Это цитата сообщения
Лелеева Оригинальное сообщениеМИХАИЛ НЕСТЕРОВ: НЕ БОЙТЕСЬ СОЛОВКОВ, ТАМ ХРИСТОС БЛИЗКО...
В 1901 г., желая углубить своё знакомство с духовным миром русских монастырей, художник отправился в путешествие в Соловецкий монастырь на Белом море.
[700x579]
Три старца (Лисичка). 1915
Холст, масло. 102 x 120 см
Национальная галерея Армении, Ереван
Братия монастыря - крестьяне северных губерний и Сибири поразили его умом, крепостью, деловитостью. "С топором да пилой в лесу Богу молимся", - говорили они о себе. Вся природа была для них святым храмом. Звери и птицы здесь не боялись человека, поскольку он не трогал их без особой надобности. Раз в год монастырский собор выносил решение изловить для нужд монастыря определенное количество медведей, оленей, зайцев, лисиц. Все лишнее, что попадало в капканы и силки сверх соборного постановления, выпускали на волю.
Под впечатлением русского Севера, суровой природы и соловецких монахов были написаны картины «Молчание», «Лисичка», «Тихая жизнь», «Обитель Соловецкая», «Мечтатели», «Соловки».
[700x444]
Соловки. 1917
Холст, масло. 78 x 122 см
Луганский областной художественный музей
Но на этом перечень его произведений с «соловецкими мотивами» не заканчивается — они ещё долго звучали на его картинах.
Вот что рассказывает Нестеров в своих воспоминаниях о Соловках: «Ездили мы и на Рапирную, и в Анзерский скит. На Рапирной, сопровождаемые монашком, помню, вышли мы на луговину. На ней сидело два-три дряхлых-дряхлых старичка. Они всматривались через деревья в далекий горизонт уходящего далеко-далеко Белого моря. Слева была рощица. Наш проводник внезапно обратился ко мне со словами: «Господин, смотрите, лиска-то, лиска-то!» Я, не поняв, что за «лиска» и куда мне надо смотреть, переспросил монашка. Он пояснил, что смотреть надо вон туда, налево, на опушку рощи, из которой выбежала лиса и так доверчиво, близко подбежала к старичкам…»
[700x552]
Лисичка. 1914
Холст, масло. 101 x 127 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
В 1914 пишет картину "Лисичка" (Холст, масло. 101 x 127 см. Государственная Третьяковская галерея. Инв. номер: 22449. Поступление: В 1934 от "Всекохудожника"). Сцену, подобную изображенной в картине "Лисичка" , художник наблюдал на Рапирной горе у Белого моря.
"...обитавшие у скитов лисы перестали бояться людей и заходили в кельи к знакомым монахам. Это приводило в изумление писателя и страстного охотника Пришвина, как, впрочем, и художника Нестерова (картина "Лисичка")" (Асеф Джафарли. Особенность Соловецкой охоты. Журнал "Культура". Москва. 16.04.1998)
Самыми сильными, полными северного лиризма произведениями о Соловках стали картины "Тихая жизнь", "Мечтатели" и "Молчание", написанные в Соловецкий монастырь в 1903 году.
Удивительная северная природа и благородные, полные внутреннего достоинства соловецкие люди покорили Нестерова. Природа Соловков стала для него святым храмом.
[700x434]
Молчание. 1903
Холст, масло. 71 x 116 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Под впечатлением Соловков была написана одна из лучших нестеровских картин "Молчание". Берег острова Анзер. Гора Голгофа. Таинственный свет раннего утр, все еще ночные тени, падающие на неподвижную морскую воду. Фигуры монахов в лодках - старца и юноши. Умиротворенное состояние природы и духовный человеческий покой соединены художником в лаконичной, сдержанной композиции.
Залив у подножия Рапирной горы. Таинственный свет белой ночи. В неподвижных водах отражается темная, поросшая лесом гора. Словно эхо, повторяют друг друга фигурки монахов в лодках, седобородого старца и юноши. Состояние природы чутко уловлено художником, но он не следует за натурой пассивно. Нестеровское мастерство композиции здесь проявляется в ее лаконизме, выборе крупных планов, скупости обобщающих линий. Почти буквальное повторение силуэтов монахов использовано Нестеровым как ритм в музыке.
Примечательно, что в своих работах на «монастырские» темы Нестеров никогда не изображал ни архиереев, ни великолепных служений с их пышными обрядами, ни истекающих золотом церковных интерьеров. Отмечая характерные особенности религиозных полотен Нестерова, Дурылин писал:
«Своих монахов-простецов Нестеров всегда выводит из келий, из церквей, из монастырских стен — уводит их в лесную глушь и оставляет там одних с их молитвой, лицом к лицу с животворящей природой, наедине с ёлочками да берёзами, а в собеседники даёт им птицу да зверей… Тема эта была постоянной, неотлучной от Нестерова темой — блаженного общения верующего человека с природой».
[700x402]
Святой Зосима
Холст, масло
Государственный музей А.С.Пушкина, Москва
В советский период творчества Нестеров пишет пейзажи русского Севера. В их числе полотно "У Белого моря. Тихие воды" (1923), находящееся в собрании галереи. Певец патриархальной Руси, живописец часто обращается к старой русской архитектуре, в частности к памятникам зодчества на Соловецких островах.
