Москва перестала справляться с затяжными ливнями и лишается дорог, мостов, автомобилей
Дороги тонут, мосты рушатся, в метро сбои и потоп. Москву уже вторую неделю заливают проливные дожди. Количество осадков удивляет даже синоптиков и приближается к рекордной цифре. Москву и Подмосковье накрыли рекордные ливни. Стихия парализовала город: улицы превратились в реки, вода хлынула в подземные переходы и элитные жилые комплексы, а в области обрушился автомобильный мост.
Дороги, тротуары, переходы и подземные парковки превращались в реки и озера. Вода заливала подъезды и выводила из строя лифты, не щадя в том числе элитные кварталы. В Подмосковье обрушился бетонный мост, отрезав три населенных пункта от транспортного сообщения.
На Павелецком вокзале оказался затоплен зал ожидания, поезда отправлялись с задержками. Пешеходный тоннель на станции Павшино Рижского направления и вовсе закрывали, поскольку его можно было только переплыть.
Аномальный ливень снова стал над столицей стеной. Машины и автобусы не едут, а плывут. На Кутузовском проспекте ливнем смыло газон прямо на проезжую часть. Образовалась пробка.
Потоп и на Новорижском шоссе в Красногорске. Из-за дождя на наземном участке Филёвской линии метро временно было остановлено движение. Поезда не ходили между "Пионерской" и "Багратионовской". На последней из-за ливня образовался водопад. Потоп и в торговых центрах "Кунцево Плаза", "Времена года".
В центре столицы сегодня также появились новые ручьи и реки в районе метро «Третьяковская», Большой Ордынки и Красной площади.
В столице машины в лучшем случае плывут по дорогам. Но в основном — тонут. Десятки, а может, и сотни машин стоят в разных частях города, залитые водой по крышу. Опознать свою ласточку местные могут только по выступающим верхушкам.
Страховые компании уже предупредили: ОСАГО на затопленные машины не распространяется. Деньги выплатят только по КАСКО. Дептранс советует москвичам воспользоваться общественным транспортом. Но и тут есть нюансы. Поезда и электрички идут с задержками, затоплены вокзалы. Хлюпают по лужам пассажиры метро. Одна из станций подземки и вовсе затоплена почти до потолка. Автобусы меняют маршруты на ходу, но до них ещё надо добраться.
Почему не справились ливневки
В последние годы в России все чаще случаются тропические ливни, когда за сутки выпадает месячная норма осадков. Дожди создают серьезную нагрузку на системы водоотведения, но причина затоплений не только в этом, отметила в беседе с «Ямал-Медиа» заместитель председателя комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева.
Поддержание работы ливневой канализации — расходное обязательство муниципалитетов, и во многих городах на это не хватает денег, пояснила она. При строительстве и благоустройстве водоотводящую инфраструктуру зачастую либо не прокладывают вовсе, либо неправильно проектируют. «Ошибки встречаются в том числе и в Москве. Видно, что местами нет разуклонки, и стоков становится все меньше», — говорит парламентарий.
«Несоблюдение строительных норм и правил, неграмотно проведенное благоустройство, нехватка денег в муниципалитетах — в совокупности это всё и приводит к затоплениям во время ливней». Светлана Разворотнева, заместитель председателя комитета Госдумы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, депутат Госдумы восьмого созыва
По словам депутата, недавно были приняты решения о том, чтобы восстановление ливневой канализации можно было включать в программу модернизации коммунальной инфраструктуры. Но это уже будут решать на местах. Кроме того, регионам списали часть долгов по межбюджетным кредитам с условием направить половину средств на ЖКХ. «Это должно стимулировать работу в том числе по ливневкам», — отметила Светлана Разворотнева.
Определенные надежды депутат возлагает и на новые требования к соглашениям о комплексном развитии территорий. Теперь застройщики обязаны учитывать создание всей необходимой инфраструктуры, включая коммунальную.
Система водоотведения определенно не была рассчитана на такой ливень, отметила адвокат Юлия Капралова в интервью «Ямал-Медиа». «Значительная часть системы водоотведения была построена в советский период, а с тех пор наш климат претерпел значительные изменения», — говорит она.
Почему наши города чуть ли не тонут после ливней?
В России всё чаще сталкиваются с тем, что после ливней на улицах городов буквально разливаются реки воды. На огромные лужи, напоминающие озера, жалуются москвичи, сочинцы, краснодарцы, ростовчане, астраханцы и жители многих других наших городов. Кто-то вздыхает: климат меняется и к подобному придётся, хочешь или не хочешь, привыкать. Кто-то буквально костерит нехорошими словами дорожников, ЖКХ и власти. Дескать во всем этом «море разливанном» виноваты они. Но почему действительно так происходит? Почему после ливней многие наблюдают чуть ли не апокалипсическую картину?
Каждый хороший ливень теперь становится причиной потопа. Машины плавают как пробки, люди передвигаются по пояс в воде, потоки воды уничтожают городскую инфраструктуру. Может дождь, как и снег, приходит к нам «неожиданно» и реально виновата погода? Причинами подобного, в основном, считается два момента.
Итак, причина первая. Во всём виноваты градостроители, которые, по мнению некоторых, неправильно спроектировали ливневые канализации. Но основная масса выдвигает версию, что эти самые градостроители просто украли деньги, выделенные им на благоустройство городов, а вместо полноценной ливнёвки понаделали люков для отвода глаз. Якобы, поэтому и тонем. Но это, конечно же, вряд ли...
