Виски. Этот напиток – настоящий культурный доминант западной цивилизации, особенно англо-саксонской его части, в настоящее время уже в значительной мере завоевавший статус глобального крепкого напитка номер один.
Это произошло во многом благодаря тому, что виски представляет собой действительно достойный во всех отношениях «крепыш». Но не стоит сбрасывать со счетов маркетинговый миф о виски, как об обязательном атрибуте западной алкогольной культуры, позволивший через множество мощных брендов вживить в сознание потребителя любовь к древнему кельтскому напитку на всех континентах.
Само слово «виски» является калькой с кельтского языка uisce beatha/uisge beatha (в транскрипции звучит как «уишке беятха» и дословно означает «вода жизни» - калька с латинского выражения aqua vitae.
Считается, что искусство дистилляции слабоалкогольной браги было принесено в Шотландию христианскими миссионерами, которым в условиях британских островов пришлось заменить виноград на ячмень. Пройдя цепочку uisge — uisce — fuisce — uiskie, а также ряд технологических и вкусовых усовершенствований и став, наконец, whisky, напиток стал подчинять себе вкусы местного населения.
Однако копирайт на изобретение тут же стали оспаривать ирландцы. По их утверждению, аналогичный процесс на Изумрудном острове запустил Святой Патрик, занявшийся вискокурением сразу после завершения крещения языческой Ирландии.
Оба народа внесли в дальнейшем значительный вклад в становление напитка: ирландец Энес Коффи значительно усовершенствовал в 1830 году перегонный куб для дистилляции, тогда как самую первую такую установку построил шотландец Роберт Стейн.
Именно их совместное творчество стало причиной революции в производстве во второй половине 19-го века – вискокурни получили возможность значительно увеличить объемы выпуска, стало возможно говорить о появлении новой отрасли промышленности в структуре британский и ирландской экономики.
Именно тогда появились первые крупные компании, специализирующиеся в этом сегменте, а использовавшие огромное пространство для творчества, предоставляемые новыми технологиями производства напитков семейства виски, региональными традициями и разнообразием ингредиентов.
Именно тогда начались первые эксперименты по смешиванию различных марок бочкового виски для создания уникальных ароматов и вкусов.
Но, как и любая технологическая революция, у процесса имелась и обратная сторона - словом «виски» законодательно разрешили называть молодые, трёхлетние спирты, а производители начали для снижения себестоимости заменять ячмень пшеницей и кукурузой, добавляя солодовые сорта «для вкуса».
Именно эти процессы и обусловили обилие сортов, марок и брендов, которые составляют сегодня настоящую галактику виски.
В современном английском языке можно встретить два варианта написания слова виски – то, что произведено в Шотландии, Канаде и Японии, обычно обозначается как whisky.
Напитки из Ирландии или Америки именуют чаще всего whiskey. Добавление «e» произошло в конце 19-века для выделения своей продукции – то есть чистой воды маркетологический ход, о вкусе и качестве продукта нам ничего не говорящий.
Далее необходимо определиться с классификацией этого напитка – для понимания брендовых хитросплетений разбираться в этом моменте крайне полезно.
Стандартная крепость виски варьируется в диапазоне 40—50%, но простор для творчества создателей напитков никто не ограничивает, поэтому можно встретить и сорта крепостью в 60%.
Прежде всего, виски бывает солодовым (malt) – напиток получают из чистого ячменного солода и выдерживают, не смешивая с другими видами виски, например зерновым.
[показать]
Ячменный солод
Самый идеологический чистый виски этого вида - односолодовый (single malt) виски, произведённый одной вискокурней, иногда смешивают разные годы выдержки одного сорта. Это, собственно, золотой стандарт виски, оригинал.
Односолодовые виски – услада гурманов, предлагающие огромный выбор оригинальных вкусов, многие из которых оценят только люди с весьма специфическими предпочтениями. В то же время, односолодовики содержат в себе насыщенную прослойку интереснейших напитков, способных подарить немало приятных мгновений вкусовым рецепторам ценителя.
Это настоящая душа Шотландии, напитки, требующие вдумчивого отношения к потреблению, смакования либо в компании проверенных людей, которые не будут отвлекать от процесса, либо вовсе в одиночку.
Самые известные бренды – Laphroaig, Maccalan, Glenfiddich, Isle of Jura, Tallisker, Highland и многие другие, в изобилии представленные на полках многочисленных ирландских и английских пабов и баров, а также в алкогольных супермаркетов в РФ.
