Есть у меня предположение, что некоторые из читателей этого поста еще и не родились, когда происходило это монументальное событие.
Итак, 28 сентября 1991 года на аэродроме в Тушино проходил рок-фестиваль "Монстры Рока".
Сначала я хотела сделать некий репортаж сквозь полтора десятилетия с описанием очевидцами этих событий. Но все очевидцы как-то проигнорировали мои просьбы откликнуться. Мой родственник Павел (приходится мне двоюродным дядей, но считается братом) так и не перезвонил. Второй товарищ, найденный мной в сети, так и не ответил на письмо, а без его разрешения я не могу, с этической позиции, вставлять его рассказ в пост. И, наконец, третий очевидец заболел. Так я и не узнала ответ на вопрос, который, наверное, сильнее всего меня интересовал: а вход был платный и сколько стоил?
Говорят, что это был рекорд посещаемости рок-концерта в мире. На поле были от 700 тысяч до 1 миллиона человек!
Правда, Седой мне все-таки поведал, что пришел на фестиваль только ради "AC/DC", послушал немного "Металлики" и быстренько ушел, так как видел, что менты все-таки зверствовали.
Ну, на этом покончим с вводным словом и обратимся к фактам.
Часть 1.
На летном поле аэродрома Тушино проходит мощный концерт «Монстры рока»
«Мы ждали восемь лет!» — написано на одном из самодельных плакатов, которыми фанаты встречают лидеров тяжелого рока «Metallica» и «AC/DC». Около миллиона зрителей собирается на аэродроме Тушино, некоторые приходят с ночи, разбивают палатки, жгут костры, играют на гитарах в ожидании выступления своих кумиров. Встреча с ними стала возможной благодаря продюсерской фирме «Biz Enterprises», возглавляемой Борисом Зосимовым. Компания, организованная по западному образцу, первой из российских продюсерских центров вступила в феврале 1990 г. в международную музыкальную федерацию и в том же году провела серию концертов «Монстры рока СССР». Меньше месяца заняли переговоры Зосимова с «Time Warner», благодаря которым звезды «металла» согласились заехать в Москву в рамках европейского тура «Monsters of Rock». Сдерживать пыл «металлистов» призваны силы спецназа, которые впервые были опробованы в этом качестве еще в прошлом году на гастролях «Black Sаbbath». Здесь они принимаются избивать резиновыми дубинками наиболее активных фанатов, что вызывает возмущение западных гостей, не привыкших к такому обращению с публикой. К счастью, обойдется без жертв; концерт будет транслироваться по телевидению многих стран мира, а уже в мае следующего года Зосимов организует турне «Монстры рока — по руинам империи» с участием ключевых отечественных групп «Шах», «Мастер», «Э.С.Т», «Черный обелиск» и культовых бразильцев «Sepultura».
Светлана ЛИСИНА
Часть 2.
«Монстры рока» в Тушино. Газета "Собеседник" №42, 1991 год.
Металлический рок властвовал в тот день над тушинским полем. Асы металла закладывали головокружительные музыкальные виражи, а народ, слушая «Металлику» и «АС/ДС», думал, что он сошел с ума,— в Москву приехали настоящие монстры рока! Кто бы мог подумать, что спустя всего месяц после крупнейшего ежегодного хард-рок-события — фестиваля «Монстры рока» в местечке Касл-Донингтон (Англия) три из пяти выступавших там коллектива приедут в Москву.
Приятно — теперь нашу столицу не будут числить рок-периферией. К тому же мы воочию увидели легендарного Ангуса Янга — и он оправдал все ожидания. В припадке маниакального рок-безумия он бился в истерике на сцене, разбрызгивая слюну и пот во все стороны. Именно этого нашим рокерам в годы тоталитаризма и не хватало — убедиться воочию, приобщиться, «потрогать руками». Что ж, теперь это стало реальностью. Помимо прочего, мы вновь убедились, что ИХ аппаратура лучше, что ИХ музыканты профессиональнее, что ИХ техники работают в белых перчатках. Мы посмотрели на настоящий шоу-бизнес. Посмотрели в очередной раз со стороны. Организаторы не удосужились провести даже подобие пресс-конференции. Аккредитация носила чисто символический характер, а половина блюстителей порядка не имела представления, по каким пропускам кого и куда пускать.
