Чтобы получить гармоничную и выразительную фотографию надо использовать еще одно правило – правило уравновешенности композиции.
Уравновесить один объект другим можно с помощью другого объекта, соблюдая при этом правило простоты композиции. Однако игра света, тени, различных цветов также может служить уравновешивающей составляющей кадра. В этом разобраться несколько сложнее, чем в предыдущих правилах композиции, но используя внутренне чувство гармонии, Вы сможете легко научиться применять это правило.
На первой фотографии уравновешенность достигнута с помощью игры света – так черная тень дерева сбалансирована на фотографии с светлыми домами и легкой дымкой. На второй уравновешенность создана тщательной компоновкой размеров и количества объектов, а также местом их расположения.
Выделяют также и другие виды уравновешенности композиции. На первой фотографии соблюдена симметрия – обе пары находятся на одинаковом расстоянии, они симметричны.
На втором снимке продемонстрирована несимметричная уравновешенность, когда большой элемент уравновешен несколькими маленькими скульптурами.
Третье фото – пример уравновешенности в виде двух отдельных фотографий.
Сложно подобрать простую формулу для выражения правила уравновешенности. Это правило нужно развивать благодаря своему творчеству и чувству гармонии.
Кадрирование – это не просто обозначение границ снимка. Разграничивать кадр можно с помощью различных объектов – например, на переднем плане. Таким образом, Вы можете акцентировать внимание на важной детали, а также, что важно, - добавить фотографии глубины и ощущения пространства.
Пример с яхтой – достаточно характерен. Если убрать из фотографии берег и деревья, которые словно берут в рамку яхту, то останется голая неинтересная фотография. Эти элементы не только акцентируют внимание на яхте, но и дают нам представление, на каком расстоянии от нас расположен парусник.
Рамка – это не принципиальное кадрирование. В этой роли могут выступить один или два объекта на переднем плане. Как, например, на этой фотографии камень и ветки – для всадников. Причем, интересно, что втроем эти элементы кадрируют прекрасный горный пейзаж.
Очень важное правило, связанное с понятием перспективы, - это отделение объекта съемки от элементов фона. Камера передает трехмерный мир в двухмерном изображении, поэтому может оказаться, что из головы человека растет дерево. Чтобы задний фон не склеился с главным объектом съемки, надо использовать некоторые правила.
Например, сместите точку съемки, чтоб дерево находилось немного сбоку, вдали. Либо выбирайте в качестве задника нейтральный фон. Кроме того, промните, что сливаться будут и одинаковые цветы. Поэтому человека в белом пиджаке не стоит фотографировать на фоне белой стены.
Все эти правила не стоит рассматривать в отдельности. Их нужно применять как рекомендации к действию в комплексе, и включая собственное творчество. Вернемся еще раз к всадникам, чтоб проанализировать, сколько правил композиции было здесь использовано.
Всадники, дерево и камень – все три элемента являются уравновешивающими элементами кадра, при этом кадрируя его. Правило золотого сечения также здесь использовано – всадники находятся в нижней точке пересечения линий. Направляющие линии – это граница веток и дерева, а также вытянутая вперед рука. Причем они – практически параллельны. А все вместе эти правила позволяют создать красивую фотографию.
И еще несколько советов для тех, кто хочет создавать красивые фотографии.
Анализируйте фотографии, которые Вам нравятся – свои и чужие. Оцените, что именно придает им красоты? Детали, цвета, выражения глаз. Повторять фотографии не стоит, они просто станут для Вас примером того, как можно сделать из привычного пейзажа великолепную картину.
Нет времени на походы по фотовыставкам? Учитесь композиции по кино. Операторская работа может многому научить в правильности выбора кадра.
Набирайтесь опыта. Фотографируйте, фотографируйте и еще раз фотографируйте. Анализируйте свои снимки, показывайте друзьям. Обращайте внимание, какие кадры вызывают у них интерес.
Попробуйте распечатать свои снимки на настоящей фотобумаге. Ощущение, когда держишь работу в руках, никогда не сравнится с впечатлением, которое она производит на экране компьютера.
Причем важно – не экономьте на формате. Маленькие снимки 10 х15 остались в 90-х. А для того, чтобы увидеть фотографию и насладиться всеми красками в полной мере, необходимо напечатать снимок в формате хотя бы 20х30!
Получайте удовольствие от съемки и от ее результатов!
источник http://photics.ru/photo_school/kompoziciya/osnovy_i_zakony_kompozicii/