Это цитата сообщения
Парашутов Оригинальное сообщениеЖЗЛ (МАША ФЕСТИ. ТРИ ПОКОЛЕНИЯ КЛАНА ЙОКАИ-ФЕСТИ. Глава IV. Наследница по прямой.)
ОКОНЧАНИЕ
Глава IV. Наследница по прямой
Ну, вот, наконец, я добрался до имени, ради которого и затевался рассказ о династии венгерских художников.
Напомню,
Маша Фести (Masa (Mária) Feszty, 31 января 1895 - 1 марта 1979) родилась в семье художников Арпада Фести (Árpád Feszty, 1856-1914) и Розы Фести-Йокаи (Róza Feszty-Jókai, 1861-1936).
[показать]
Feszty Masa (Hungarian, 1895-1979) Önarckép (Автопортрет). 1929 г.
Как пишут историки, «с молоком матери она всосала и унаследовала от родителей талант». Среда, в которой воспитывалась девочка, была поистинне творческой, в доме родителей бывали известные художники и писатели. С ними же в течение первых четырех лет жизни Маши жил и дед – знаменитый писатель Мор Йокаи, который очень любил внучку. Сама Маша вспоминала потом, что хотела быть художником с самого раннего детства. Художественным образованием дочери, в основном, занималась мать, поскольку здоровье отца в результате тяжелой работы над масштабными полотнами периодически ухудшилось. Впрочем, и мать в годы взросления ребенка была занята семейными конфликтами, связанными с женитьбой деда на молодой актрисе и последующим после его смерти в 1904 году дележом наследства между родственниками.
Впрочем, все детство и юность Маша с родителями провела в Италии. Поэтому художественный талант и творческие амбиции юного дарования формировались не только на примере творчества ее родителей, но и в музеях и на выставках во Флоренции. Беззаботное итальянское детство и юность закончилось незадолго до смерти отца. Семья вернулась в Будапешт в 1912 году, а спустя два года не стало Арпада Фести. Маше было всего 19 лет.
[показать]
Feszty Árpád és lánya Maria (Арпад Фести с дочерью Марией).
[показать]
Feszty Masa (Hungarian, 1895-1979) Leány babával (Девочка с куклой). 1947 г.
Но к этому времени девушка уже успела окончить в Будапеште Колледж прикладного искусства, где училась в 1912-1914 годах у художника
Ференца Сабля-Фрисхауфа (Ferenc Szablya-Frischauf, 9 апреля 1876 - 5 октября 1962).
[показать]
Ferenc Szablya-Frischauf (1867-1962) Self-Portrait.
Сабля-Фрисхауф – выпускник Мюнхенской академии, один из любимых учеников Симона Холлоши, специализировался на пейзажах и портретах, занимался дизайном мебели и оформлением интерьеров. В 1903 году он открыл в Будапеште бесплатную школу для художников, в 1906 году основал венгерскую Ассоциацию художников декоративно-прикладного искусства (KÉVE). С 1913 года в течение тридцати лет преподавал в Колледже прикладного искусства, с 1938 года возглавляя это учебное заведение.
По совету своего мастера, Маша в 1915 году отправилась продолжать учебу в Мюнхен. Известно, что девушка училась у немецкого художника
Ганса Хоффмана (Hans Hoffmann, 21 марта 1880 - 17 февраля 1966), который прославился своими экспрессионистскими, а с 1940 года – абстрактными картинами.
[показать]
[показать]
Hans Hofmann
Hans Hofmann (German born-Americfn, 1880-1966) Self-Portrait. 1942 г.