Виски категории single malt, как правило, самые дорогостоящие напитки по сравнению с другими классами виски. Производство многих односолодовиков – бизнес некрупный, по крайней мере, по сравнению с раскрученными брендами широко распространенных и более понятных купажированных сортов - мощности меньше, объемы выпуска скромнее, производственный цикл – дольше: все это в сумме и является причиной того, что хороший односолодовый виски начинает стоить от 1500 рублей за бутылку, а пределов этому показателю и вовсе нет.
Существует класс коллекционных односолодовиков очень большой выдержки, но в барах и в магазинах их найти крайне трудно – это подарочные напитки для весьма состоятельных граждан.
Одна из разновидностей односолодовых напитков – виски класса single cask. Солодовый виски из одной бочки, ни с чем не смешиваемый. То есть, как залили, как оставили на выдержку, также открыли и разлили по бутылкам, ничего не добавляя и ничего не меняя.
Существует виски quarter cask — тот же солодовый виски single cask, но из бочки меньшего размера, обычно более крепкий (до 50 % - так называемая бочковая крепость – cask strength, также свидетельствующая об оригинальности напитка и отсутствии посягательств на его целостность).
Солодовый виски существует также смешанный - blended malt, представляющий собой смесь солодового виски с различных вискокурен. По большому счету, этот тот же синглмолт – по крайней мере, на вкус. Только очень большие ценители и глубокие знатоки предметной области смогут отличить смешанные «молты» от оригиналов.
Эта технология позволяет получить оригинальные вкусы, соединить в одной бутылке лучшее от нескольких сортов односолодовых напитков.
Месту изготовления виски вообще следует уделять самое пристальное внимание – так, сорта изготавливаемые на острове Айла (Islay) исторически разительно отличаются от большинства остальных сортов.
На островах гнали много контрабандного виски, и для ускорения процесса производства ячмень просушивали на дыму от сжигаемого торфа, вкус готового напитка получал, во-первых, нотки дыма, фирменный «копченый вкус», а также морские, яркие йодистые ароматы, которые нельзя спутать ни с чем. Это чисто шотландская «фишка», не используемая в Ирландии. Солод для ирландского виски сушится в печах, а сам напиток проходит через тройную перегонку – сообщается необходимая мягкость, не свойственная большинству шотландских «сингломолтов».
В целом же синглмолты Шотландии по регионам делятся на Highland Single Malts, Speyside Single Malts, упомянутые Islay Single Malts, Lowland Single Malts и Campbeltown Single Malts.
Далее по классификации идет зерновой виски (Grain whisky) – это так называемый «технический» виски: не путать с техническим спиртом. Термин означает лишь то обстоятельство, что напиток почти никогда не используют в чистом виде на продажу, а производят для дальнейших целей купажирования.
Если постараться, можно найти single grain whisky в продаже — чистый зерновой виски по аналогии с single malt, но задача не из простых в виду специфичности напитка (практически полное отсутствие запаха и выраженного вкуса, характерного для классического виски). Надо понимать, что под grain (зерно) имеются в виду те же самые зерна солода, просто не пророщенные, как в случае с классикой.
В Шотландии всего четыре марки чистого зернового виски в бутылках: Glen Wolf, Black Barrel, Glen Clyde и Invergordon.
[показать]
Blended whisky – смешанный или купажированный виски. Самый популярный и распространенный вид виски во всем мире. По различным подсчетам, на него сегодня приходится до 90% объема мирового производства. Не путать с blended malt, описанным выше – сорта blended whiskey включают в себя разные спирты – солодовые, зерновые, пшеничные, ржаные – тогда как blended malt это всегда смесь только солодовых спиртов.
Именно с сортами blended whiskey у неискушенных потребительских масс и ассоциируется само понятие «виски», именно купаж заполняет по доступному ценнику полки супермаркетов и вводит в заблуждение многих любителей алкоголя касательно всего царства виски. «Пил я этот ваш виски, дрянь редкостная», говорит среднестатистический потребитель в РФ, попробовавший какой-нибудь дешевый «компот» из молодых спиртов стоимостью 499 рублей за бутылку 0,7 л.
Бренды John Dewar’s, Johnnie Walker, Jameson, White Horse, Famous Grouse и многие-многие другие («тысячи их») – ярчайшие представители этого класса, иногда также называемого «столовым» или «потребительским виски» (что-то вроде «домашнего вина» - доступный, качественный напиток без изысков).
