• Авторизация


Без заголовка 06-02-2016 22:59 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Майя_Пешкова Оригинальное сообщение

Особняк-музей Кшесинской в Петербурге

Особняк Кшесинской (улица Куйбышева (Большая Дворянская ул.), дом 2-4 / Кронверкский проспект, дом 1) — памятник архитектуры в стиле модерн в Санкт-Петербурге. 

 

                                Матильда Кшесинская

Построен в 1904—1906 годах в стиле «северный модерн» архитектором А. И. фон Гогеном для балерины Матильды Кшесинской. В оформлении интерьеров принимал участие архитектор А. И. Дмитриев.


 

Здание — классический пример северного модерна — отличается асимметричным планом и композицией разновысоких объёмов. Свободная ритмика разных по размерам окон отвечает расположению помещений. Использовано контрастное сочетание отделочных материалов: красного и серого гранита, облицовочного кирпича и майоликовой плитки, декоративного металла. Внутреннее пространство организовано в виде анфилады с остеклённым зимним садом.

Внутренняя планировка здания особняка, да и его внешний облик отражали также и личные предпочтения самой примы-балерины. Особняк представляет собой здание необыкновенной красоты, объединяющее в общий ансамбль две анфилады залов, шикарный зимний сад и большое количество самых разнообразных хозяйственных построек.


[показать]

Интерьеры были оформлены в стиле модерн. В советское время оформление было утрачено, но, начиная с середины 1980-х, частично восстановлено.
[показать]
 В 1913-1914 годах вплотную к особняку гражданский инженер А. И. Клейн поставил пятиэтажный дом Второго Каменноостровского товарищества постоянных квартир со скульптурами на фасаде.
[показать]
 

Матильда Феликсовна Кшесинская прожила долгую и полую событиями жизнь, скончавшись в возрасте 99 лет. Ее таланту аплодировал весь мир, она была первой из русских балерин, сумевшей сделать 32 фуэте. Среди поклонников таланта Кшесинской были Великие князья Романовы Андрей Владимирович, за которого она в эмиграции вышла замуж, и Сергей Михайлович. Три года длился роман Матильды и наследника престола Николая Александровича.

С Николаем Романовым она познакомилась еще в юности. Их роман длился немногим более трех лет. В последнем письме к любимой он писал о том, что встреча эта останется самым светлым воспоминанием его молодости. Император разрешал танцовщице обращаться к нему в любое время с любой просьбой.

                           

Матильда Кшесинская родилась в 1872 году в семье артистов балета Мариинского театра, поляка Феликса Кшесинского и Юлии Доминской. Её сестра Юлия также стала балериной, брат Иосиф - танцовщик и балетмейстер, впоследствии стал заслуженным артистом РСФСР. В 1890 году Матильда окончила Императорское театральное училище, и вслед за сестрой была принята в балетную труппу Мариинского театра.
[показать]
 

В 1896 получила статус прима-балерины императорских театров (вероятно, во многом благодаря своим связям при дворе, так как главный балетмейстер Петипа не поддерживал её выдвижение на самый верх балетной иерархии).

                           

                                                          

Танцевала в балетах Мариуса Петипа и Льва Иванова: фея Драже в «Щелкунчике», Пахита в одноимённом балете, Одетта-Одиллия в «Лебедином озере», Никия в «Баядерке». 


                                     [показать]

Дворец стал своеобразной Меккой художественной интеллигенции Петербурга-Петрограда вплоть до 1917 года. В гостях у балерины перебывал весь петербургский свет. На приемы захаживали знаменитый ювелир Карл Фаберже и не менее известная американская танцовщица, возлюбленная поэта Сергея Есенина, Айседора Дункан, с которой хозяйка быстро подружилась.

Приезжали на импровизированные домашние спектакли и коллеги по сцене - Анна Павлова, Тамара Карсавина и Вацлав Нижинский. Сергей Дягилев также не раз гостил у знаменитой танцовщицы, с которой его связывала нежная дружба. Здесь пели итальянская певица Лина Кавальери и «царственный бас» Федор Шаляпин. Однако счастье длилось недолго ..

Кому-то он может показаться мрачноватым и простым на фоне привычных дворцов в стиле барокко, а многимон близок по духу. Кроме того, это покажется маловероятным, но если в полночь прийти к этому дому и встать на углу с улицей Куйбышева, в одном из окон можно увидеть стройный силуэт самой великой балерины. Она до сих пор любит навещать свой любимый особняк.


