О чём: Об одном из последних последователей Правоверческой школы (некого культа) *Тендер Бренсон*, который захватывает самолёт, отпускает всех пассажиров и пилота, чтобы тихо разбиться где-нибудь на безлюдных просторах Австралии. Он начитывает своё послание, историю своей жизни, на бортовой самописец, чтобы все узнали о его лжи.
Очень интересно: что Паланик разделил историю на главы, которые как бы отсчитывают последние минуты жизни Тендера. Повествование идёт от первого лица с ремарками в сторону. (Так автор, наверное, хочет передать, как движется и развивается человеческая мысль)
Вообще, книга мне безумно понравилась, необычный сюжет, открытый финал. Основной лейтмотив - (помимо излюбленной проблемы самосовершенствования) - фатализм, предопределенность судьбы, хоть это и расходится с моими понятиями, но всё равно когда меня спросят, что бы я посоветовала прочитать, я назову эту книгу.
Если хотим, открываем и читаем далее...
"Мы едем со скоростью всего лишь тридцать или пятьдесят километров в
час, но где-то в дыму перед нами затерялся гигантский бетонный столб
церковного мемориала.
...
И мы врезаемся прямо в бетонную стену.
Вначале нет ничего, кроме пыли. Мелкий белый порошок талька заполнил
машину, перемешавшись с дымом.
Пыль и дым циркулируют в воздухе.
Единственный звук - это звук чего-то капающего из мотора машины -
масла, антифриза, бензина.
До тех пор, пока Адам не начинает кричать.
Пыль вырвалась из воздушных подушек, защитивших нас в момент
столкновения. Воздушные подушки прорвались, спустились и теперь лежат пустые
на приборной панели, и как только пыль оседает, Адам начинает кричать и
закрывает лицо руками. Кровь течет между его пальцев, черная на фоне белого
талька, покрывающего всЈ. Одной рукой он закрывает лицо, а другой дергает
ручку пассажирской двери, и вываливается наружу.
Затем он исчезает в дыму, окружающем нас, переступает через обнаженные
тела, слои людей, заснятых в момент прелюбодеяния навеки, и я кричу ему в
след.
Я кричу его имя.
В какой он стороне, я не могу сказать.
Я кричу его имя.
Куда бы я ни наступил, журналы предлагают Возбужденных Девочек Вашей
Мечты.
Любительниц Больших Членов.
Губы, Груди и Гигантские Клиторы.
Рыдание доносится со всех сторон.
Я кричу: Адам Брэнсон.
Но всЈ, что я вижу, это Мужские Анальные Приключения.
И Девочки, Которые Любят Девочек.
И Бисексуальные Любовные Вечеринки.
А позади меня наша разбитая машина взрывается.
Бетонный столб, серый и возвышающийся над нами, весь в огне с одной
стороны, и в свете этого костра я вижу Адама, стоящего на коленях в
нескольких ярдах от меня, его руки закрывают лицо, он раскачивается
взад-вперед и рыдает.
Кровь бежит вниз по его рукам, по его лицу, по белой от пыли рубашке, и
когда я пытаюсь оторвать его руки от лица, он кричит: "Не надо!"
Адам кричит: "Это мое наказание!"
Его крики переходят в смех, и Адам убирает руки, чтобы показать мне.
Маленькие пластиковые ноги статуэтки Тендера Брэнсона торчат из
кровавого месива на том месте, где должен был быть его левый глаз.
Адам полу-смеется, полу-плачет: "Это мое наказание!"
Остаток статуэтки ушел вглубь, я не знаю, насколько глубоко.
Штука в том, говорю я, чтобы не паниковать.
Чтобы решить эту проблему, нам нужен врач.
Черный дым от нашей сгоревшей машины обволакивает нас. Без машины,
двадцать тысяч акров вокруг нас пустые и бескрайние.
Адам заваливается на бок, затем переворачивается на спину, глядя в
небо, один глаз ослеплен статуэткой, а другой залит кровью. Адам говорит:
"Ты не можешь оставить меня здесь".
Я говорю: Я не собираюсь никуда уходить.
