Тот же журнал "СМ", тот же март 1991 года.
WHITESNAKE
Альбом «Уайтснэйк», выпущенный группой с одноименным названием в 1987 году, превзошел все ожидания как самих музыкантов, так и прессы. Только в США продано несколько миллионов экземпляров. Успех колоссальный, но ему предшествовали десять тяжелых, упорных лет на грани выживания: многие, и в том числе бывшие коллеги по «Deep purple», поспешили окрестить Дэйвида Ковердэйла — бессменного лидера «Белой змеи» — неудачником. Но ошиблись. Такой удачи даже им, погрузневшим и слегка постаревшим, не снилось. Музыкальная карьера Ковердэйла началась в 1973 году, когда он, никому не ведомый двадцатилетний продавец, приглянулся Иону Лорду. Дело в том, что после ухода вокалиста Иэна Гиллана «темно-пурпурные» долго не могли подыскать соответствующую кандидатуру на замещение вакантной должности. Новым вокалистом стал Ковердэйл, чья фотография, приложенная к демонстрационным записям, вызвала дружный хохот всей группы, так как начинающий певец, не подыскав ничего лучше, выслал детский снимок, на котором он был запечатлен в форме бойскаута. Его хриплый и глубокий голос во многом определил положение альбома «Burn» (1974) в верхней части хит-парадов. Дэйвид сотрудничал с «Перпл» вплоть до распада группы в 1976 году.
Сольная деятельность Ковердэйла ознаменовалась выходом двух оставшихся практически не замеченными альбомов — «Whitesnake» (1977) и «Northwinds» (1978), пока наконец он не основал собственный коллектив. Среди других в его первый состав вошел и Ион Лорд, бессменно выступавший с «Уайтснэйк» вплоть до возрождения «Дип Перпл» в 1984 году. Ковердэйл неоднократно прибегал к услугам бывших коллег. Так, три пластинки с группой записал барабанщик Иэн Пэйс, несколько альбомов продюсировал басист Роджер Гловер. За десять лет Ковердэйл не раз «перетряхивал» состав группы, и в разные годы ее ряды укреплялись такими асами, как Кози Пауэлл, Нил Мьюрэй и Дон Эйри. Успех пластинки 1987 года не предвещал неприятностей. Будущее казалось безоблачным. Неожиданно Ковердэйл остался в одиночестве, а бывшие соратники, обвинив его в присвоении авторских прав на композиций популярного альбома, покинули группу.
Новый и последний состав «Уайтснэйк» создавался словно по сценарию вестерна «Великолепная семерка». Несколько музыкантов, все из которых первоклассные «стрелки», собрались, чтобы создать супергруппу, чья популярность растет день ото дня, подобно популярности таких гигантов, как «Лед Зеппелин» (с которыми их, кстати, часто сравнивают). Дэйвид Ковердэйл призвал под знамена «Уайтснэйк» талантливых гитаристов Вивиана Кэмпбелла (в последнее время выступавшего с Дио и руководившего собственной группой «Trinrty») и Эйдриана Вандерберга, а также мощную ритмсекцию в лице басиста Руди Сарзо, долгое время выступавшего с Оззи Озборном, и барабанщика Тони Олдриджа. Что же побудило таких известных музыкантов, выступавших в популярных группах, объединиться?
Кэмпбелл: «Просто так легче». Сарзо: «Когда создаешь собственную группу, очень трудно подыскать музыкантов уровня сегодняшнего «Уайтснэйк». Мы как раз созрели для совместной работы». Вандерберг: «Это точно, никто из нас в последние полтора года не подходил к сцене и на километр. Мы работали в студиях, и, когда представилась возможность сыграть вместе, она так нас заинтриговал, что мы решили на время отложить собственные дела». Кэмпбелл: «Если бы меня пригласил Оззи, я бы крепко подумал, прежде чем согласиться, потому что это очень напоминало бы работу с Дио. Я согласился играть в «Уайтснэйк», отказавшись от роли первой скрипки в своей группе, прежде всего из-за нового состава и... коммерческих условий. Ковердэйл предоставил нам максимум свободы — творчески, и материально». В группе два гитариста, две индивидуальности, обладающие собственным стилем и почерком игры. Не сказывается ли это на творческом процессе?
