"Ехали по улицам тpамваи
Ехали куда-то умиpать..."
Федор Чистяков и группа "Ноль"
Вчера стартовал 61-й Чемпионат мира в классе машин "Формула-1".
Но сначала я хочу сказать о том гонщике, ради которого я снова в этом году стала смотреть этот скучнейший сонный храп-фестиваль. Это - безусловный герой нового сезона Фелипе Масса. Гонщик, который вернулся в автогонки на высшем уровне после страшнейшей аварии в Венгрии в июле прошлого года. И как вернулся! Фелипе был быстр с первых же кругов, великолепно провел квалификацию и сумел вырвать второе место на финише гонки у судьбы, которая снова подстроила ему технические проблемы на старте сезона. Для справки: это лучшее начало сезона для Массы за всю его историю выступлений в Ф-1. Когда он проиграл второе место на старте своему напарнику Фернандо Алонсо, он не стал нервничать, а спокойно повел гонку в быстром темпе, не отпуская далеко ни напарника, ни тогдашнего лидера Феттеля. Кстати все лидеры, которые стартовали с грязной стороны, как и Фелипе, проиграли по позиции на старте. Но это как раз было ожидаемо. Все-таки автодром находится в пустыне и достаточно пыльный. За 30 кругов до финиша машина Массы стала перегреваться, ему пришлось сбавить скорость, чтобы не ехать в горячем потоке впереди идущей машины и сохранить топливо, расход которого, увеличился. Прямо перед гонкой на двух Феррари произошла замена двигателей. А во время гонки произошел перегрев на машине Фелипе. Не очень хороший звоночек. Но тем не менее Масса сумел обогнать Феттеля, у которого тоже случились проблемы с машиной, и не выпустить вперед Льюиса Хэмильтона. Фелипе провел безупречную гонку, которая подтвердила, что он также быстр и стабилен как раньше, если не еще быстрее. Все те, кто не восхищается тем, что сотворил этот маленький отважный бразилец являются абсолютно черствыми и недалекими людьми.
По поводу же Феррари хочу отметить отличную гонку со стороны новобранца из Овьедо. Фернандо Алонсо выложился на 100% и доказал, что я не зря стала его весьма высоко оценивать после сезона 2007-го года. Его победа мне гораздо приятнее, нежели была бы победа неуклюжего перепиаренного немецкого подростка, который не в состоянии думать, прежде чем открывает рот. И все же надежность Феррари снова вызывает вопросы. Почему меняли двигатели? Какова была реальная проблема на машине Фелипе Массы, которая вызвала повышение температуры болида, и что высматривал, высовываясь на трэк, и на мониторах его гоночный инженер Роб Смедли? Тут они явно что-то замалчивают.
А что же интересного было в самой гонке, спросите вы. Абсолютно ничего. Кроме нескольких технических проблем и пары разворотов на старте, в гонке не происходило абсолютно ничего. Это было вполне прогнозируемо, учитывая запрет на дозаправки. Почти все поехали с одним пит-стопом и, выстроившись в паровозик, старались сберечь шины и машину до самого финиша. Рассказывать не о чем и вряд ли в этом сезоне ситуация изменится. Год от года, в результате все более маразматичных изменений правил, гонки становятся только скучнее и невыразительнее. Это не время для героев. Да что там, эндуранс-гонки серий Ле Ман (Euro LMS и AMLS) и то смотрятся теперь намного интереснее и динамичнее! Что уж тут говорить о сравнении с NASCAR. Там кстати уже прошли четыре гонки и, хотя я жаловалась на недостаток зрелищности в первых трех (первая гонка Ф-1 мне быстро напомнила, что то, что считается недостатком действия в Наскаре, в Ф-1 считается верхом зрелищности и таких гонок в Ф-1 уже давно не было), четвертая гонка снова убедила меня в том, что Наскар сейчас самая зрелищная и сильная серия в автоспорте. Гонка держала в напряжении все 3 с половиной часа, прерываться не хотелось ни на минуту. Что ж, европейский автоспорт с открытыми колесами умирает и это печально.
И даже привлечение семикратного чемпиона мира Ф-1 в качестве некроманта-реаниматора не помогло. Впрочем, для всех истинных знатоков Формулы-1 это было ожидаемо. Никакие персоналии не смогут улучшить гонки, требуется тотальная перезагрузка серии, чтобы что-то смогло получиться. Кстати сам семикратный смотрелся стабильно, но бледно на фоне своего молодого напарника. И дело тут не в возрасте. Как я писала в предыдущей статье, Михаэль, видимо, забыл почему он ушел из Ф-1. Новые правила не подходили Шумахеру три года назад, не подходят и сейчас. За эти три года Ф-1 стала только скучнее, а политики стало больше. А Шумахер всегда был в первую очередь хорош именно в динамичных спринтах со сменой шин и дозаправками. Сейчас ему надо приспосабливаться к новым машинам, к новым правилам. И ему уже скучно, это видно по его комментариям. Михаэль, зачем?..
В Наскаре выступает 51-летний гонщик Марк Мартин, который дебютировал в далеком 82-м году. Пару лет назад он выступал только в части гонок, думая об уходе на пенсию, но часть гонок в Наскаре это очень много, учитывая, что календарь там насчитывает 36 этапов. В прошлом году он решил, что снова готов к полному сезону и… боролся за чемпионат, чуть не выиграв его! Он окончил его на втором месте. Но он не прекращал гоняться все те годы, когда думал о пенсии. Поэтому он смог так сильно вернуться. К тому же в Наскаре очень много возможностей для борьбы на трассе и мастерство пилота очень важно. В Ф-1 же такого нет. И видимо уже не будет в ближайшее время. Не могла отделаться от ощущения, что я смотрю на тень Михаэля, на близнеца… Михаэль, зачем?..
Еще один нонсенс современной Ф-1 это привлечение новичков. Вместо того, чтобы разрешить продажу болидов топ-команд тем, у кого есть деньги на их обслуживание, но нет денег на постройку собственных, ФИА и Берни (и Фрэнк Вильямс, который очень боится такой ситуации) заставляют новичков быть конструкторами. Итог плачевен: новые команды проигрывают по 6-10 секунд с круга лидерам и не в состоянии закончить гонку. Это смешно и печально одновременно. Особенно на фоне заявлений Жана Тодта, что надо вернуть правило 107% и Берни о 105% в квалификации, чтобы медленные болиды не допускались на гонку. Какой тогда смысл в этих новичках? Ведь надо быть последовательными. Или нет? Или руководители Формулы-1 настолько погрузились в свою медийную реальность, что совсем перестали замечать настоящий мир и его реакцию на свои сонные покатушки? Кстати Жан Тодт пока вполне предсказуемо разочаровывает на посту президента ФИА. Ни один пункт программы не выполнен, только слова, только покраска фасада и продолжение идиотской политики Макса Мосли.
Как хорошо, что у меня есть Наскар. На этой неделе будет новая гонка, новые впечатления. Потрясающий короткий полумильный овал Бристоль с невероятно высоким бэнкингом. Гонки здесь практически всегда очень интересны и захватывающи.