Эти люди вечно перегружены делами, стремятся всем управлять, каждую ситуацию
рассматривают в подробностях, все анализируют, стараясь заранее продумать последствия.
Они не оставляют места ни малейшей случайности. Их цель – ни в коем случае не
столкнуться с непредвиденными обстоятельствами. Однако нередко они теряются
в обилии деталей.
Психоаналитики связывают такое поведение со стремлением к совершенству (перфекционизм),
вызванным строгим воспитанием в детстве. Когда, например, ребенка приучают к
гигиене, он понимает, что может доставить матери удовольствие, оставаясь чистым,
или огорчить ее, если испачкается, и впервые ощущает свою власть над другим
человеком. Если родители проявляют излишнюю требовательность, ребенок приходит
к выводу, что его любят, только если он действительно безупречен. Взрослея,
он продолжает вести себя именно так, но безуспешно, ведь безупречность означает,
что под контролем надо держать и себя, и весь окружающий мир.
Мне всегда было сложно жить. В детстве я боялась играть, потому что представляла себе, какой от этого получится беспорядок. Когда была подростком, я уже за несколько недель до какой-нибудь вечеринки начинала думать, как мне одеться, как заранее успеть сделать уроки, с кем туда пойти, как себя вести и тому подобное… Часто в результате я вообще никуда не шла. Зато с учебой все всегда было в порядке, особенно в естественных науках. Уже потом, в университете, я познакомилась с одним человеком, который занимался телесно-ориентированной терапией. Благодаря упражнениям, которые он мне показал, я вздохнула свободнее, научилась не придавать большого значения обычным вещам. Теперь я знаю: все дело было в том, что меня воспитывали слишком строго. И я привыкла внешне всегда держаться идеально, а внутри я была постоянно напряжена.
Неодолимое стремление все усложнять говорит также о страхе «завершения». Окончание
любого дела или отношений для такого человека связано с переживанием одиночества,
пустоты и даже смерти. Вместо того чтобы взглянуть на жизнь философски, он постоянно
тревожится, бесконечно ищет и находит недочеты в своей работе, он делает все,
чтобы отодвинуть невыносимый момент расставания с результатом своего труда,
когда придется сказать себе: «Это закончилось».
Причины такой тревожности психоаналитики связывают с первым опытом разлуки,
пережитым в детстве. До поры ребенок чувствует себя полностью слитым с матерью,
и даже недолгая разлука с ней ранит его. Если по каким-либо причинам такие ситуации
не были завершены, печаль от разлуки не растворилась в радости встречи, ласке
и любви, тревога может сопровождать человека всю жизнь.
Еще одно объяснение: в панику склонны впадать люди, просто неподготовленные
к столкновению с жизненными сложностями. Такая стратегия может быть свойственна
человеку, которого в детстве слишком баловали и опекали, который привык, что
всякое его желание немедленно исполняется. Повзрослев, он по-прежнему не способен
взглянуть в глаза реальности, примириться с необходимостью прикладывать собственные
усилия. Удобнее и безопаснее возвести задачу в ранг невыполнимых. Это происходит
неосознанно: одна мысль о возможных сложностях автоматически вызывает бесконечную
цепочку рассуждений и переживаний. В результате человек находит успокоительное
объяснение для бездействия: просто задача слишком сложна.
07.04.2006
Лора Лиль
PSYCHOLOGIES №3,
2006