В 1932 году он эмигрировал в Соединенные Штаты, где проживал до конца своей жизни. Интересно, что Хоффман с раннего возраста тяготел одновременно к науке и искусству. В шестнадцать лет отец помог ему устроиться на работу в баварское правительство в качестве помощника директора общественных работ. Ганс успешно занимался наукой – даже разрабатывал радиолокационное устройство для морских судов, портативный морозильный блок для использования в военных целях, но после смерти отца в последние годы XIX века все же решил заняться художественным образованием. В 1898 году Хоффман начал учёбу в художественной школе Морица Хеймана в Мюнхене, где «пристрастился» к импрессионизму и пуантилизму. В 1904 году при финансовой поддержке берлинского мецената Филипп Фройденберга, молодой художник отправился продолжать учебу в Париж, где прожил почти десять лет, обучаясь в Академии Коларосси и Академии де ла Гранд Шомьер, познакомившись с Матиссом, Пикассо, Браком и Робертом Делоне. В 1908-1909 годах Хоффман выставлял свои работы на выставках Нового Сецессиона в Берлине. Затем он побывал на Корсике, где лечился от туберкулёза, вернулся ухаживать за больной сестрой в Германию, где его и застала первая мировая война. Из-за его немецкого гражданства Хофману не разрешили вернуться в Париж, поэтому он и организовал весной 1915 года в Мюнхене Школу изящных искусств. После войны она славилась по всей Европе, поскольку Хоффман любил устраивать для своих студентов летние сессии на Капри, в Сан-Тропе и в самой Баварии. Школа прекратила свое существование лишь с отъездом художника в США.
Вот в этой школе и училась Маша Фести, а, вернувшись в 1917 году в Будапешт, стала сама преподавать в художественной школе, которой руководил венгерский живописец-новатор
Йозеф Карой Керншток (Josef Károly Kernstok, 23 декабря 1873 - 9 июня 1940).
[показать]
Kernstok Károly (Hungarian, 1873-1940) Önarckép (Автопортрет). 1903 г.
Керншток известен тем, что являлся в 1910-х годах одним из лидеров ведущих групп венгерских художников «Neos» и «Восемь» (The Eight, 1909-1918), которые тяготели к модернизму в отличие от их коллег-реалистов из известной колонии художников в Надбанья. В 1892 году Керншток, в возрасте 19 лет, отправился в Мюнхен, где учился в Академии у Симона Холлоши, затем переехал в Париж, где с 1893 по 1896 учился в Академии Жюллиана, попав под влияние работ Анри Матисса. После возвращения в Венгрию в 1897 году художник работал в Будапеште, а с 1905 года в своем имении в в Nyergesújfalu, сплотив вокруг себя группу художников, ставших членами группы «Neos». После падения Венгерской Демократической Республики в 1919 году, Керншток эмигрировал в Берлин, где жил и работал до 1926 года, затем вернулся на родину, где оставался до конца жизни.
[показать]
Feszty Masa (Hungarian, 1895-1979) Idős hölgy portréja (Портрет пожилой женщины).
Ну, а Маша Фести после отъезда руководителя Школы в Германию решила заняться своей карьерой. Уже в 1922 году состоялась первая персональная выставка художницы в столичном музее Эрнста (Ernst Múzeumban, ныне - Музей современного искусства в Будапеште).
[показать]
Feszty Masa (Hungarian, 1895-1979) Tavasz (Весна).
[показать]
Feszty Masa (Hungarian, 1895-1979) Mikuláš falun (Деревенский Микулаш).
Микулаш - венгерский Рождественский Дед, аналог Санта Клауса и нашего Деда Мороза.
Пейзажи, ню и портреты Фести пользовались большим успехом, после выставки Маша получила заказы на портреты от многих известных людей. Особое внимание пресса и критики уделяли автопортретам художницы, которые останутся популярным для нее жанром на протяжении всей жизни.
[показать]
Feszty Masa (Hungarian, 1895-1979) Önarckép tollal és ecsettel (Автопортрет с пером и кистью).
Настоящий прорыв Фести произошел на ежегодной Национальной выставке в 1927 году, где Маша получила премию, которую решила потратить на четырехлетнее продолжение образования в любимой с детства Флоренции.
[показать]
Feszty Masa (Hungarian, 1895-1979) End of Carnival.
Флоренция оказалось решающим периодом в формировании собственного стиль художницы, экспериментами с колоритом и цветовыми гаммами картин, поиска той темы, благодаря которой ее назовут в прессе «величайшей венгерской художницей религиозной темы ХХ века».
[показать]
Работы Маши Фести.
[показать]
Feszty Masa (Hungarian, 1895-1979) Szent Ilona (Святая Илона).