[700x350]
Тихие воды. 1922
Вариант-повторение одноименной картины 1912 г, хранящейся в Харьковском художественном музее
Холст, масло. 66 x 102 см
Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств, С.-Петербург
[700x449]
Тихие воды. 1912
Холст, масло. 78 x 157 см
Харьковский художественный музей, Украина
[700x376]
Тихие воды
Эскиз
Бумага, графитный карандаш
Государственный музей А.С.Пушкина, Москва
Здесь, на Соловках, Нестеров задумал удивительную картину. "Явление Христа народу" Нестеров решил перевести на русскую землю. Изобразить явление Христа русскому народу была второй попыткой художника, а первой стала картина "Святая Русь", главным смыслом которой были слова: "Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Аз успокою Вы".
[700x437]
Святая Русь. 1901-1905
Холст, масло. 233 x 375 см
Государственный Русский музей, С.-Петербург
Зимний пейзаж навеян природой Соловецких островов. Именно там художник писал этюды для картины. Любимые нестеровские герои, богомольцы, странники, монахи, девушки, дети, все они написаны по этюдам с реальных лиц, сделанным Нестеровым на Соловках. Две женщины, помогающие больной девушке, портреты сестры и матери художника.
К глухому лесному скиту приходят верующие, каждый со своей бедой. Навстречу им выходит Иисус с наиболее почитаемыми на Руси святыми - Николаем, Сергием и Георгием. Пейзаж Соловков, так удавшийся художнику, стал своего рода дополнительным образом, олицетворением русского характера картины.
[700x447]
Святая Русь. 1900
Эскиз картины "Святая Русь"
Картон, гуашь, графитный карандаш. 30 x 47 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Более к теме Соловков Нестеров не обращался, и лишь однажды написал портрет человека, которому Господь предрешил стать одним из величайших людей, погибших в Соловках. История портрета мистическая: ни художник, ни тем более его герой, отец Павел Флоренский, не знали и да и не могли знать о соловецкой судьбе, предопределенной свыше выдающемуся философу-богослову.
НЕСТЕРОВ ПИШЕТ ПОРТРЕТ СОЛОВЕЦКОГО УЗНИКА
[698x700]
Философы (С.Н.Булгаков и П. А.Флоренский). 1917
Холст, масло. 123 x 125 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Мало кто знает, что Соловки мистическим образом вернулись к Михаилу Нестерову и еще раз напомнили о себе. На сей раз с трагической стороны.
Вторая серия портретов написана Нестеровым в самый разгар большевистского мятежа и последующей гражданской войны в России. В цикл вошли портреты Л. Толстого (1907), архиепископа Антония (1917), философов-богословов П. Флоренского и С. Булгакова (1917), И. Ильина (1922).
В них художник отразил его современников в момент наивысших нравственных исканий и раздумий. Подчеркивание отрешенности человека от внешнего мира, сдержанные композиции, строгость красок подтверждает, что в творчестве Нестерова этого периода преобладали интонации, связанные с разрушительным действием "революционного" хаоса. Художник предчувствует приближающуюся трагедию, подчеркивает озабоченность, серьезнейшие размышления и переживания современников.
В портрете Сергея Булгакова и Павла Флоренского, названном "Философы", Нестеров написал двух выдающихся российских религиозных философов. Нестеров был знаком с идеями отца Павла Флоренского, знал основы его учения. Он избрал жанр парного портрета, чтобы показать два разных подхода к поиску истины, два разных пути, две разные судьбы.
Сергей Булгаков (1871-1944) - философ и теолог, видел и хорошо понимал причины катастрофы общества, отравленного марксистской идеей. С.Булгаков оставляет должность профессора Московского университета и покидает страну в 1922 году. Он уезжает во Францию, организует общество Святой Софии, и становится профессором богословского института в Париже (1925-1944).
Отец Павел Флоренский остался в России. Как и тысячи других честных русских ученых, он оказывается в соловецком узилище - Соловецком лагере особого назначения. Священник Павел Флоренский, ученый-энциклопедист, "русский Леонардо да Винчи" провел на Соловках 4 года и был расстрелян коммунистами 8 декабря 1937 года.
Работа Михаила Нестерова является, по-видимому, единственным портретом великого ученого, ставшего соловецким заключенным и погибшего в Соловках.
http://www.solovki.ca/art/nesterov.php
http://www.tanais.info/art/nesterov5more.html
Серия сообщений "Нестеров":
Часть 1 - Александр Невский в русской церковно-монументальной живописи
Часть 2 - ХУДОЖНИК МИХАИЛ НЕСТЕРОВ,ЧАСТЬ 1
...
Часть 5 - Тихая Русь Михаила Нестерова
Часть 6 - Нестеров. Портрет великой княгини Елизаветы Федоровны.
Часть 7 - МИХАИЛ НЕСТЕРОВ: НЕ БОЙТЕСЬ СОЛОВКОВ, ТАМ ХРИСТОС БЛИЗКО...