Адам говорит: "Ты не можешь позволить им арестовать меня за массовое
убийство".
Я говорю: Я не тот, кто отправлял людей в Рай.
Дыша тяжело и быстро, Адам говорит: "Ты должен отправить меня".
Я пойду за помощью.
"Ты должен отправить меня!"
Я найду ему врача, говорю я. Я найду ему хорошего адвоката. Мы сошлемся
на его безумие. Его обучали в церкви столько же, сколько и меня. Он делал
лишь то, что он был обучен делать всю свою жизнь.
"Ты знаешь, - говорит Адам и сглатывает, - ты знаешь, что делают с
людьми в тюрьме? Ты знаешь, что там происходит. Ты не позволишь этому
случиться со мной".
В журнале рядом написано: Групповуха Через Задний Проход.
Я не собираюсь отправлять его в Рай.
"Тогда уничтожь то, как я выгляжу, - говорит Адам. - Сделай меня таким
безобразным, чтобы никто никогда не захотел меня".
В журнале написано: Анальная Фиксация.
И я спрашиваю: Как?
"Найди камень, - говорит Адам. - Под всем этим мусором найди что-нибудь
тяжелое. Камень. Копай".
По-прежнему лежа на спине, обеими своими руками Адам тянет за ноги
статуэтки, его дыхание сбивается, когда он крутит и тянет.
Обеими своими руками я копаю. Сквозь людей, сошедшихся промежностью к
промежности, лицом к лицу, промежностью к лицу, промежностью к жопе, жопой к
лицу, я докапываюсь до дна.
Я вырыл яму размером с могилу, прежде чем добрался до почвы, до земли
Правоверческого храма, освященной земли, и поднял камень размером с мой
кулак.
В одной руке Адам держит статуэтку, обагренную кровью, теперь более
дьявольскую, чем когда-либо.
Другой рукой Адам хватает открытый журнал на земле рядом с собой и
кладет на свое обезображенное лицо. В журнале снимок совокупляющихся мужчины
и женщины, и из-под него Адам говорит: "Когда найдешь камень. Ударь меня им
по лицу, когда я скажу тебе".
Я не могу.
"Я не позволю тебе убить себя," - говорит Адам.
Я не верю ему.
"Ты дашь мне лучшую жизнь. Это в твоей власти, - говорит Адам из-под
журнала. - Если ты хочешь спасти мою жизнь, сначала сделай для меня это".
Адам говорит: "Если ты не сделаешь, в ту минуту, когда ты пойдешь за
помощью, я уползу далеко и спрячусь, и умру прямо здесь".
Я прикидываю вес камня у меня в руке.
Я спрашиваю: он скажет мне, когда остановиться?
"Я скажу тебе, когда будет достаточно".
Он обещает?
"Я обещаю".
Я поднимаю камень так, что его тень падает на людей, занимающихся
сексом на лице Адама.
Я наношу им удар.
Камень уходит глубоко.
"Снова! - говорит Адам. - Сильнее".
И я бью камнем.
Камень уходит еще глубже.
"Снова!"
И я бью.
"Снова!"
И я бью камнем.
Кровь проступает через страницы, перекрашивая трахающуюся пару в
красный, а затем в фиолетовый.
"Снова!" - говорит Адам, его речь искажается, его рот и нос уже не той
формы.
И я бью камнем по рукам пары и их ногам и лицам.
"Снова".
И я наношу удары до тех пор, пока камень не становится липко-красным от
крови, до тех пор, пока журнал не проваливается внутрь. До тех пор, пока мои
руки не становятся липко-красными.
Затем я останавливаюсь.
Я спрашиваю: Адам?
Я хочу поднять журнал, но он рвется. Он сильно намок.
Рука Адама, держащая статуэтку, слабеет, и окровавленная статуэтка
катится в могилу, которую я выкопал, чтобы найти что-нибудь твердое.
Я спрашиваю: Адам?
Ветер разносит дым над нами двоими.
Массивная тень ползет в нашу сторону от основания столба. Одну минуту
она всего лишь касается Адама. В следующую минуту тень накрывает его."