![]() |
Прокатим без сквозняка |
Еще несколько лет назад руководство Московского метрополитена бодро отрапортовало, что парк подвижного состава будет обновляться, и на смену старым «голубым вагонам» придет более современная техника.
Однако когда на Филевской линии были запущены в эксплуатацию поезда, оснащенные вагонами серии 81-740/741 «Русич», постоянные пассажиры ветки забили тревогу. Нет, внешне вагоны оказались хоть куда: просторные, с удобными креслами, бегущей информационной строкой. Но поездка в них превратилась в изощренную пытку.
Попавший в такой вагончик пассажир первые несколько минут лихорадочно осматривается, чтобы обнаружить источник неприятного запаха, похожего на тот, который обычно исходит от бомжей. И только убедившись, что маргинальных личностей поблизости нет, пассажир начинает принюхиваться к самому вагончику.
Средний москвич проводит ежедневно в метро 40–60 минут. Можно представить, что испытывают те, кому нужно добраться, например, от «Щелковской» до «Крылатского».
«Анализируя жалобы на неприятный запах в поездах, мы выяснили, что на заводе, где производились поезда «Русич», не была произведена окончательная полимеризация некоторых деталей вагонов, – объяснил еще в прошлом году руководитель столичной подземки Дмитрий Гаев. – В результате с наступлением теплого времени недополимеризованные пластиковые детали начинали выделять формальдегиды, фенол и прочие неприятные запахи. Сейчас мы проводим модернизацию системы вентиляции и закончим эту работу до конца года».
Между тем, как утверждают медики, нахождение в помещении с высоким содержанием в воздухе фенола и формальдегида отрицательно сказывается на самочувствии и работоспособности, приводит к быстрой утомляемости и снижению внимания. Воздействие такой смеси на организм человека можно сравнить с состоянием хронической интоксикации у токсикоманов. Кроме того, обозначенные химические вещества – сильнейшие канцерогены, вызывающие злокачественные новообразования и опухоли.
Несмотря на обещания Гаева решить проблему, попасть в вонючий поезд можно и сегодня. Причем «благоухает» там не только в жару, но и в любое время года. Мои знакомые, постоянно ездящие по Филевской линии, говорят, что стараются не садиться в такие вагоны, пропускают их, даже если очень спешат. Не раз они были свидетелями, как от смрада людям становилось плохо, с ними случались обмороки.
– Проблема мне знакома, – говорит начальник службы подвижного состава Владимир Осипов. – Я сам иногда езжу в таких вагонах. Но их становится все меньше. Мы высказали свои претензии заводу-изготовителю «Метровагонмаш», и теперь новые вагоны от них поступают, по крайней мере, с форточками для вентиляции. Ведь в «Русичах» кондиционеров как таковых нет, а есть только система принудительной вентиляции. Она регулирует равномерное поступление воздуха, но при этом не создает сквозняка, к которому наши пассажиры привыкли в старых вагонах. Со временем неприятный запах из новых вагонов, конечно, испаряется. Кроме того, мы регулярно протираем их внутреннюю обшивку специальной жидкостью. Силами сотрудников наших депо в уже функционирующих вагонах вырезаны форточки. Кстати, вагоны «Русич» имеют сертификат качества, поэтому этот запах, пусть он и неприятен для обоняния, никакого вреда здоровью не наносит.
Почему же тогда люди падают в обморок в совершенно безвредных вагонах?
За разъяснением я обратилась к технологу «Метровагонмаш» Владимиру Прохорову. Но он от комментариев отказался. Так что вопрос дышать или не дышать так и повис в воздухе, пропитанном ядовитыми испарениями вагонов «Русич».
Может, пассажирам столичного метрополитена уже пора приобретать респираторы или хотя бы запасаться марлевыми повязками? Говорят, что новые, еще более современные, вагоны уже на подходе.