Женское творчество: взгляд на лесбийское искусство |
||
![]() Писательница-лесбиянка Джанет Фланнер, переодетая в мужчину. Такого рода портреты являлись ярковыраженной лесбийской темой. (1927) Беренис Эбботт Лесбиянки, которые хотят заниматься искусством, сталкиваются с особенным набором проблем. До недавнего времени, мир европейского высокого искусства принадлежал исключительно мужчинам, они фигурировали в нем как творцы и как потребители. То есть, все, что создавалось в нем, было сделано мужчинами для мужчин, а женщине, тем более лесбиянке, в этом мире не было места. Исключение женщин-творцов и недостаток покровительниц искусства продолжают формировать мир изящных искусств до сих пор. Например, мужская доминантность в художественных ВУЗах не означает, что на свете есть меньше одаренных женщин и женщин-лесбиянок, а лишь тот факт, что у них меньше доступ в такие заведения. Это же может быть одной из причин тому, что многие лесбиянки предпочитают фотографию как форму самовыражения, где несложные технические навыки могут быть освоены без вступления в ВУЗ. Столетия полового неравенства в материальном плане, социальном статусе и сексуальной автономии означают, что в то время как мужчины свободны смотреть, оценивать и выбирать сексуальных партнеров, женская сексуальность ограничена до нарцисстичной самооценки для того, чтобы привлекать мужчин. ![]() Тема переодеваний появляется почти во всех ее работах. "Питер: молодая английская девушка" (1923-24, Национальный музей Американского искусства, Смитсонский Институт) художница и фотограф Ханнa Глюкштейн. Ромейн Брукс. Одна из фотографов-лесбиянок, которая сформировалась в этом салоне - это Беренис Эбботт (1898-1981). В Нью-Йорке она познакомилась с писательницей и иллюстратором Джуной Барнс, которая и привела ее в салон Барней. Она окончательно переехала в Париж в 1921 году, где стала ассистенткой фотографа-сюрреалиста, Ман Рея, а позже, освоив фотографию, открыла свою студию. Эбботт специализировалась на портретах своих подруг и знакомых. Одна из выдающихся художниц-лесбиянок среди эмигрантов была Ромейн Брукс (1874-1970). Она родилась в Риме и, по ее воспоминаниям, провела там тяжелое детство. Вынужденная рисовать тайно, потому что ее мать запрещала это, она эмансипировала себя в 21 год и переехала в Европу, позже остановившись в Париже.
![]() На этом автопортрете нарисована Тамара де Лемпикa со своей первой женщиной, рыжеволосой Ирой Перро, которая отвезла ее в Италию, чтобы посмотреть работы итальянских художников.
![]() Две фигуры женщин в объятиях друг друга. Их близость ярко выражена, а с помощью акварели передана нежность. Это не самая откровенная из работ Леонор Фини и здесь есть место для других трактовок, помимо интимной близости двух женщин. В 1928 году муж отказался мириться с ее лесбийскими романами и они развелись. Но рядом с ней всегда находился какой-нибудь богатый компаньон. В 1933 году она познакомилась с Сюзи Солидар, с которой провела несколько лет. Примерно на 30 лет позже вышеупомянутых художниц, в мире искусства появилась аргентинская художница Леонор Фини, в работах которой лесбийская тематика принимает более откровенный и эротичный образ. ![]() На этом рисунке нет места сомнениям о роде отношений женщин. Леонор Фини использует декоративный фон на заднем плане, дабы подчеркнуть фигуру одной из женщин, тогда как фигура другой утопает в светлых тонах дивана. Обе с закрытыми глазами, на лице лежащей блаженное выражение. (1967) Из феминистского движения 60-70 годов выходит лесбийский феминизм, в котором образ женщины подчеркнуто сильный. До этого времени мы не видели лесбийскую эротику, созданную лесбиянками, если она и существовала, то была сделана мужчинами для мужского визуального удовольствия. А лесбийский феминизм дал возможность среднему классу женщин на самовыражение и свою сексуальность. ![]() На портрете мы видим одну женщину в амазоноподобном костюме, а другую держащую ветку, как оружие. Фини передает образ сильных, способных постоять за свои права женщин. Сидящяя смотрит прямо на зрителя, не опуская глаз, тогда как ее поруга оглядывается, как будто высматривая опасность. Творческая карьера Фини также началась с драматической ноты – из-за болезни глаз она долгое время ходила с перевязанными глазами и жила в темноте. Что послужило развитию неординарной фантазии и внутреннего зрения. После выздоровления она решила заняться искусством. Леонор не посещала ни одного худ. заведения, училась сама и в возрасте 17 лет организовала свой дебют – выставка в Триесте (итальянском городе, где она жила с матерью). Ее стиль обычно относят к сюрреализму, но без ее согласия. В ее творчестве отсутствует мужской образ, она акцентирует женскую сексуальность. ![]() ![]() На этих фотографиях мы видим пожилую лесбийскую пару. На первой одна из женщин нежно придерживает другую за плечо и они обе смотрят вперед – автор показывает такой позой моделей, что и в таком возрасте тоже можно видеть будущее. На второй фотографии – поцелуй, страсть тоже присутствует в отношениях женщин после 30. На первом плане зритель видит руку одной из женщин, гладящую щеку другой, на этой руке морщины, она не молода и тем не менее интимная близость не чужда этой паре. Ти А. Коррин.
Многие критики, а так же сами представительницы лесби-сообщества сетуют на то, что в визуальном искусстве образ лесбиянки слишком идеализирован и далек от реальности. Впечатление, которое создается у зрителя после просмотра многих произведений, что все лесбиянки умирают молодыми, потому как мы не видим на картинах и фотографиях женщин старше 35 и что ни на одной из них нет ни грамма лишнего веса и уж, тем более, морщин. Это ложное представление решила разбить своим творчеством американка Ти А. Коррин. Она представляет женскую красоту не в общепринятом понимании оной. ![]()
|