Отмечу, что всему этому способствовали события личной жизни Фести. Художница активно самообразовывалась и регулярно отсылала свои работы на родину. В 1928-1931 годах она приняла участие во многих коллективных выставках, проводимых в Венгрии, где тепло приняли и ее «Спящую Венеру» (Alvó Vénusz, 1928) и серию обнаженной натуры (Fiatal női akt, 1928-1930).
[показать]
Feszty Masa (Hungarian, 1895-1979) Nude in Tuscan Landscape (Sleeping Venus). 1929 г.
[показать]
Feszty Masa (Hungarian, 1895-1979) A festő és múzsája (Художник и его Муза).
[показать]
Feszty Masa (Hungarian, 1895-1979) Nude with a Blue Drapery (Обнаженная с голубой драпировкой).
В 1929 году Маша познакомилась во Флоренции с итальянцем
Гвидо Белленьи (Guido Bellegni) и влюбилась по-настоящему. Кто этот молодой итальянец, чем занимался, где они встретились – об этом биографии художницы умалчивают. Да и она сама не любила говорить на эту тему. Возможно, он был моделью для Маши, но, увы, «любовь не случилась», Гвидо, которого Фести называла потом «любовью всей моей жизни», стал флорентийским монахом. Кстати, художница так никогда и не вышла замуж.
[показать]
Feszty Masa (Hungarian, 1895-1979) Önarckép (Автопортрет).
Это стало первым толчком к тому, что Фести обратилась к религиозной теме в своем творчестве, хотя, уточню, у нее перед глазами с детства были картины отца на темы Иисуса, Голгофы и т.д. Как пишут историки, «она не спекулировала темой, она, действительно, так чувствовала и верила».
[показать]
Feszty Masa (Hungarian, 1895-1979) Angyal (Ангел).
И еще: «Восприимчивость женской души и внутренний мир эмоций стали отражаться в ее картинах». Этот короткий роман (и был ли роман в том понимании, как его представляют сегодня), от которого остались только несколько рисунков и выполненный углем набросок портрета Белленьи, Маша посчитала «божественным провидением». Хотя, как отмечают исследователи, «трудно судить, насколько это разочарование в любви повлияло на обращение художницы к основной теме ее творчества».
[показать]
Feszty Masa (Hungarian, 1895-1979) Krisztus.
[показать]
Feszty Masa (Hungarian, 1895-1979) Krisztus. 1960 г.
В 1936 году жизнь художницы перевернулась в связи с трагической гибелью в автокатастрофе ее матери, которой исполнилось уже 75 лет. Маша испытала такой нервный стресс, что ее пришлось госпитализировать и лечить в течение длительного периода.
[показать]
Masa Feszty anyjával Rose Feszty-Jókai (Маша Фести с матерью Розой Фести-Йокаи).
[показать]
Feszty Masa (Hungarian, 1895-1979) Portré egy anya (Портрет матери).
[показать]
Feszty Masa (Hungarian, 1895-1979) Feszty Árpádné.
Для реабилитации Фести поместили в заведение Общества социальных братьев и сестёр. В течение короткого периода времени художница сама стала членом этого монашеского Ордена. Благодаря ежедневной «духовной пище», молитвам, мессам, частому общению с сестрами и строгому распорядку жизни, к женщине, пережившей личные трагедии, вернулись сила духа и жажда творчества.
[показать]
Feszty Masa (Hungarian, 1895-1979) Önarckép (Автопортрет). 1933 г.
Сестры-монахини постоянно убеждали Машу, что ей нужно продолжать заниматься творчеством, а молитвы и Вера помогут ей в этом. В знак любви и благодарности к сестрам Маша Фести в 1944 году выпустила журнал Общества социальных братьев и сестёр «Духовное слово» со своей картиной на обложке.
[показать]
Feszty Masa (Hungarian, 1895-1979) Istenes Szent János (1495-1550), a Betegápoló Irgalmasrend alapítója (Святой Янош, основатель Ордена сестер милосердия) 1950 г.
Очень теплые отношения завязались у художницы с одной из «социальных сестер» по имени Эльжбета Шекелей (Elzsébet Székely), которую все называли «Бэбе» (Böbe). На протяжении десятилетий она стала для Фести не только подругой, но экономкой и ангелом-хранителем. После Второй мировой войны студия художницы была полностью разрушена, и Фести устроила мастерскую прямо в однокомнатной квартире, в которой жила.
