Дорогой фотоаппарат – великолепные снимки! Приблизительно такие ожидания у большинства людей, которые покупают профессиональную или полупрофессиональную технику. Часы, проведенные у стендов, консультации с пристрастием у продавцов магазина, и вот, наконец, Вы получаете в руки камеру, которая обладает поразительными возможностями для съемки в любое время суток. Однако, сделав первый снимок, Вы испытываете разочарование. Вроде бы и цвета поярче, и «зум» хороший, а что-то не так! Ну не отличается эта фотография от обычного снимка «мыльницей». В чем же дело? Явно – не в фотоаппарате!
Безусловно, технические характеристики, оптика, электроника – все это имеет огромное значение. Но, чтобы все это использовать на полную мощь необходимо применить еще и некие умения. Почему фотографии одного и того же объекта, но сделанные двумя разными людьми могут разительно отличаться? У одного они могут отправиться на выставку, а у второго – в корзину на рабочем столе. Конечно, причины могут быть во врожденной гениальности, в многолетнем опыте, но чаще всего фотохудожник просто соблюдает законы композиции, выстраивая кадр, а новичок – интуитивно «щелкает». Если Вы хотите научиться создавать композиционно правильные фотографии, то Вам помогут несколько простых правил, которые мы расскажем в этой статье.
Композиция подразумевает собой гармоничное размещение объектов в кадре, что придает ей опредленный смысл и выделяет из общей массы снимков. Именно от соблюдения композиции зависит 90 процентов успеха снимка.
Чтобы выстроить кадр, можно самостоятельно расположить объекты (если их можно передвинуть!), или выбрать точку съемки, самому перемещаясь в пространстве. Но, как правило, композицию фотограф создает в кадре, определяя ключевые линии.
Вначале это требует определенных усилий, но со временем, поиск композиции перерастает в «автоматическое» видение. Если Вы хотите профессионально подойти к вопросу построения кадра, то Вам стоит изучить массу литературы, поскольку композиция – это настоящая наука! Но для того, чтобы повысить уровень фотографий прямо сейчас, Вы можете запомнить самые главные правила.
Если целью Вашей съемки является конкретный объект, то важно, чтобы его значение не перекрыл фон, или деталь, которая будет отвлекать внимание зрителя от основного объекта. Поэтому, во-первых, выбирайте простой фон, а во-вторых, стройте кадр так, чтобы цель вашего снимка занимала наибольшую часть всего кадра.
Рассмотрим два варианта. Первый из них – это снимок человека, который не знаком с правилом простоты композиции. Второй – это снимок человека, который применил на практике это правило.
Одна и та же чайка в первом случае теряется на фоне веток, а во втором – красиво и выгодно смотрится. Потому что все внимание зрителя направлено только на нее. Таким образом, появляется выразительность кадра. А всего-то для создания правильно композиции надо было переместиться в сторону на несколько шагов, или снять чайку с более низкой точки.
Другой пример – со зданиями. Если Вы хотите запечатлеть красивое здание, то не стоит портить снимок изображением парковки. Тем более что, как мы видим, автомобили занимают даже большую площадь снимка, чем само здание, ради которого делалась фотография.
Второстепенные детали должны только дополнять главную цель фотосюжета, но ни в коей мере не отвлекать от нее внимание. Если в Ваши цели не входило продемонстрировать расстояние от парковки до архитектурного памятника, то снимок нужно компоновать, как это выполнено на втором изображении.
Однако не следует упрощать. Фотография – это искусство, и правило простоты не всегда означает, что в кадре должен быть только один объект. Скорее его стоит воспринимать как рекомендацию к акцентированию на основной объект. Так, чтобы зритель в первую же секунду понимал, что именно демонстрирует ему фотохудожник. А все остальные детали, фон и объекты должны лишь усиливать это чувство. Каким образом можно выделить объект? Фотографировать объект так, чтобы он занимал наибольшую площадь на снимке – причем, этого можно достичь, используя разницу в масштабе.