Но есть еще что-то более общее и серьезное, что принижает эйфорию. Десятки раненых и покалеченных? Полноте! Какое сборище в несколько сот тысяч молодых людей обходится без подобной печальной статистики? В том же Касл-Донингтоне в 1988 году двоих вообще задавили насмерть. Но шоу-бизнес немедленно сделал выводы: на следующий год фестиваль отменили, а специалисты ломали голову над сооружением таких конструкций для безопасности зрителей, чтобы и воздух был, и наблюдать зрелище было удобно. У нас же, по-моему, сколько концертов ни проводи, сколько жертв при этом ни имей, все равно ничего не изменится. И вот уже опять послышалась старая песенка: «Запретить!»
После концерта стала разрабатываться идея, что даже 11 тысяч блюстителей порядка недостаточно для такого шоу. Но их не хватило бы, даже если пригнать по одному милиционеру на каждого зрителя. Потому что ЭТА милиция никакого порядка блюсти не может, уважения или даже страха не вызывает. Милиция на тушинском поле олицетворяла иные ценности, чем перед Белым домом в августовские дни. В Тушине она олицетворяла ЗАПРЕТ, чем тут же восстановила против себя большинство присутствующих. Представьте себе, уже в 12 часов дня — за два часа до концерта — свободное перемещение сбоку от сцены было перекрыто: всех гнали в центр. Хмурые курсанты не видели вокруг себя людей: клепаные куртки, рваные джинсы, небритая щетина — что церемониться с эдакой шпаной? В первых рядах прижатые к металлической ограде и стиснутые со всех боков люди стояли лицом к лицу с милицейской цепью. Ограда держалась прочно. В нее вдавливались. Добрые милиционеры выдергивали из толпы теряющих сознание, злые — пускали в ход дубинки. Вскоре в них полетели бутылки. А вы как думали? Я не хочу сказать, что милиционеры — это плохо. Но в силу нашей объективной действительности, тяжелой и надоевшей жизни на тушинском поле, как и везде в стране, незримо присутствовал дух озлобления. Даже не дух — душок скорее. Ведь на этот раз никого не убили. А могли.
Нет, как ни говорите, а в самом слове «Тушино» так и слышится нечто роковое — «туша», «тушить»... И в истории нашей — то «тушинский вор», то бесподобный «Пульс Тушина»... Тяжел и темен ты, русский рок.
Андрей Кокарев.
[699x553]
[699x394]
[370x699]
[552x699]
[699x693]
[699x345]Фото Вячеслава Помигалова.
Часть 3.
Статьи о группах, выступающих на фестивале. Газета "Московский комсомолец", 27 сентября 1991 года.
AC/DC – ОСВОБОЖДАЯСЬ ОТ «КЕНГУРИНЫХ ПРЕДРАССУДКОВ»
СУЩЕСТВУЕТ не так много групп, которые являют собой доказательство тому, что рок-н-ролл необыкновенно живуч. И австралийская команда (точнее сказать, на сегодняшний день англо-австралийская) — одна из них. Проведем небольшой эксперимент на наличие склероза. Попробуйте быстренько вспомнить, когда вы впервые услышали об «ЭйСи/ ДиСи»? Давайте-давайте...
Здесь возможны варианты. Если на вопрос отвечает старый ветеран-рокер, он наверняка припомнит что-нибудь из раннего репертуара группы, типа альбомов «ТиЭнТи» или «Хай Вольтэйдж». И это будет середина семидесятых.
Вариант второй — среднее поколение, пришедшее в рок-н-ролл за несколько лет до начала перестройки.
И вариант третий — совсем юные поклонники «ЭйСи/ДиСи». Которые попали в армию фэнов благодаря последней пластинке «Рэйзорс Эйдж» и нескольким клипам, показанным по коммерческому каналу «2X2».
Такие дела — почти двадцать лет в шоу-бизнесе, а успеху ни конца ни края не видать. Хотя и в нашей стране, и даже по ту сторону проржавевшего железного занавеса всегда находились умники, которые предрекали нашим героям скорую гибель от болезни, которую принято называть «идейная недостаточность». Так вот — с идеями у ребят все в порядке, беда с аккордами. Их и взаправду не так много, но квинтет прекрасно обходится и имеющимся арсеналом.
Ладно, хватит пафоса. Пробежимся лучше по основным вехам истории группы.
ВСЕ началось с двух братьев, которые хотя и проживали в Сиднее, но родом были из Глазго (Шотландия). Самого шустрого из них звали Энгус Янг, а того, который посерьезней, Малком Янг.