Отмечу, что в 1950-1960-е годы Фести была единственным венгерским художником, бравшимся с большой радостью, рвением и почти без разбора за приглашения и заказы от церквей и религиозных организаций. Подсчитано, что к Фести обратились почти сто церквей (в том числе, и протестантских) с заказами на роспись алтарей и изображения святых.
[показать]
Feszty Masa (Hungarian, 1895-1979) Magyarországi Szent Erzsébet (Святая Эржбета Венгерская).
[показать]
Feszty Masa (Hungarian, 1895-1979) Istenes Szent János, a Betegápoló Irgalmasrend alapítója (Святой Янош, основатель Ордена сестер милосердия).
Очень часто художница соглашалась работать за скромную плату, иногда совсем бесплатно, беря деньги только на приобретение расходных материалов для работы. Эти скромные средства и являлись основным источником ее дохода. Фести обычно работала с моделями, упоминается, например, хорватка Илонка, с которой художница писала Деву Марию. Илонка была не только любимой моделью Маши, но и ее хорошей подругой. Судя по похожести с другими лицами на религиозных картинах художницы, смею предположить, что портрет этой молодой девушки является портретом той самой Илонки. Но я, конечно, могу и ошибаться...
[показать]
Feszty Masa (1895-1979) Fiatal lany portreja (Портрет молодой девушки). 1956 г.
Еще в 1940 году Фести расписала алтарь храма Святого Духа, изобразив серию венгерских исторических персонажей, святых, почитаемых Римско-католической церковью. Среди них: венгерский король из династии Арпадов святой Ласло I (Szent László I, 1040-1095), дочь герцога Генриха II Баварского, святая Гизела Венгерская (985-1033/1065), дочь венгерского короля Белы IV, святая Кинга или Кунигунда Венгерская (Szent Kinga, 1224-1292), первый король Венгерского королевства, святой Иштван (Стефан) I Великий (Szent István I, 970/975-1038), венгерский королевич из дома Арпадов, сын короля Иштвана Святого, святой Имре или Эмерик Венгерский (Szent Imre, 1000-1031) и епископ-бенедиктинец и просветитель Венгрии, святой Геллерт (Герард) (Szent Gellért, 977-1046).
[показать]
[показать]
Feszty Masa (Hungarian, 1895-1979) Szent Erzsébet (Святая Эржбета).
Feszty Masa (Hungarian, 1895-1979) Szent Ferenc (Святой Ференц).
В 1947-1950 годах Фести выполняла заказ главы иезуитской церкви Сердце Иисуса (еще ее называют церковь Священного Сердца) и одноименного монастыря в Будапеште
Элемера Райса (Elemér Reisz, 1904-1983). Сегодня эти центры венгерских иезуитов являются обладателями второй по величине в стране коллекцией религиозных работ Фести. Как пишут историки, Фести сначала набрасывала эскизы картин углем, затем первым делом очень тщательно разрабатывала глаза, считая по-толстовски, что «глаза являются зеркалом души». Всех, кто видел картины художницы, впечатляли и взгляд, и сам вид святых, отражающие их истинную духовную ауру.
[показать]
Feszty Masa (Hungarian, 1895-1979) Szent Filomena (Святая Филомена). 1961 г.
Известно, что для картин, изображающих святую Филомену, художнице позировала 13-летняя Глория Берг, будущая баронесса Берг, прадед которой - Густав Берг, организовал в Венгрии первую государственную больницу. Как вспоминала сама баронесса в 2009 году, однажды Маша Фести проходила по улице в районе Буда и увидела играющих детей, она долго смотрела на резвящихся ребятишек, а потом познакомилась с Глорией и через родителей пригласила ее попозировать.
[показать]
Feszty Masa (Hungarian, 1895-1979) Szent Filomena (Святая Филомена). 1961 г.
[показать]
Feszty Masa (Hungarian, 1895-1979) Szent Filomena.