Кэмпбелл: «Честно говоря, я не сторонник двухгитарных команд, особенно если манера игры гитаристов похожа и они просто дублируют друг друга. Я очень уважаю Эйдриана, если бы на его месте был другой музыкант, играющий в моем ключе или чересчур эгоистичный, не обошлось бы без трудностей. Но с Эйдрианом мы отлично сработались, разделив наши обязанности пополам. Думаю, основа наших стабильных отношений — обоюдное уважение». Вандерберг: «С одной стороны, вторая гитара слегка меня ограничивает, но с другой — такой тандем предоставляет безграничные возможности». Действительно, Вандерберг предпочитает медленные, плавные соло в блюзовой тональности, в то время как Кэмпбелл исповедует скоростную, агрессивную импровизационную манеру. Вандерберг: «У нас с Вивом много интересных задумок. Мы не похожи на другие группы с двумя гитаристами, где часто разделены функции ритм- и соло-гитар. Или как у «Iron Maiden» — гитаристов можно различить с трудом, и поэтому совершенно неважно, кто исполняет соло. К тому же у нас не возникает разногласий из-за того, кто будет солировать, потому что наши вкусы различаются».
На последней пластинке группы Джон Сайке записал несколько великолепных соло. Насколько сильно его влияние?
Кэмпбелл: «Джон Сайке — прекрасный гитарист, но мне кажется, недостаточно лиричный. Его соло в песне «Is This Love» — потрясающее, и, когда мы исполняем эту вещь на концерте, я все повторяю практически без изменений. Оно очень напоминает мне импровизации Гэрри Мура. У нас с Джоном общие пристрастия — мы обожаем Гэрри уже много лет». Сарзо: «Вив и Эйдриан — виртуозные и самобытные гитаристы. Звук их гитар можно распознать мгновенно, если они не копируют кого-либо «в ноль».
Вандерберг: «Копировать чьи-то соло — бесполезное занятие. Я никогда этим не занимался: у меня просто не хватало терпения». В группе есть лидер — Дэйвид Ковердэйл. Не вмешивается ли он в работу музыкантов, как это часто бывает? Кэмпбелл: «Не очень. К тому же я прошел школу Дио. Ронни буквально повсюду совал свой нос и не оставлял без комментариев малейшие детали. Подобный контроль раздражал и нервировал меня. Ведь это не что иное, как отсутствие элементарного уважения и доверия к музыкантам. Дио, например, указывал Винни Эппису, сколько четвертей надо отбивать на «хай хэтте». Дэйвид же часто не появляется на репетициях. Он просто говорит: «Вот новая композиция, разучите ее». Если нам что-то не нравится, мы сразу ему об этом говорим, а он, в свою очередь, откровенно и открыто обсуждает проблемы. Однако я не могу сказать, что он беспечный и невнимательный человек». Сарзо: «Мне кажется, что Оззи находится где-то посередине между Ронни и Дэйвидом. Работа с ним проходит на одном дыхании. Он предоставил полную свободу и простор для творческой инициативы Рэнди Роудзу. Если мы готовились к гастролям, Оззи редко появлялся на репетициях, потому что был в нас уверен. Но когда мы собирались в турне по Штатам, он выжал из нас все соки, так как это была его первая поездка в США, и Оззи хотел, чтобы она прошла на высшем уровне». Из-за нового суперсостава и нового суперальбома «Уайтснэйк» сегодня в центре внимания. Естественно, такой интерес ко многому обязывает. Не испытывают ли музыканты психологического давления? Кэмпбелл: «Я не ощущаю никакого давления, а вовсе наоборот. Я знаю, если у меня что-то не получится, ребята всегда подстрахуют. Любой гитарист может быть спокоен, работая с музыкантами такого калибра».
Вандерберг: «Сейчас в группе пять профессионалов, и никто не страдает комплексами. Проблемы возникают в группе, когда чьи-то амбиции или самомнение начинают превалировать,— и тогда все разваливается».
А. КАСПАРОВ
«Сельская молодежь» № 3
[510x698]