Металлистами не рождаются, ими становятся. Так и братаны Янги сначала запали на поп-певца Джеймса Тэйлора и лишь некоторое время спустя оставили в покое совковые тэйлоровские бредни, приобщившись к музыке английской группы «Ярдбердс». Ушлые братаны мгновенно отрастили патлы и стали старательно нарезать на гитарах. Причем у младшего успехи в этом деле были более впечатляющими.
На путь серьезной музыкальной карьеры Янгов наставили их старшие братья — Джордж и Алекс, которые имели опыт работы в мире большого шоу-бизнеса. В сочельник 1973 года группа, названная «ЭйСи/ДиСи», что в переводе на русский означает «Постоянный ток/Переменный ток», или человека с бисексуальными наклонностями, — дала свой первый концерт.
После этого Янги серьезно задумались над подбором подходящих музыкантов, и в местной музыкальной газете появилось коротенькое объявление: «Группа «ЭиСи/ДиСи» ищет ударника, басиста и вокалиста. Телефон 55370». Новобранцами стали Фил Радд, Марк Эванс и, безымянный (с точки зрения рок-истории) певец, который вопреки янговскому стремлению делать грубую отвязную музыку, зависая на глиттер-роке.
Однажды, по чистой случайности, выяснилось, что водитель группы Бон Скотт поет, и поет куда круче вокалиста. Проблема была решена. Не стоит думать, что Скотт пришел к микрофонной стойке с улицы. До этого момента он был участником по меньшей мере шести коллективов.
Дальше. В 1975 году Алекс и Джордж решили, что с самодеятельностью пора кончать. Джордж создал собственный менеджмент и серьезно занялся группой. Надо признать, что Джордж оказался очень ловким менеджером. Вместе со своим партнером Хэрри Вандой он за два года сделал из своих младших родственников и их приятелей австралийских звезд высокого класса. Два первых альбома без труда облачились в золото, а сама группа два года не вдергивалась из концертных обойм. А если учесть, что Австралия – это не Америка, получилось весьма круто.
[699x394]
[583x698]
[700x642]МЕТАЛЛИКА – ПЕСНЯ. И ЕЩЕ КАКАЯ!
И ЕЩЕ один потрясающий сюрприз, который преподнесла всем нам московская фирма «ВИЗ Энтерпрайзис». «МЕТАЛЛИКА» в Москве! Такое случается не часто. А в случае с «Металликой» — просто впервые.
Для начала немного статистики по событиям последнего времени. Новый альбом американского трэшевого квартета уже неделю спустя после своего выхода прочно занял первое место в американских же списках популярности. Непосредственно перед этим событием два других металлических коллектива, «Ван Хален» и «Скид Роу», добивались аналогичных результатов. Но в отличие от них «Металлика» умудрилась продать за первую неделю 600000 (!) экземпляров своего альбома, и к этому надо еще добавить два миллиона поступивших заказов! Это уже серьезная заявка на лидерство в мире тяжелого рока.
Итак, что такое для нас «Металлика»? Одна из любимейших групп — это несомненно. Но кроме остального, четверо американских парней еще являются вдохновителями огромного количества музыкантов и фэнов во всех уголках мира. Именно с этой команды по большому счету начала развиваться трэшевая технология. Но и это еще не все. «Металлика» первой вы-вела трэш из андерграунда и заставила мир его признать. Потом она же доказала, что и трэшевые ребята могут выпускать платиновые альбомы. И вот новое достижение — трэш впереди всех!
Справедливости ради признаем, что на этом долгом пути группа претерпела заметные изменения. Изменялись композиционный подход, концепции, но внутреннее содержание осталось прежним. Немногим коллективам удается достичь подобного внутреннего постоянства, и «Металлика» входит в это сильно лимитированное сообщество.
«Металлика» формировалась под сильным влиянием Новой Волны британского хэви-метала. В Америке в начале восьмидесятых властвовала попсовая разновидность хард-рока, в специализированной прессе иногда называемая термином «помп». Естественно, часть американской молодежи тянулась к традиционно более грубой британской музыке. Но со временем этот процесс стал приобретать иные формы, и некоторые заокеанские составы стали играть тяжелее своих английских кумиров. Среди них была и «Металлика».
Квартету удалось создать свой неповторимый стиль, свое звучание. Естественно, оно не родилось сразу. Тому, кто в это не верит, рекомендую послушать дебютную пластинку группы. Элементы привычной нам «Металлики» здесь присутствуют — и в этом состоит ее революционное значение. Но наряду с этим полно и чисто пауэр-металовских фишек, занесенных британскими ветрами.