В 1930 году, после возвращения в Будапешт, Маша Фести написала свою первую крупную религиозную работу – образ Святой Терезы в детстве (Kis Szent Teréz) для алтаря церкви Святой Терезы в Будапеште. Эта картина была представлена на международной выставке в Падуе, где выиграла приз. Художница, видимо, сама не ожидала, что картину будет ждать огромный успех.
Для церкви и монастыря Сердце Иисуса художница написала более шести картин, изображающих святых. Среди них - святой Игнатий Лойола (Loyolai Szent Ignác, 1491-1556), изображенный в последние минуты жизни, польский святой Станислав Костка (Kostka Szent Szaniszló, 1550-1568), святой Альфонс Родригес (Rodriguez Szent Alfonz, 1531-1617), покровитель молодёжи и студентов, святой Алоизий (Алайош) Гонзага (Gonzaga Szent Alajos, 1568-1591), изображенный на улице Рима с больным чумой ребенком на руках, которого он доставил в больницу, и покровитель Колумбии, рабов и негров, святой Петр Клавер (Kláver Szent Péter, 1580-1654), исцеляющий кровоточащие раны раба. Увы, в интернете представлена серия этих картин, но в очень маленьком формате...
Кроме того, Фести оформила алтарь с изображением Богоматери. Элемер Райс считал, что после второй мировой войны, когда страна находилась в руинах, когда народ испытывал физические и психологические страдания, образ Божией Матери – утешительницы необходим, чтобы можно было каждый день приходить в церковь и обращаться к ней с молитвами. Эта работа художницы получила название «Дева Мария Венгерская». О ней писали в прессе: «Черты лица небесной красоты, открытые и честные карие глаза, абсолютная вера в истинного Бога, глубокая надежда на мирную жизнь в улыбке и слезы страдания из-за человеческого злодейства через – всё это отражалось в лике Девы Марии».
[показать]
Feszty Masa (Hungarian, 1895-1979) Úti Boldogasszony.
Отмечу, что Фести вела и активную выставочную деятельность, представляя публике как свои религиозные работы, так и написанные портреты, автопортреты и пейзажи.
[показать]
Feszty Masa (Hungarian, 1895-1979) Önarckép madarakkal (Автопортрет с птицами).
Среди известных выставок выставка изобразительных искусств Венгрии, Художественные недели венгерских мастеров (1947), Выставка портрета (1952) в Музее Эрнста в Будапеште, XXVIII выставка Ассоциации венгерских художников и скульпторов (1946), Национальная выставка в муниципальной галерее Будапешта (1947), выставка в Галерее Салмасси (1948), Весенняя выставка в будапештском Кунстхалле (1957) и выставка Кароя Кернштока в музее Эстергома (1969). Персональные выставки Маши Фести были проведены уже после ее смерти – по инициативе Народно-патриотического фронта в Выставочном зале Будапешта (1989) и в Христианском музее Эстергома (1998).
[показать]
[показать]
Feszty Masa (Hungarian, 1895-1979) Leány könyvvel (Ruffy Edit) (Девушка с книгой (Эдит Руффи)). 1962 г.
Feszty Masa (Hungarian, 1895-1979) Szent Mihály kápolna, Margitsziget (Часовня святого Михаила, остров Маргит). Budapest
[показать]
Masa, Feszty (Hungarian, 1895-1979) Leonardo paraphases (Парафраз Леонардо).
В последние годы своей жизни художница покинула столицу и переехала жить в деревню Домахаза в бывшем графстве Боршод, куда в свое время часто приезжал отдыхать у своих родственников ее отец. Живописные окрестности западного подножия горы и реки в долине, приветливые местные жители вдохновляли художницу на новые портреты и пейзажи.
Дружеские отношения сложились у Фести с викарием приходской церкви отцом Яношем. Они были знакомы давно, еще в 1962-63 годах художница по его заказу написала большой запрестольный образ дочери венгерского короля Андраша II, Святой Эржбеты. Поэтому, когда отец Янош обратился к Фести с просьбой помочь в восстанавлении алтаря в церкви, художница с радостью согласилась и последние почти три года жизни посвятила этой работе.
[показать]
Feszty Masa (Hungarian, 1895-1979) Szent Rita (Святая Маргарита). 1979 г.