[показать]

Летом 1917 года Кшесинская с сыном навсегда уехала из Петрограда. В 1921 году в Ницце она вышла замуж за князя Андрея Владимировича. Скончалась она лишь в 1971 году, не дожив несколько месяцев до своего столетия. Похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в одной могиле с мужем и сыном. На памятнике эпитафия: «Светлейшая княгиня Мария Феликсовна Романовская-Красинская, заслуженная артистка императорских театров Кшесинская».
[показать]
 До сегодняшнего дня частично уцелели интерьеры особняка, например, великолепная мраморная лестница.

                           

Во времена Кшесинской по ней ходили Фёдор Шаляпин, Анна Павлова, Сергей Дягилев и многие другие выдающиеся деятели российской культуры начала XX века.
[показать]

Кшесинская предприняла попытки вернуть свою собственность. В письме на имя прокурора Петроградской судебной палаты она просила: «1) Принять меры к освобождению моего дома от посторонних лиц и дать мне возможность спокойно вернуться в него. 2) Начать расследование по делу о разграблении моего имущества в том же доме».

Но прокурор лишь запросил управление запасного автобронедивизиона о «возможности освободить от постоя дом Кшесинской ввиду её ходатайства» и затребовал от комиссариата милиции Петроградского района «дознание о расхищенном имуществе». Тогда по поручению Кшесинской её адвокат присяжный поверенный Владимир Хесин возбудил в суде гражданский иск о выселении. В качестве одного из ответчиков истицей был указан «кандидат прав В. И. Ульянов (лит. псевдоним — Ленин)». Интересы ответчиков взялся представлять адвокат М. Ю. Козловский.

Интерьеры в стиле модерн были частично восстановлены в 1980-е годы.
[показать]
 В вестибюле сохранилась оригинальная люстра-медуза.
[показать]
 Часть залов стоит пустыми.
[показать]
 Главное помещение особняка - Белый зал, где балерина устраивала приемы.
[показать]



Зал выполнен в стиле классицизма с элементами русского ампира.
[показать]
Сейчас зал сдают в аренду для проведения конференций, семинаров, презентаций, праздников, концертов и пр. [показать]
 Из зала можно пройти в зимний сад с огромными окнами.
[показать]
 В дни Февральской революции особняк заняли солдаты Петроградского бронедивизиона, внутри разместился ряд революционных организаций. Здесь образовался один из главных центров тогдашней политической жизни.

5 мая 1917 года мировой судья 58-го участка Чистосердов постановил: «Выселить из дома N 2-1 по Б. Дворянской ул. в течение 20 дней» все революционные организации «со всеми проживающими лицами и очистить помещение от их имущества». Иск в отношении В. Ульянова был оставлен без рассмотрения в связи с «непроживанием» его в особняке. После этого Центральный и Петербургский комитеты РСДРП(б) вынуждены были официально заявить о выезде из особняка Кшесинской, но военная организация партии наотрез отказалась выполнить судебное решение, а Петербургский комитет также вскоре фактически вернулся обратно.
[показать]
Утром 6 июля 1917 года во время вооружённого конфликта с большевиками правительственные войска заняли здание. После этого особняк был занят самокатным батальоном, прибывшим в Петроград. Солдаты хозяйничали в особняке, разрушая и растаскивая все, что ещё осталось.

Адвокат Хесин продолжал подавать новые иски, теперь добиваясь не только возвращения здания прежней владелице, но и возмещения нанесённого ущерба, который он оценил в треть миллиона рублей. Но сама Кшесинская 13 июля 1917 года навсегда покинула Петроград, отправившись в Кисловодск, где у неё была дача и где ждал её будущий муж великий князь Андрей Владимирович.
[показать]
После Октябрьской революции до 1938 г. в особняке размещались учреждения Петросовета, Институт общественного питания, ленинградское отделение Общества старых большевиков.
В 1938—56 — «Музей С. М. Кирова» (в 1956 г. переведён в «Дом Бенуа» на Каменноостровском пр.).
С 1957 по 1991 год — «Музей Революции». При реконструкции в 1957 году по проекту архитектора Н. Н. Надёжина соединён новым корпусом с бывшим особняком В. Э. Брандта (1909—1910, арх. Р.-Ф. Мельцер).
В настоящее время в здании расположен Музей политической истории России..

[показать]
 Двери, рамы, изящные балконные решётки помнят о многочисленных демонстрациях под кумачовыми транспарантами внизу, на Кронверкском проспекте.
[показать]
 В особняке сохранена обстановка первого после революции кабинета В. И. Ленина.


[показать]

Напоследок - фото из особняка лесопромышленника В. Э. Бранта, с 1957 года объединённого с особняком Кшесинской в единый комплекс. В особняке сохранилась кроме всего прочего великолепная дубовая лестница с витражами.

[показать]

                                

                               

                                

Внутренний двор

Источник:http://arch-heritage.livejournal.com/

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | Адажио - Состоящая из комбинаций широких и плавных движений | Лента друзей Адажио / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»