Тем не менее, определенная градация существует и внутри blended whiskye – такие марки, как Red Breast или Chivas Reagal отличаются высоким содержанием качественных солодовых спиртов длительной выдержки в своем составе, что обуславливает весьма высокий уровень качества напитка и цену. К наименованию таких сортов может добавляться прибавка «Делюкс» (Deluxe).
[показать]
Тот же Johnny Walker варьируется от Red Label, весьма скромного по меркам ценителей во вкусовом отношении напитка, до вполне себе качественных по меркам тех же ценителей Green, Gold, Blue или Platinum Label – крайне дорогие и вкусные виски.
Как правило, при производстве blended whiskey в современных условиях нарушается традиционная технология, время выдержки и многие другие нюансы работы старых вискокурен – напитки получаются обезличенные, стандартизированные и малоотличимые один от другого, но иначе объемы мирового спроса не удовлетворить.
Наконец, бурбон — кукурузный американский виски, производимый по специальной технологии (выдержка в обожженных изнутри дубовых бочках). Jim Beam, Maker’s Mark, Jack Daniels и многочисленные канадские сорта. Честный напиток за адекватные деньги, но не такой изысканный, как сорта Старого Света, а в Великобритании или Ирландии за виски его не считают.
Двумя другими важнейшими характеристиками напитка является время выдержки и, с учетом сказанного о распространенности купажированного виски, собственно процесс купажирования.
Виски выдерживают в дубовых бочках. В идеале – в бочках из-под хереса.
Если таковых нет (а хватить на всех сегодня их просто физически не может), то выдерживают в таре из американского белого дуба, где ранее содержался бурбон, или же просто обрабатывают хересом. Бочка – важнейший фактор созревания будущего виски: в ней он набирается крепости и получает тот самый узнаваемый вкус и букет ароматов.
[показать]
По закону шотландский виски должен выдерживаться не менее 3 лет. Это минимальный срок, по истечении которого солодовый дистиллят после двух-трехкратной перегонки получает право называться гордым словом — whisky.
Как правило, подобный «молодняк» идет на нужды купажирования, после прохождения которого на свет появляются самые дешевые височные бренды, с удовольствием потребляемые в рамках коктейлей а-ля «виски с колой», или продаваемые продаются по акции «три бутылки по цене двух» за 500 рублей и проч.
То, что идет на создание качественных и элитных сортов - односолодовые виски, выдерживаются как минимум от 10 лет. Классика – 10-12 лет выдержки, и далее вплоть до 21 года. Это уже экслюзивные сорта, а если говорить об экзотике, то можно найти и 30-50 летние марки.
В остальных частях света все проще: хорошая «ирландия» выдерживается в среднем 5 лет, «канада» - не менее 6 лет, разумеется, встречаются и исключения (12-летний Jameson, например).
После того, как выдержка завершилась, либо наступает время разливать его в бутылки с последующей продажей, либо смешивать в новые сорта посредствам купажирования.
В различных сортах виски класса blended могут смешиваться различные сорта солодовых (от 15 до 50 сортов) и зерновых (3—4) виски различных сроков выдержки (опять таки, не менее 3 лет).
После получения необходимой смеси, наступает время снова выдерживать виски – но здесь уже не идет речи о годах, хватает срока от нескольких недель до нескольких месяцев выдержки.
Смысл купажирования состоит в использовании дешёвых зерновых виски, получении продукта стандартного качества и соединении лучших свойств различных сортов солодовых виски в одном готовом напитке.
Первым смешанным виски в мире считается Old Vatted Glenlivet, и был разработан Эндрю Ашером (Andrew Usher) в 1853 году.
Существует два вида купажирования: различные сорта солодового и зернового виски смешивают в специальных сосудах, где выдерживают в течение 24 часов. Затем эту смесь помещают в бочки и через несколько недель разливают по бутылкам. Таким образом получается дешёвый виски ( тот самый, который благодаря Famous Grouse, Johnny Walker Red Label, White Horse и другим известен широко).
Другой подход - блендированные смеси выдерживают в течение 6—8 месяцев в дубовых бочках. Этот период называют «свадьбой». Таким образом производят более дорогой высококачественный блендированный виски (Chivas Regal, RedBreast).
Современный рейтинг самых продаваемых виски в мире. Приготовьтесь, там немало сюрпризов.