Теперь, понимая принцип простоты композиции, Вы сможете сами понять, отчего большинство фотографий на тему «я и достопримечательность», так не интересны зрителям. Потому что фон (достопримечательность) оказывается больше и интереснее главного объекта (человека!). Особенно это заметно при выставлении кадра так, чтобы достопримечательность оказалась ровно в центре.
Как правило, такое кадрирование умертвляет фотографию. Лучше всего строить кадр, как на примере с чайками. Фото справа выстроено не только по принципу простоты композиции, но и с применением правила золотого сечения!
Выбрать правильную точку, где должен располагаться объект, позволяет правило золотого сечения. Применять его очень просто. Представьте себе сетку, которая делит кадр на три равные части по высоте и три – по ширине. Наложите ее сверху на кадр. Теперь, ориентируясь на пересечения, можете располагать объекты. Акценты Вашей съемки должны располагаться на точках пересечения линий или вдоль них. Но никогда не в центре!
Возвращаясь к примеру с чайками, мы видим, что главный объект (чайка) расположена в верхней точке пересечения линий. А деталь, которая дополняет образ, (цепочка следов) ведет от верхней точки пересечения - к нижней. То есть все правила золотого сечения соблюдены, кадр смотрится гармонично и красиво.
На примере с чайками мы рассмотрели, как использовать точки пересечения линий. А теперь проверим, как работают сами линии. Вот как меняется фото подъемника, если использовать правило золотого сечения.
В первом случае, фотография скучная, на ней вышка подъемника расположена по центру кадра. А во втором, снимок более интересен. Все это из-за того, что вертикаль вышки подъемника расположена ровно по вертикальной линии золотого сечения. Теперь совместим полученные знания. На первой фотографии нарушено правило золотого сечения – и горизонт и яхта находятся по центру.
Во втором случае, видно, что линия горизонта выстроена по нижней горизонтальной линии золотого сечения, а парусник расположен в точке пересечения линий. Фотография сразу приобретает гармоничность, в ней расставлены акценты, которые привлекают внимание.
В третьем случае, линия горизонта совпадает с верхней горизонтальной линией золотого сечения, а парусник становится на верхнюю точку пересечения линий. Фотография меняет смысл – смещается акцент, однако она тоже выполнена по правилам.
Вообще, линию горизонта не стоит располагать по центру. Как правило, такие фотографии вызывают недоумение у зрителя. Он не понимает, что является главным объектом – небеса или море/поле/город.
Кстати, пример с парусником дает еще очень важные понятия о фотографировании движущегося объекта. Располагая яхту в левой части, мы оставляем перед ней пространство, «воздух», который дает нам ощущение, что объект проплывает перед нашими глазами через всю фотографию. Если же расположить яхту в правом углу, то у нас появляется ощущении пустоты, потому что яхта, словно вот-вот выплывет за рамки фотографии. Точно так же необходимо проводить съемку и других объектов, даже статичных, оставляя для него место, куда он «смотрит».
Вернемся к фотографии здания. Как видим, оно снято под углом!
А теперь представьте, как бы оно смотрелось, запечатленное «в лоб»? Похоже, что не очень…И переходим к следующему правилу – направляющим линиям.
Такие линии есть на каждой фотографии, выполненной по законам композиции. В одном случае они ярко выражены – как например, дорога. В другом – линии созданы особым расположением объектов. Когда через них можно провести условную прямую линию или другую геометрическую фигуру. Направляющие линии могут быть средством для акцентирования сюжета фотографии, создании гармоничности образа, а могут быть сами – главным объектом.
Линии могут быть диагональными – например солнечные лучи, которые идеально подсвечивают главную цель съемки. А вот такие диагональные линии, как та же дорога, могут быть использованы, как направляющие взгляд зрителя к важной по сюжету детали. Зигзаг и линия в виде S также часто используются в качестве направляющий линий. Например, на снимке пляжа зигзагообразная линия является сама по себе сюжетной основой фотографии, на других фотографиях направляющие линии создают геометрический рисунок.
источник http://photics.ru/photo_school/kompoziciya/osnovy_i_zakony_kompozicii/