Это цитата сообщения
СЕМЬЯ_И_ДЕТИ Оригинальное сообщениеПСИХОТЕРАПИЯ В РУССКОМ ФОЛЬКЛОРЕ
[604x459]Мы редко задумываемся над тем, как много среди нас, городских жителей, людей «издерганных», с различными душевными и психическими расстройствами. Если приглядеться, то даже в транспорте можно достаточно часто встретить персонажей с признаками психического заболевания. Что уж говорить про так называемых «здоровых невротиков» - то есть людей, у которых нет никаких психиатрических диагнозов, но, тем не менее, они страдают от разных степеней депрессии, чрезмерного напряжения нервной системы, и это выражается в истериках, срывах, сердечных приступах - да мало ли еще в чем?
Все эти проблемы в нашем обществе традиционно считаются сферой профессиональных интересов психологов и психотерапевтов, в тяжелых случаях – психиатров. Но, если посмотреть на это явление с точки зрения фольклориста-«полевика», много ездившего с экспедициями в русскую глубинку, то можно заметить, что деревенские жители намного спокойнее, чем городские. У них гораздо реже регистрируются психические заболевания, а в те времена, про которые нам с мужем рассказывали в фольклорных экспедициях, про такое жители вообще и не припомнят. Возникает вопрос: почему?
Вот здесь опять всплывает тема напряжения и расслабления. У деревенского жителя телесное напряжение встретишь редко. Сельчанина даже по походке можно всегда отличить от городского: походка у деревенских в чаще всего очень расслабленная, вразвалочку, немножко на полусогнутых («сахарных») ногах, готовых в любую минуту пуститься в пляс даже в трезвом состоянии. Обитатели сельских просторов широко расставляют ноги и широко машут руками.
Деревенский мужик размашистым жестом будет показывать дорогу на улице, не боясь задеть кого-то рядом. В городской среде деревенского жителя всегда можно узнать по голосу, особенно в общественном транспорте. Эти люди по своей природе не могут тихо разговаривать, подавлять в себе эмоции радости или горя. Они громко и звучно смеются, мощно, как сирены, воют на похоронах... Наверняка все слышали, как могут «разговаривать» между собой две бабки через 40-60 метров своих огородов. Причем делают они это, совершенно не напрягаясь, – там, где городской человек уже давно охрип бы!
Мы же, городские люди, разговариваем в общественных местах тихонько, чтобы не мешать другим, потому что так воспитаны, ходим на прямых ногах или ездим на машинах, не размахиваем руками в общественном транспорте - вокруг много народу и можно кого-то задеть ненароком, люди будут возмущаться: размахался!
Мы привыкли подавлять свои эмоции, стесняться их. Нам в детстве говорили «Веди себя потише!», и своих детей мы тоже часто просим быть потише. Конституция человека, выросшего в городе, уже приспособлена к узким местам, тесным комнатам, множеству народа. Но вот вспомним: мы приезжаем в деревню, отправляемся отдыхать на природу (а нас туда, кстати, почему-то неудержимо тянет подчас!) - и через несколько дней и походочка, и голос, и всё тело меняются! Коленочки сами собой расслаблено сгибаются ближе к земельке, руки начинают шире размахивать - места-то вокруг много! - смех становится громким и мы … Да, успокаиваемся, начинаем себя физически – и, что немаловажно, психически - чувствовать намного лучше!
Что это действует на нас? Я думаю, в первую очередь, земля - живая, не закованная в асфальт - на которую мы опираемся. Кстати, деревенские жители редко страдают плоскостопием, «шпорами на ногах» и другими проблемами опорно-двигательного аппарата. И еще - много свободного пространства, дающего возможность безнаказанно выразить себя, не подавляя эмоции, а раскрывая их.
А вследствие этого в нас «открывается» опорный звук – тот самый, которым владеют почти все живущие в сельской местности, потому что у всех здесь открыты горло, грудная диафрагма и… душа! Открытый опорный звук помогает расслабить и очистить естественными, природными вибрациями тело, успокоить гнев и учащенное дыхание, избавиться от болей, возникающих в процессе физического и эмоционального напряжения. Это тот чудесный инструмент, с помощью которого мы можем разговаривать со своими внутренними органами в любой экстремальной для тела ситуации - в родах, болях различной этиологии, депрессивных или агрессивных состояниях.
