ИГРЫ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ И ПОСТАРШЕ
Игра "Начальная буква" и трудный вариант:
"Конечная буква" или "Цепочка"
Дожди в это лето шли часто. Но дети не скучали, они не только играли уже в
усвоенные игры, но пробовали и более сложные варианты, о которых им говорила
Соня. Правда, у них иногда возникали вопросы и споры. Тогда они обращались к
взрослым, которые охотно разрешали их споры, радуясь, что дети задумываются над
серьёзными вопросами. То прибегут и спросят:
— Сирень это дерево?
То не знают, можно ли считать слона домашним животным, раз Витя сказал, что в
Индии на нём даже ездят, и слон носит тяжести. Или мотоцикл — это вид
транспорта? Иногда такие вопросы заставляли задумываться и взрослых.
Начинаются обсуждения и умные разговоры. Так оказалось, что можно многое узнать
не только в школе и в садике, но даже на каникулах на даче, играя в тихие игры.
А вот и Соня опять пришла с новой выдумкой. Зная, что Лёша сразу спросит, как
новая игра называется, она с этого и начала:
— Игра называется «Начальная буква». Это лёгкая игра, обойдемся без
штрафов.
— Жаль, — сказал Витя. — Я штрафы люблю.
Соня засмеялась:— Ну, даже тебе не удастся здесь подшутить. Объяснила она
новую игру так:
— Я назову какую-нибудь букву и потребую, чтобы вы называли слова,
начинающиеся на эту букву, но быстро, я буду считать до десяти. Повторять слово
нельзя. Называть можно только вещи, животных, людей. Вот даю букву «с».
Называйте слова. Настя, Ира!
И пошла игра. Дети правильно называли слова: «собака», «стол», «сани» и так
далее. Но скоро стали уже немного задумываться, ну, а Лизочек смешно
подставляла ушко Насте за подсказкой. Быстро катался мяч от Сони
к детям и обратно. А счёт до десяти становился всё медленнее и медленнее. Тогда
Соня меняла назначенную букву.
Штрафы все же получили некоторые, кто за десять секунд не успел назвать слово
на назначенную начальную букву. Но из-за дождя разыгрывать штрафы не удалось, к
Витиному огорчению. А дети заинтересовались:—
А трудный вариант бывает?
— Да, — говорит Соня. — Такая игра называется «Конечная буква» или «Цепочка».
Здесь надо задумывать города. Вот один из играющих назвал город Лондон.
Следующий должен тоже назвать город, начинающийся на ту букву, которая стоит в
конце слова Лондон, значит — на букву «н». Он придумал город Новгород. Теперь
следующему надо назвать город, начинающийся с буквы «д», например,
Днепропетровск. Вы видите, что надо знать много городов, чтобы не получить штраф,
если молчишь. В этой игре время не ограничивается десятью секундами, можно
подольше подумать, и всё же эта игра уже получается только у детей постарше,
которые много разных городов знают, по всему миру разбросанных. В результате
игры получается цепочка городов вот как в нашем примере: «Лондон — Новгород —
Днепропетровск». А можно и продолжить: «Калуга — Астрахань — Новосибирск».
Интересно. Правда? — закончила Соня своё объяснение.
Дети заинтересовались, но решили, что трудная это игра, мало городов они знают.
— Наверно, только те дети могут играть, кто в школе учится в 3-м или 4-м классе,
— сказал Витя.
— А нам без школы можно узнать много городов? — заинтересовался Лёша/
— Да у папы спросить можно, он много ездил, все города, наверно, знает, —
заявила Ира.
— Ну, невозможно же все к взрослым приставать, — сказала Соня. — Лучше
попросить карту, изображающую всю землю, и по ней подучить названия городов.
Выбирать надо такие, которые крупными кружками обозначены: значит, большие
города, мелкие, обозначенные на карте точечками, могут дети и не знать. Да их и
запоминать ни к чему. Эта карта называется «географическая». Она бывает большая,
чтобы на стену повесить. Тогда и учить удобно. Забыл название города, подошёл к
карте, нашёл нужный тебе город и будешь знать, какой главный город в какой стране
находится.
Дети слушали внимательно Сонин рассказ, а Витя решил:
— Завтра же попрошу папу купить мне такую карту и повесить в столовой, буду
обедать и учить города.— Мама не позволит, я видел такую карту, она некрасивая,
— сказал Лёша.Соня уже ушла, а дети долго ещё говорили про эту игру в трудном
варианте. Она мальчикам больше понравилась, чем лёгкая. А девочки полюбили
лёгкую и стали даже вдвоём играть в неё.