Эта пластинка доказала направление поиска, и масса коллективов бросилась туда сломя голову, могло получиться и так, что «Металлика» сумели бы опередить. Но «Металлика» — гениальная группа, она может не только открыть новое направление, начать новое движение, но и возглавить его. Второй альбом «Райд Зе Лайтнин», — несомненно, лучший в дискографии группы. Здесь все ее достоинства раскрываются в полной мере. Появляется привычное сухое фрезерное гитарное звучание, и голос Джеймса Хэтфилда обретает привычную уже нам резкость, уверенность и агрессивность.
Если дебютный альбом был заявкой, то второй стал подтверждением факта интернациональной значимости «Металлики». Первой на колена стала Европа. Хотя и в Америке поклонников хватало. Но основная часть американской молодежи пока не отвыкла от дурманящего «АОРа», предпочитая его нарочито грубым текстам «Металлики».
ЗАВОЕВАТЬ лидерство куда проще, чем его удерживать. Поэтому после выхода второй пластики «Металлика» оказалась перед трудным выбором — придерживаться раз и навсегда найденного звучания или вновь попытаться поэкспериментировать и найти что-либо новое. Но при этом рисковать завоеванными позициями. Группа выбрала второй вариант. И на запись следующего альбома ей понадобилось уже целых два года. Но когда «Мастер Оф Паппетс» вышел, ни у кого не оставалось сомнений — «Металлика» опять попала в десятку. И не только в творческом, но и в коммерческом смысле. Подобной популярности трэшевые команды еще не достигали.
Альбом был полон сложных партий, работали все, и итогом этой мощной работы стал компактный атакующий стиль, изредка прерываемый лирическими отступлениями, ставшими со временем фирменным знаком группы. На концертах подобная «лирика» помогала музыкантам снять усталость с публики после мощных трэшевых атак.
...И опять два года ожидания. Произошла трагедия — во время поездки в Копенгаген, 26 сентября 1986 года, автобус группы перевернулся, и погиб басист Клифф Бертон. Турне было прервано. Нового басиста звали Джейсон Ньюстед. Именно с ним «Металлика» и приступила к записи четвертого альбома «Энд Джастис Фо Олл». Альбом получился просто чумовой, тексты Хэтфилда были вне всяких лимитов, запредельными, не говоря уже об уникальном звучании и инструментальной работе. Но в одном получился прокол — в области творчества пластинка не принесла ничего нового. По сути дела, это была вторая часть альбома «Мастер Оф Паппетс». Те же ходы, те же приемы. В кайф, весело, интересно, технично, но... все это уже было. Это обстоятельство не помешало «Металлике» серьезно подняться.
Вероятно, сами музыканты тоже почувствовали, увидели за потоком привычно восторженных рецензий, что началось что-то не то. И мобилизовались. На этот раз для записи очередной пластинки понадобилось около трех лет.
Первым делом музыканты сменили ключевую фигуру, стоящую у пульта студии, — продюсера Флемминга Рассмуссена. Он продюсировал всю предыдущую продукцию Ларса Ульриха и его приятелей. Новый продюсер — новое звучание. Так рассудила группа и пригласила на это место совершенно непонятного человека. Продюсера по имени Боб Рок.
Боб прославился тем, что писая большое количество хардовых и пауэр-метальных пластинок, но с трэшевой продукцией до сих пор не связывало. «Металлика» смогла его переубедить. Пресса закишела предположениями о скорой коммерцизации группы.
На наше счастье, этого не произошло. Музыканты оказались намного умнее критиков, писавших подобные вещи. Правда, звучание коллектива стало несколько более мягким, но благодаря этому музыка приобрела дополнительные пространственные единицы, которых так не хватало на предпоследнем альбоме.
Создается, правда, впечатление, что ударник Ульрих на этот раз решил сачковать по крупной и не перегружать уши поклонников своими каскадами. Зато гитарный дуэт просто на высоте. Нет сомнений, «Металлика» создала своей пятой, одноименной пластинкой классический альбом начавшегося десятилетия.
«МЕТАЛЛИКА» всегда славилась своими концертами, и сейчас, когда есть шанс самостоятельно убедиться, — не упускайте его. Потом пожалеете!
[700x520]Страницу подготовили главный редактор журнала «Рок Сити» и газеты «Зарраза» Алексей СИДОРОВ (фирма «ВИЗ Энтерпрайзис») и Дмитрий ШАВЫРИН («ЗД»)