1 марта 1979 года, после непродолжительной болезни Маша Фести тихо скончалась в местной больнице в возрасте 85 лет. Ее прах был захоронен в общей гробнице могилы его бабушки и матери. На доме, где жила художница в Будапеште, установлена в ее честь мемориальная доска.
[показать]
Мемориальная доска на доме по аллее Арпада Тота в Будапеште.
Тот Арпад (Árpád Tóth, 1886-1928) - венгерский поэт и переводчик.
Картины Маши Фести можно увидеть не только в многочисленных храмах и монастырях Венгрии (в Будапеште, Пилишсанто, Ракальмаше, Сомбатхее и др.), но и в коллекциях государственных музеев. Работы Фести есть в Венгерской Национальной галерее и Музее современного искусства, в Литературном музее поэта Петёфи в Будапеште, Христианском музее в Эстергоме и музее первого венгерского поэта Януса Паннониуса (Иван Чешмицкий) (Janus Pannonius - Ivan Česmički, 1434-1472) в городе Печ, где он служил в свое время епископом.
[показать]
Feszty Masa (Hungarian, 1895-1979) Prophet (Пророк). 1956 г.
[показать]
Feszty Masa (Hungarian, 1895-1979) Sík Sándor portré (1889-1963).
Глава V. Послесловие
Напоследок, хочется написать, что при огромном количестве материала о династии Йокаи-Фести все же остаются еще белые пятна в биографиях талантливых и известных представителей этого клана. До сих пор главным источником о жизни Мора Йокаи, его жены и приемной дочери считаются биографические книги Кальмана Миксата и Мари Вали. При этом, даже в книгах биографов события описываются по-разному, а некоторые из них не соответствуют действительности. Поэтому и возникают вопросы. А может встреча писателя с прославленной актрисой состоялась не 1848 году в Национальном театре, а гораздо раньше? А может дочь Розы Лаборфалви была ее внучкой? В какой аварии погибла Роза Фести-Йокаи? И кто был тот флорентийский монах, из-за которого Маша Фести так никогда и не вышла замуж? Но всё это, конечно, частности.
К тому же, историки отмечают, что сведения в мемуарах и воспоминаниях, свидетельства очевидцев, описанные в биографиях, часто являются далеко не беспристрастными. Всё это завязано на втором браке Мора Йокаи и последующим после его смерти дележе наследства.
Воспоминания второй жены писателя, актрисы Беллы Надь, написанные в 1940-х годах в эмиграции в Лондоне, были опубликованы только в 1975 году, после смерти ее брата, у которого хранились рукописи. Воспоминания приемной дочери Йокаи и матери Маши Фести появились уже в XXI веке. В них есть некоторые подробности описанных мной событий, но они не добавляют, по-большому счету, координально изменений в хронологию событий, а ставят лишь очередные вопросы.
На сколько, все же, была старше Лаборфалви самого Йокаи? Общеизвестная разница в 8 лет вырастает до 10-12… Действительно ли Белла Надь во время брака с писателем забеременела, а после выкидыша пыталась покончить жизнь самоубийством? Или это уловка биографов, чтобы опорочить Надь, заявив о ее добрачных связях, поскольку 74-летний писатель не мог уже иметь потомства.
А как относиться к фактам, что у Розы Лаборфалви после выхода на пенсию появились странные привычки. Она стала раздражительна и неряшлива, по дому свободно разгуливала живность – куры и гуси, а сама актриса иногда укладывалась спать вместе.. с поросенком. У нее также появилась психологическая зависимость, вызванная страстью к коллекционированию. Впрочем, что в этом плохого?
Поэтому современные венгерские историки сетуют на то, что при наличии выпущенных биографий, обнаруженных писем, множества свидетельств и воспоминаний о писателе, его жене, семье Фести и их дочери, до сих пор нет объективной, восстанавливающей «белые пятна» современной биографии трех поколений людей, внесших немалый вклад в развитие культуры и искусства Венгрии в XIX-XX веках.
Как говорится, будем ждать!
Источники: Википедия, сайты
1,
2,
3,
4,
5,
6,
7,
8,
9,
10,
11 и др.