Причина вторая. Глобальное потепление и смена климата, которые и вызывают аномальное количество осадков. Учёные прогнозируют, что в ближайшие тридцать лет интенсивность дождей увеличится, реки будут разливаться ещё более обширно и проблема подтоплений территорий будет только нарастать. Но мы говорим о городах, и данная версия имеет место. Но ...
А как насчет третьей причины? Которая кажется очень даже реальной. Дело в том, что за последние десятилетия облик наших городов стремительно меняется. Во-первых, они разрастаются и покрывают все большие площади. Во-вторых, становятся благоустроеннее, красивее и комфортнее для жизни. И вся причина потопов в этом самом благоустройстве, которое снижает впитывающую способность почвы в несколько раз! Ведь что такое благоустройство городов? Это асфальтированные дороги, мощёные тротуары, закатанные в бетон и плитку дворы, дома и многоэтажки. Современный благоустроенный город, по сути, — это водонепроницаемое полотно, лежащее на земле. Поэтому выпавшие условные 100 мм осадков при почти нулевой впитываемости почвы в городской черте, обладают эффектом 300–500 мм осадков!
А значит, вполне вероятно, что версия о том, что все эти безобразия с «заплывом по городским улицам» происходят потому, что площади грунта, которые должны впитывать эту дождевую воду, закрыты асфальтом, бетоном, плиткой, крышами домов, имеет право на жизнь. Получается, что воде после сильного ливня попросту некуда уходить и она бурными потоками устремляется по городским улицам. Хотя не стоит сбрасывать со счетов и первые две причины. Скорее всего — в разливании на городских пространствах «ливневых рек» и «дождевых морей» виноваты все перечисленные моменты вкупе. Но что с этим делать? Ответа на этот вопрос пока нет.
Залповый, или, как его еще называют, тропический, ливень становится причиной неудобств и даже материальных потерь множества горожан. Дороги становятся полноводными реками, топит парковки, торговые центры, жилищные комплексы и даже станции метро. Мы уже перечислили, казалось бы, все возможные версии причин этого мини-катаклизма. Но на горизонте появляется причина четвёртая. Руководитель прогностического центра «Метео» Александр Шувалов объясняет, что это связано с той скоростью, с которой осадки выливаются на землю.
«Причина не только в объеме вылитых осадков, но и в том, в какой промежуток времени эти несколько месячных норм выливаются. Поэтому ливнёвка, рассчитанная на одни величины, не справляется с кратно возросшим объемом, с тем, что интенсивность ливней кратно становится больше. Такая высокая интенсивность выпадения осадков, конечно же, приводит к подтоплениям, особенно в низких местах и особенно там, где неудачно смонтированы водоотводящие каналы», — считает специалист.
Но разве подобную ситуацию нельзя было спрогнозировать? Разве не нужно подобного рода вещи предусматривать при «монтаже» канализационных систем и просчитывать на 20—30—40 лет вперед? В наши дни ситуация ухудшается из-за того, что строят больше и быстрее, чем модернизируют ливневку. Плюс слишком много асфальтируют и закладывают плиткой вместо того, чтобы увеличивать площади озелененных территорий. Но вот некоторые, да что там греха таить, многие специалисты от системы ЖКХ твердят нам, что подобное было всегда и дескать «невиноватые мы — дождь сам пришёл».
Но сильные залповые ливни стали практически ежегодными. И, по прогнозам экспертов, с каждым годом они будут становиться все сильнее и случаться все чаще. А значит давно нужно было понять, что и как делать, чтобы не допускать «потопов» на городских улицах.
И дело не только в модернизации ливневой канализации. Вы хоть раз видели, чтобы стоки ливнёвок под дорогой промывали до их выхода? От начала и до конца? В лучшем случае — снимут решетку и почистят яму... А вся уличная грязь остается внутри стока, забивая и сужая его.
Кстати, неплохо было бы обратиться и к зарубежному опыту. К примеру, в той же Праге по бокам проезжей части устроены неглубокие желоба. По ним в дождь вода бежит вдоль улицы, и переполнения не происходит. Конечно, это требует некоторых трудозатрат, но зато облегчает положение. Вообще во многих странах вдоль всех дорог сделаны бетонные желоба. Вода по ним уходит, не собираясь в огромные лужи и не превращаясь в бурные потоки. Взять хотя бы Узбекистан — там везде так. Да и в Турции тоже самое. Во-первых — все на виду, а во-вторых — всегда можно легко почистить.
А как устроены наши дороги и улицы? Для красоты вдоль установлены бордюры, которые мешают стоку воды, превращаясь в мини плотины. И получается, что пути естественного стока воды перекрыты этими самыми «плотинами», а мы вынуждены «устраивать заплывы» по городским улицам.
Что же в итоге? Ливневые стоки рассчитаны по средним показаниям осадков в данном регионе. И когда осадки превышают эти значения, начинается потоп. Трубопроводы чистят с определённой периодичностью. Климат стал меняться давно, города растут вширь и ввысь, меняется рельеф земли, на пути естественных водных потоков строят магазины, ларьки. Зауживают или закапывают канавы, мелкие речки. Вот и итог.
Источники: https://dzen.ru/a/aHn3GFckRk23yVl-, https://dzen.ru/a/aIC02VHNqzIX8NVn, https://dzen.ru/a/aH_oLM2IXREq8Zqe, aICXaRbYBn8t3ktm