"В полночь вселенная пахнет звездами..."
Ремарка я давно откладывала. Восхищалась цитатами и...откладывала прочтение. Восхищалась его талантом - снова откладывала. А ту что-то нашло, может, список так все же повлиял, но я снова прониклась светлой и грустной любовью к Ремарку.
Я выписала рекордное количество цитат, он всегда умеет попасть в цель. Я читала книгу почти месяц и каждый день открывала для себя себя же.
Это и какие-то внутренние перекликания о быстротечности жизни и о том, что не стоит делать из денег смысл жизни: "Мы проживаем капитал, а не проценты. Доллар поднимается каждый день, но каждую ночь курс твоей жизни на один день падает". Это из серии советов, что нам надо убиться сейчас в работу и ремонт, а не страдать глупостями, ехать в какой-то там отпуск. Ничто никогда не заменит впечатления.
И размышления о жизни: "Ответственность в нашем возлюбленном отечестве никто не любит. На приказы мы реагируем тут же - эта способность уже в течение веков засела в нашей гордой крови, - а вот решать самим - другое дело". Именно поэтому мы ходим изо дня в день на нелюбимую работу, боимся что-то сделать не так - потому что всегда кто-то решает за нас и если что можно всю ответственность спихнуть на него. Мы отчаянно боимся себя.
И про отношения: "То, чего не можешь заполучить, всегда кажется лучше того, что имеешь. В этом и состоит романтика и идиотизм человеческой жизни <...> Женщина, которую пожелал другой мужчина, пусть это всего-навсего распутный гробовщик, тут же становится нам дороже. Уж так водится, что на человека гораздо больше влияют относительные ценности, чем абсолютные". Именно поэтому я ценю то, что у меня есть сейчас. Возможно я уже чем-то заслужила такое теплое и трогательное отношение к себе, а может это только аванс. И каждый раз, когда у меня в голове только-только зарождается мысль, что какой-то мужчина возможно более красивый/успешный и т.п., я сразу вспоминаю об этом - никогда не знаешь, так ли это на самом деле или это только твои предположения.
Сюжет романов Ремарка невероятно сложно пересказать, особенно в двух словах. Вроде бы канва ясна, но роман гораздо глубже. Это невероятный микс из филосовских размышлений на многие актуальные жизненные темы.
И только я умилилась, что "такая кровожадная женщина" Эрих Мария Ремарк не переубивал как обычно половину героев, как на последних страницах он публикует буквально список - кто, где и как умер. Т.е. все-все, кроме главного героя-рассказчика. Какая прелесть!))) Думаю, это не спойлер, а главная отличительная черта авторского стиля)))
"Цель для ума - что вода для тела"
Эту книгу я так же откладывала. Хотя нет, если Ремарка я люблю и не знаю причины, почему я его постоянно задвигала в дальний ящик, то у Фаулза есть на то причины. Как-то, лет 5 назад одна коллега читала ее на протяжении месяцев двух, не забывая периодически вздыхать какая это скучная книга. У меня это где-то отложилось и я долгие годы даже мысли не допускала приняться за чтение. Я и думать о ней забыла, но в этот раз мне о ней напомнили на лайвлибе. В общем, Фаулз оказался неплохим таким парнем, с добротным слогом, который затягивает. Хочется поскорее узнать, чем же закончится роман. И когда повествование перескакивает с Фредерика на дневник Миранды, а потом обратно - это тоже добавляет какого-то напряжения.
Сюжет, наверное, неизвестен только ленивому (или вот такому же человеку с предубеждениями, как я): забитый офисный клерк Фредерик живет с теткой и двоюродной сестрой-инвалидом. По классике жанра эта тетушка всячески взращивает с детства различные комплексы в парне. А тот, в свою очередь, тайно влюблен в соседскую девчонку Миранду. Она красива, умна, артистична - что может ей дать такой неудачник, как он? Отдушину с детства он находит в коллекционировании бабочек. В этом он мастер - насаживает маленьких пленниц на булавку по современной технологии. И вдруг Фредерик выигрывает на скачках большую сумму денег. Часть из них (довольно малую) он тратит на увеселительную поездку с семьей в Лондон, отметить событие. Еще часть - на покупку ретро-особняка в глуши леса. И вот тут у него назревает уникальный план. Он тщательным образом продумывает обустройство дома, отказывается от поездки к родственникам в Австралию и отправляет туда тетушку с дочкой вдвоем. И, рассуждая "все равно ты будешь моей", похищает Миранду.
Она для него - идеал! Он всячески потакает всем ее прихотям, не смотря на то, что она отнюдь не избалована и росла не в роскоши. "Бедность заставляет человека гордиться своими достоинствами (и иметь их, чтобы было чем гордиться), видеть ценность каких-то иных, чем деньги, вещей". Именно это и побудило Миранду заняться живописью, именно этим она так демонстративно и гордится. И тут возникает диссонанс - они оба в чем-то мелочные, простые и человечные. Неизвестно, как бы поменялось отношение к ним, если вырвать их из контекста "маньяк-жертва".
Книга неоднозначна. Да тут есть неоспоримые моральные вещи, но, тем не менее, я не могу оценить поступки героев только как хорошие и плохие. Неизвестно, кто бы и как повел себя в данной ситуации.
Провокационный роман, который, определенно, стоит прочитать, чтобы составить собственное мнение.
И напоследок о книге, о которой не требуется много слов. Сюжет и герои известны почти каждому. Книгу я читала еще в школьные годы. Просто захотелось перечитать. Окунуться в этот теплый мир детства и сказок. И я окунулась в него!
Книгу читать приятно. От нее веет летом, скошенной травой и тенью деревьев. В то время я очень любила читать, сидя летними днями, в самый зной на лестнице дачного домика между этажами. Меня не трогала жара, суета вокруг - я была полностью в волшебном мире. В этом мае я снова перенеслась в те годы юности, когда все лето напролет можно только читать. Не заботиться о проблемах - только ты, книга и бумажный дневник.
Серию книг о хоббитах мама везла из Ташкента, когда обнаружила, что беременна мной. Тогда книги были в дефиците. Наверное, поэтому я так люблю читать и таким привлекательным мне до сих пор кажется мир маленьких хоббитцев)))