По результатам моей поездки в прошлые выходные в Ярославль подобрался интересный материал по изображениям на иконах. Как правило, мы привыкли видеть на иконе только Образ, а всяческие мелкие детали оставляем совершенно без внимания. А между тем, даже не вдаваясь в расшифровку символизма икон, именно вот в таких "второплановых" сюжетах можно увидеть совершенно удивительные сцены и существа.
В Ярославле, рассматривая огромные иконы 16- 18 веков я капитально "подвисла" на таких сюжетах и наснимав множество фрагментов предлагаю их рассмотреть.
Икона 16 века. "Сошествие во ад". На иконе явно видно, что мучением грешников "занимаются" не злобные черти, а вполне себе благопристойные ангелы....
Очень эмоциональные "светила".
Единороги и прочие удивительные животные, дающие фору любому фэнтази...
На самом нижнем плане ЛИСОДРАКОНЫ! А ведь Tuareg писал, что они есть, а я полагала, что это его персональное создание )
Опять "эмоциональное" солнце.
Обратите внимание на "коковскую" шапочку на голове у человека слева от пророка.
Вообще-то ничего странного, наверное, что ребенок примостился на плечах у матери. Но у меня вызывало ассоциации с " наездниками" почему- то.
Снова лисо-драконы и иные существа , которым я затрудняюсь дать определения.
Две злобные лисы (?) в норе.
Серые демоны? Обратите внимание, что их лица не искажены звероподобными гримасами, а тела лишены нарочистых уродств. То есть по каким-то причинам, иконописец изображает их не как некое "пугало", а как просто неких "иных", которые , судя по всему вполне имеют право на то, что делают...
Демон на данном фрагменте выгляит каким-то совершенно поверженным и чувств состражания вызывает больше, чем ангелы, делающие свое "правое дело" с какими-то совершенно бесстастными лицами...
Георгий поражает змия, которого держит на привязи некая дама. Мне этот сюжет совершенно не знаком. Змий пренадлежит даме? Или она пленила его до того, как Георгий прибыл на расправу? Тогда в чем подвиг Георгия ?
Или здесь зашифрованно сообщение о чем-то, что может быть сражено-уничтоженно мужчиной, только после того, как будет подчинено женщиной?
Изображение авторов Евангелия в виде животных ( в данном случае Льва и Орла) мне знакомо, но здесь уж очень интересные образы.
Обратите внимания на выражения морд коней. Казалось бы, зачем столько "эмоций" и "осмысленности" пририсовывать животным?
Ниже тоже...
Адам и Ева
То, что поначалу я приняла за языческое изображение "древа мира" оказалось запрестольным крестом 16 века.
Часть изображений оставлены без комментариев. Потому что изображения весьма зацепили, а вот чем, даже не могу объяснить.