На Руси (да и у других народов тоже) издавна существовали календарные обряды, позволяющие планомерно, из года в год, выразить в полной мере подавленные чувства и эмоции. На Святках, на масленичных гуляниях, на празднике Ивана Купалы люди надевали маски, рядились в вывернутые наизнанку тулупы и лохмотья, преображаясь до неузнаваемости.
В неузнанном состоянии можно безобразничать на полную катушку, высказывать в глаза всё, что накопилось за долгий период постов и воздержаний. А потом к народным праздникам добавляются православные, без которых немыслима история русской культуры. Это Прощёное воскресенье с удивительным душевным катарсисом, когда каждый на коленях просит прощения у священника, а священник - у народа, и все друг у друга, и всё это со слезами на глазах!
А хороводы и игрища молодых, когда присматривались, влюблялись и «женихались» прямо в танце - и не было депрессий по поводу поиска партнеров! Здесь тебе и телесно-ориентированная психотерапия с «театром прикосновений», и процессуально-ориентированная терапия… все виды психологических практик можно найти в русском фольклоре! Какой обычай или обряд ни возьми в любой из областей России - мы увидим, что он удивительно психотерапевтичен. Не нужно психиатров и даже психологов: в традиции заложены и лечение, и профилактика.
И, что немаловажно - пение. Пение всегда и везде - и круглый год! На том самом опорном звуке, с затабуированными текстами – где, опять же, зачастую сокрыты неприличные действия, о которых вслух не скажешь. Вот тебе и «подавленный» стыд!
Взять хотя бы календарь - так называемые постовые песни…Весна, тело томится, молодежь хочет встречаться – а нельзя: пост. Но на помощь приходит опорный очистительный звук… и сюжет про воробья и решето, где все невысказанные желания и томления уже озвучены. Это, разумеется, не исключает исповеди и усиленных постовых молитв – но традиция, эта проверенная многими поколениями экстренная «психологическая самопомощь», снимает напряжение, освобождает душу для высокого и важного...
В русских свадьбах повсеместно невеста себя «хоронит» и плачет, как на похоронах. И все подружки плачут вместе с ней. Это - инициация в жизнь, полную смирения и терпения. Нужно отплакаться, а не подавлять страх и тревогу перед будущей жизнью в чужой семье. Я уж не говорю о совершенно грамотном переживании острого горя после физической смерти ближнего! Даже специальных плакальщиц нанимали. Они помогали отплакаться, не задерживать в себе лишних эмоций, которые, стоя комком в горле, будут влиять на психосоматику человека в дальнейшей его жизни в общине…
Беременные пары (и не только они!) особенно любят танцевать Усть-Цилемскую кадриль. Это удивительное действо, состоящие из большого количества пар, где каждая женщина чувствует себя леди, а каждый мужчина - джентльменом. Каждой женщине множество мужчин оказывают внимание (мимолетное, ритуализированное – но искреннее!) - на несколько секунд, в притопе, поклоне, кружении. Но какие это секунды, какая энергия в движении, какой блеск, уверенность и мужская сила в глазах! И мужчине за несколько минут - смущенно и застенчиво, лукаво и озорно! - улыбается множество женщин, ни за что не отвечая…потому что это - всего лишь танец! Это ли не психотерапия? Понимаешь, как можно влюбиться с первого взгляда и навсегда, и это всё неуловимо, но очень важно: движения, жесты, взгляд - все невербальные переживания. Расстановки по Хелингеру отдыхают…(Шутка, конечно! И да простят меня психологи!)
Автор: Юлия Постнова
Серия сообщений "Психология":
Часть 1 - Уверенность в себе или дорогу осилит идущий!
Часть 2 - Принципиальный вопрос
...
Часть 39 - Измените характер своего внутреннего диалога, и вы измените свою жизнь
Часть 40 - РЕВНОСТЬ...??? ДА ЛЕЧИТСЯ...
Часть 41 - ПСИХОТЕРАПИЯ В РУССКОМ ФОЛЬКЛОРЕ