[488x698]Статья про "Назарет". Тот же журнал...
ДЭН МАККАФЕРТИ: “НАЗАРЕТ” - МОЯ ЖИЗНЬ.
Удивительное время начало 70-х. Групп было не так много, как сегодня, и внимание все больше уделяли музыке, а не имиджу. Балом правил рок, поп же робко сосуществовал. Не было такого злостного противоречия между стиля ми и направлениями. Никто не оспаривал общепризнанных истин. Новички поражали своей компетентностью и самобытностью. С выходом пластинки «Razamanaz» (1973) заговорили о малоизвестной тогда шотландской группе «Назарет», хотя это был их третий диск, а вообще музыканты выступали уже лет 7—8. Когда же появились альбомы «Loud n’ Proud» (1974), «Rampant» (1974) и «Hair Of The Dog» (1975), репутация «назаретян» укрепилась на веки вечные. Возможно, секрет успеха заключался в продюссерской работе басиста «Дип Перпл» Роджера Гловера (кроме «Hair Of The Dog»), некоторое время опекавшего команду из небольшого шотландского городка Данфермлин. Как бы там ни было, в то время среди почитателей «тяжелой» музыки «Назарет», пожалуй, был самым внушительным авторитетом, по жесткости звучания не имевшим равных. Не все в дальнейшем творчестве группы складывалось гладко: отдельные взлеты сменялись частыми и очевидными падениями, от нее отреклись многие бывшие фэны, не принявшие откровенную эстрадность. «Назарет» экспериментировал (не всегда удачно), искал другой саунд, иную образность. Но, к чести музыкантов, несмотря на все тяготы и неурядицы, состав ансамбля оставался неизменным. Дэн Маккаферти — вокал, Мэнни Чэрльтон — гитара, Дэрел Суит — барабаны, Пит Эгню — бас.
В прошлом году группа отметила свой 20-летний юбилей и выпустила сольную пластинку «Snakes Fnd Ladders», единодушно воспринятую критикой как явный признак возрождения шотландского квартета. Английский журнал «Керанг» писал: «Что бы там ни мололи злые языки, у Дэна и его дружков сохранилась изрядная порция пороха в пороховницах. «Snakes Fnd Ladders» — залп из всех орудий. Мощно, ярко, мелодично. «Назарет» впервые за многие годы в отличной форме».
Концерты группы в Москве, а до этого в Каунасе, прошли с аншлагом под девизом «минимум средств, максимум содержания». На сцене не пылали огромные кресты, не светились гигантские экраны, по залу не летали резиновые свиньи, зато энтузиазму зрителей не было предела. Хорошая музыка, отличные музыканты, обладающие чувством меры (ценное качество), и великолепный фронтмэн Дэн Маккаферти (его хрипловатый голос не раз заставлял вздрагивать милых дам) с лихвой компенсировали недостаток визуальных трюков, причем новые хиты пользовались не меньшим спросом, чем «золотой фонд».
После первого концерта в Москве я встретился с Дэном Маккаферти в уже ставшем родным «Олимпийском».
— Ну как первые впечатления, Дэнни?
— Поначалу было трудновато, не знали, как нас примут, нервничали. В Каунасе все прошло на «ура». Это, естественно, нас вдохновило — отличный прием, хорошие концерты. Но Москва... огромный город, столица, искушенная публика, а еще... когда увидели этот громадный стадион. В общем, поджилки не тряслись, но некоторая неловкость ощущалась. Теперь могу сказать точно — концерт прошел здорово. Главное, что люди уже поняли, какую музыку мы исполняем, так что завтра я буду чувствовать себя увереннее, и надеюсь, остальные концерты пройдут так же успешно, как сегодняшний.
— А что ты скажешь о реакции на ваши песни?
— Мы, честно говоря, знали, что достаточно популярны у вас, так как отдельные письма из самых разных городов Советского Союза доходили до наших фэн-клубов, концертных агентств и студий грамзаписи. Правда, я не могу понять, где вы достаете наши пластинки. Рад, что у нас есть поклонники в СССР, и надеюсь, что после гастролей их ряды пополнятся.
— Что показалось тебе необычным или неожиданным у нас?
— Контраст. На улице прохожие очень сосредоточенные, замкнутые, я бы даже сказал, мрачноватые. Никто не улыбается... тревожные, ощупывающие взгляды. Я, грешным делом, подумал, что такая же обстановка будет и в зале... никаких тебе импульсов, контактной реакции. Но ошибся, так как не подозревал, насколько эмоциональны советские люди. Все-таки странно, почему только на концерте?
— Хотел бы ты приехать в СССР снова?
— Конечно, а почему бы и нет? Нам здесь нравится. Мы же выступали в других странах по нескольку раз, почему же СССР должен быть ислючением. Но хорошо бы, чтобы к следующему турне люди смогли купить наши пластинки.
— Повлияли ли политические перемены в Стране Советов на ваше решение выступить у нас?
— Нет, мы далеки от политики и приехали познакомить вас с нашим творчеством. Что же касается политики той или иной страны, то это прежде всего дело ее граждан, хотя, конечно, нам интересно выступать здесь в такой волнительный период вашей истории.
— Часто, особенно у нас, «Назарет» называют легендарной группой. Как ты относишься к этому эпитету?
— Вполне спокойно. Я вообще-то об этом не думаю, особенно когда пою. Ведь «Назарет» — моя жизнь, моя работа, то, что приносит мне радость. Может быть, для кого-то мы и легендарная группа, но я никогда об этом не размышлял.
— Сколько среди вашей аудитории поклонников со стажем и сколько «обнаруживших» давно?
— Хм... это удивительно. Где бы «Назарет» ни выступал, а объездили мы почти весь земной шар, после концерта к нам приходят фэны, и, как правило, среди них встречается семья, то есть папа, мама, впервые услышавшие нас лет 15—17 назад, и их дети.
— Я думаю, много новых поклонников у вас появится после выхода пластинки «Snakes Fnd Ladders». Чем ты объяснишь успех этого альбома?
— Мне кажется, прежде всего, сегодня ощутим интерес к музыке 70-х, повлиявшей и на нынешнее поколение рок-музыкантов. Так что наша новая пластинка попала в струю возрождения хард-рока. К тому же повысился интерес к «Дип Перпл», «Лед Зеппелин», переизданы почти все ранние диски «Назарет». Думаю, «Змеи и лестницы» (так переводится название пластинки.—Л. К.) наиболее роковая из всех наших альбомов последнего десятилетия, в ней больше настоящей энергии. А ведь мы пытались исполнять самую разнообразную музыку. Это переломная пластинка, определившая начало нового этапа нашего творчества.
— Ты сказал, что вы исполняли разную музыку, а что ты любишь слушать на досуге?
— Все что угодно, вернее все хорошее. Я не замыкаю круг своих интересов одним стилем или направлением, тем более что выбор того или иного жанра зависит и от времени, и от настроения. Вообще я меломан и люблю слушать много разнообразной музыки, от Чака Берри до «Пинк Флойд» и все, что между ними.
— Я знаю, что у тебя двое детей?
— Да, два сына.
— Они увлекаются музыкой?
— Не профессионально, а вот сыновья Пита (Эгню) весьма успешно начали свою музыкальную карьеру. Старший, Ли, прекрасный барабанщик. Он окончил рок-колледж и создал собственную группу. Я бы сказал, что он играет с нами на равных.
— Дэн, а как ты относишься к молодым буйным группам, низвергающим авторитеты?
— Удачи им. Я исполняю то, что мне нравится, а молодежь играет музыку, в которую она верит. Так что никаких противоречий.
Александр КАСПАРОВ