ИГРЫ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ И ПОСТАРШЕ
Игра «Докончи слово»
Настина мама решила воспользоваться дождливым летом и напомнила Насте,
что, кроме игр, существуют книги, чтение которых не менее интересное занятие во
время дождя. Сначала Настя неохотно принялась за чтение, но потом чтение её
увлекло. А папа даже стал настаивать на том, чтобы она каждый день списывала
хоть полстранички текста, считая это важным для усвоения орфографии, то есть
правил написания.
— Папа, у меня же каникулы от школьных занятий, попробовала Настя
протестовать.
Но папа тут же рассказал ей, что в детстве его заставляли не только во
время дождливой погоды писать полстраницы, но даже когда солнце манило
неудержимо бежать играть с веселой толпой ребят.
— И я потом так втянулся в эту сначала, казалось, скучную работу, что сам без
напоминания родителей выбирал интересную книгу и так натренировался, что стал
очень быстро писать, не делая ни одной помарки. И это интересно.
Словом, Настя послушалась, но выговорила себе поблажку: сначала списать треть
страницы, а не половину. Папа уступил, и для первого раза сам выбрал для
списывания интересную басню Крылова, а значит, в трети страницы стихов
получилось гораздо меньше слов, чем в сплошной странице рассказа. Настя сразу
это сообразила и села охотно за переписывание. Так она потом и больше
полстраницы басни стала писать.
Вот и сегодня сидит она и пишет, но в окно посматривает: не перестал ли
дождь. А басня интересная:
«Однажды щуке в мысль пришло
За кошечье приняться ремесло.
Не знаю, за...»
Она не дописала слово, потому что раздались голоса, и в комнату вошли ребята.
— Что ты делаешь? — спросил сходу Витя.
— Переписываю басню, но папа позволит мне, раз вы пришли, закончить писание
потом, — захлопнула она книжку.
Витя заинтересовался басней, схватил тетрадь и стал читать:
— «Не знаю за...» А что «за...»?
— А угадай, какое слово может начинаться с «за», — спросила Настя.
— «Забор», — быстро ответил Витя. Настя расхохоталась:
— Нет, в басне не «забор». А что ещё на «за» начинается?
— Загадка, — выдумал Витя.
— Нет, не загадка, потому что дальше, я запомнила, «ее лукавый мучил».
— А какое слово в басне? Скажи, — требовал Витя.
— Зависть, — ответила Настя.
— А знаешь? Это интересная игра. Давай спросим Иру, что она придумала на
«за». Ира, докончи слово: «за...».
— Замазка, — сообразила Ира.
— А ты, Лёша?— Зарядка, — немного подумав, сказал Лёша.
Ура! Родилась новая игра.
— А как её назовём? — как всегда поинтересовался Лёша.
— Так и назовём — «Докончи слово», — предложила Настя.
Дети согласились.
— Это легко, а за что штраф назначать? — спросил, конечно, любитель штрафов
Витя.
— Ну, вечно тебе штрафы нужны, — и подумав, Настя сказала: — Я знаю, за что
штраф, или «шарф», как Лиза называет: иногда пишется слово не так, как говорится.
Например, «корова» произносится «ка-рова» — вот тебе и штраф, если кто-нибудь
задаст начало слова «ка», а играющий ответит «карова».
— Правильно! — обрадовался Витя. — И мяч будем катать к тому, кто должен
отвечать.
Сели дети за стол, позвали «для количества» Лизочка, пошла у них игра.
— Я начинаю спрашивать, — вызвался Витя. — Назови слово, начинающееся на
«ва», — и покатил мяч Ире.
Та быстро:
— Варя.
Мяч покатился к Насте. Та:
— Валенки.
Витя спросил Лёшу, а он говорит:
— Вакзал.
Наступило некоторое молчание, все думали: правильное слово или нет.
— По-моему, неправильное, но я не уверен, — сказал Витя, — спросим Настину
маму.
Настя побежала и, вернувшись, объявила:
— Штраф. Слово пишется «вокзал».
Пошли дальше уже быстрее, потому что все придумывали слова, пока Настя
ходила — тут были названы и «Валя», и «ваза», и «Ваня» и «вагон», и много других.
Потом переменили задание, и стала спрашивать Настя.
Солнце давно уж появилось из-за туч, а дети всё играли — так им понравилась
выдуманная ими самими игра. За эту выдумку они получили приз — каждому по
мандарину. Без штрафов не обошлось и ещё у кого-то. Побежали их назначать, а
виновные — «отбывать». Всем было весело.