10. Ballantine’s – очень распространенная марка шотландского виски, под которой реализуется 7 различных сортов - Finest, Limited, 12 year old, 17 year old, 21 year old, 30 and 40 years old. В принципе, в рамках линейки этого бренда можно изучить все основные разновидности, от простенького blended whisky до коллекционных 21-40 летних синглмолтов. Основа ингредиентов – банк из 50 синглмолтовых спиртов, четыре зерновых сорта. Бренд широко известен за счет спонсорства спортивных соревнований.
[700x]
9. Imperial Blue – виски, производимый в Индии той же компанией, что делает Ballantine’s, один из самых популярных среди аудитории со средним месячным доходом. В приготовлении используется очень мало солодовых спиртов, основа – патока.
[показать]
8. Jack Daniel’s – самый продаваемый американский бурбон в мире. С бутылкой этого напитка похоронен Фрэнк Синатра. Jack Daniel’s Old No. 7 – самый популярный вид этого бурбона, хотя производитель пытается дистанцироваться от этого класса, утверждая, что напиток фильтруется посредствам угольного фильтра из кленовой древесины, что отличает его от остальных бурбонов и делает ближе к традиционному виски..
[показать]
7. Original Choice – еще один индийский бренд. Несмотря на распространенность внутри границ Индии, является продуктом премиум-класса, выдерживающимся в настоящих американских дубовых бочках.
[показать]
6. Old Tavern – еще один «индус». Очень мягкий напиток по крайне доступной цене.
[показать]
5. Royal Stag. И снова индийский напиток от Pernod Ricard (Imperial Blue and Ballantine’s). Это блендированный сорт из шотландских солодовых спиртов и местного материала – патоки.
Вкус совершенно нетипичный для виски, но тем и популярен как на родине, так и за ее пределами.
[показать]
4. Bagpiper. Да-да. Снова Индия. Экспортируется в 10 стран, официальный напиток Болливуда..
[показать]
3. McDowell’s No.1 – виски с ароматом древесины ванильного дерева, раскрывается при добавлении нескольких капель воды. Популярнейший напиток на Ближнем Востоке.
[показать]
2. Officer’s Choice. Еще один и последний представитель Индии, мало чем отличающийся от соплеменников.
[показать]
1. Johnnie Walker, продающийся везде, где ступала нога человека, даже в отдаленных центральноафриканских державах. 18 миллионов ящиков за 2012 год говорят о многом (ящик – мера объема реализации крепкого алкоголя, 9 л).
[показать]
Green Label blend выигрывал три золотых медали на конкурсах World Spirits Competition в период с 2005 по 2007, отличный виски, предлагающий все – от простейшего «столовняка» до изысканных сортов.
Как мы видим, всего пара скотчей в рейтинге при полном отсутствии ирландского виски и изысканных синглмолтов из Шотландии. Подавляющая часть напитков, представленных в рейтинге, реализуется на рынках Индии, Китая, Латинской Америке и Ближнего Востока, а также в Восточной Европе.
Если же речь заходит о странах со сложившееся национальной культурой потребления виски, картина будет совсем иная – в США уверенное первое место занимает Jack Daniels, в Шотландии – Glenfiddich, в Ирландии – Jameson.
А если не брать в учет индийский виски, а посмотреть на продажи только шотландских брендов, то там в лидерах по понятным причинам обнаружатся уже упомянутые Johhny Walker и Ballantines, на третьем месте – Chivas Reagal, J&B Rare, Grant’s, Famous Grouse, Dewar’s, William Lawson’s, Label 5, и, наконец, Bell’s.
Несмотря на то, что линейках многих из этих брендов представлены подчас отличные односолодовые сорта классической выдержки, основные продажи «скотча» также обеспечивают непритязательные ходовые блендированные марки. Та же ситуация в ирландских виски.
Таковы рыночные реалии, определяемой культурой пития: люди хотят потреблять просто, без церемоний: налил, выпил, или налил, разбавил колой, выпил. А для этого изысканных виски не требуется, нужно лишь, чтобы напиток по вкусу и крепости соответствовал усредненным представлениям и ожиданиям.
Собственно, здесь и проходит водораздел по брендам – если потребитель хочет чего-то в стиле вечеринки, чтобы пилось быстро и имело главным эффектом достижение быстрого алкогольного опьянения – это бренды одной категории. Как правило, недорогие (или чуть выше среднего) бленды решают задачу на раз-два.