на это, люди в церковь шли и шли, уж больно она была красива. Даже после того, как ее основательно "потрепало" землетрясение, византийские императоры выделяли немалые суммы на реставрацию Хоры. Кстати, построила ее теща императора, Мария Дука.
Причина четвертая
Те самые фрески, появившиеся в церкви, были написаны благодаря византийскому вельможе Метохиту, бывшему крупнейшим просветителем своего времени. Он много времени проводил в изучении наук и богословия - в то время она была наукой не меньше, чем математика - и завещал похоронить себя здесь. Что и было сделано...
Причина пятая
Это единственная церковь Константинополя - не считая Собора святой Софии, - которая была переделана в мечеть, но потом мечеть здесь была закрыта. Турки по сей день мусульмане и свои храмы, пусть даже в византийских церквях, закрывают неохотно.
Икона Влахернской Богоматери
[700x525]
Строительство храма у подножия шестого константинопольского холма, за пределами Феодосиевых стен, затеяла в 450 году императрица Пульхерия, а окончил после её смерти Маркиан. В 473 году из Святой земли в Константинополь была доставлена Риза Богородицы, для размещения которой император Лев построил рядом с церковью особое здание. Это событие церковь ежегодно вспоминает в день Ризоположения. В правление Льва под кров был перенесён и влахернский источник святой воды.
Храмовый комплекс, расширенный при Юстине и Юстиниане, привлекал множество паломников. В непосредственной близости от святынь монархами был выстроен дворец, который со временем стал их основной резиденцией. С тех пор Влахерны сделались средоточием византийского почитания Богоматери.
Икона Влахернской Богоматери.
Третьяковская галереяХрамовой иконе Богородицы (так называемой Влахернской) приписывалось спасение столицы во время нескольких осад. Во время осады города аварами в 626 году вождь нападавших был перепуган явлением на стенах города женщины в драгоценном уборе. Как раз в это время патриарх Сергий в сопровождении будущего Константина III проносили по стенам чудотворную икону.
[700x525]
По возвращении из похода против персов отвоевавший у них Животворящий Крест император Ираклий был торжественно встречен патриархом в этом храме — единственном, который пощадили нападавшие. Во избежание новых разорений император приказал обнести Влахернское предместье небольшой стеной.
Новые чудеса Влахернская Богоматерь явила, как считается, во время осады «второго Рима» арабами в 718, русами в 864 и болгарами в 926 году. Про нашествие русов рассказывают, что император Михаил III спешно вернулся из пограничной армии в столицу и вместе с Фотием погрузил в море Ризу Богородицы. Внезапно поднялась сильная буря и разметала суда русов, после чего те бежали.
Во время очередной осады русами в 910 году Богородица явилась молящимся в храме и простерла над Константинополем белый покров (омофор) — в честь этого события установлен православный праздник Покрова Пресвятой Богородицы.
Иконоборчество
В эпоху иконоборчества Влахернская церковь как один из центров иконопочитания оказалась очагом раздора. Именно здесь иконоборцы провели последнее заседание Иконоборческого собора, после чего фигурные мозаики храма были заменены на более абстрактные, изображающие растительный и животный мир. Чудотворная икона пропала до правления Романа III, когда её якобы обнаружили спрятанной под толстым слоем штукатурки.
В первое воскресенье Великого поста после восстановления православия в 843 году в храме прошёл первый праздник Торжества Православия. А при Константине Багрянородном во Влахернский храм были доставлены новые реликвии — предполагаемое письмо Абгара к Иисусу и знаменитый эдесский образ Спаса.
Упадок
Современная церковь на месте византийского храма.После пожара 1070 года церковь была фактически выстроена заново, но продолжала пользоваться прежним почитанием. Анна Комнина описывает, что в пятницу после заката покров над Влахернской иконой медленно приподымался, открывая лик Богоматери, а сутки спустя необъяснимым образом опускался вновь.
Во время латинского владычества в Константинополе храм пришёл в упадок, чудеса прекратились. Иоанн III Дука Ватац выкупил его у латинян, но прежнего блеска храм больше не достиг. 29 февраля 1434 года церковь загорелась и обрушилась. Денег на её восстановление у Палеологов не было, и до середины XIX века окрестности святого источника пустовали. Только в 1867 году место влахернского источника было отмечено скромной греческой часовней.
При патриархе Никоне в Москву из Стамбула привезли некую икону, которую патриарх Паисий признал за древнюю Влахернскую. Она исполнена в древней технике воскомастики и предположительно содержит в своём составе растёртые мощи мучеников за веру. Сейчас икона находится в Третьяковской галерее.