Это цитата сообщения
Парашутов Оригинальное сообщениеЖЗЛ (МАША ФЕСТИ. ТРИ ПОКОЛЕНИЯ КЛАНА ЙОКАИ-ФЕСТИ. Глава III. Монументальный Арпад.)
ПРОДОЛЖЕНИЕ
Глава III. Монументальный Арпад
Настоящее имя
Арпада Фести (Árpád Feszty, 24 декабря 1856, Гурбаново (Словакия) – 1 июня 1914, Ловран (Хорватия)) – Арпад Сильвестр Реренбек (Árpád Szilveszter Rehrenbeck). Он известен, как выдающийся венгерский исторический живописец и портретист. Хотя отмечу, что ни в одной крупной электронной галерее венгерской живописи нет о нем сведений.
[показать]
Feszty Arpad (Hungarian, 1856-1914) Önarckép (Автопортрет).
Родился Арпад в городке Гурбаново (венгерское название Одьалла – Ógyalla), который находится ныне на территории Южной Словакии, в семье немецких поселенцев. Отец его Сильвестр Реренбек (1819-1910) был богатым помещиком. Жена его Йожефа родила мужу четырнадцать детей, из которых достигли совершеннолетия только восемь. У Арпада было два брата –
Адольф (Adolf Feszty, 17 августа 1846 - 26 февраля 1900) и
Дьюла (Gyula Feszty, 1854-1912), которые стали известными архитекторами. Они учились в Техническом университете Вены, затем в Цюрихском политехе, в начале 1870-х годов они уже проектировали дома в Будапеште, многие из которых стоят до сих пор.
[показать]
[показать]
Photo of Adolf Feszty. 1900 г.
Photo of Gyula Feszty.
Примерно в 1850 году, в связи с революцией Сильвестр Реренбек изменил свою фамилию на венгерский манер, став Фести.
Арпад рано проявил свои художественные способности. Историки его описывают, как сообразительного, капризного и с фантастическим воображением ребенка, который нередко становился центром конфликтов в средней школе районного центра Комарно, да и дома постоянно конфликтовал с отцом. Затем была гимназия в Пеште, где юноша стал участником политическо-литературного кружка, поэтому в 16 лет, после очередного скандала, ему пришлось покинуть гимназию. Поскольку в дом отца он не захотел возвращаться, Арпад примкнул к бродячей театральной труппе, выполняя функции декоратора, и через Кечкемет добрался до Братиславы, где и получил среднее образование. Некоторые историки пишут, что Фести после Братиславы поступил учиться в Будапештскую академию изящных искусств, где и стал участником кружка, за что был отчислен и даже вынужден уехать из страны. Можно принять и эту версию, но возникает вопрос: почему исследователи творчества художника «не договорились» между собой? Или это «официальная» версия и то, что было на самом деле? Ведь нигде, например, не упоминается о педагогах Арпада в Академии.
Документально зафиксировано, что в 18-летнем возрасте он приехал в Мюнхен, где первое время повышал самообразование в музеях и художественных галереях города. Затем случилась встреча с немецким художником–пейзажистом чешского происхождения
Карлом Кубинским (Karl Kubinsky, 3 августа 1837 – 11 октября 1889), который оценил талант молодого венгра и взял его под опеку. Уже вскоре молодой художник привлек к себе внимание на традиционной мюнхенской выставке, представив несколько пейзажей и выиграв государственную стипендию для продолжения образования. Так Арпад стал студентом Мюнхенской (тогда Баварской) академии изящных искусств, хотя историки отмечают, что в Академии он был не частым гостем, продолжая заниматься самообразованием.
[показать]
Feszty Arpad (Hungarian, 1856-1914) Mithological Scene.
В 1877 году талантливого молодого художника заметил любитель искусства Арнольд Иполий, который познакомил Арпада с епископом Палом Гилаи (Pál Gyulai, 1826-1909), который, в свою очередь, пригласил его написать картину «Святой Крест» и вручил грант для ознакомительной поездки в Венецию. В 1878 году художник представил на международной выставке новую картину «Полдень» (Delelő), которая пользовалась успехом и была продана прямо на выставке. В этом же году Фести отправился в Венецию, где работал над более ярким колоритом своих картин, написав там «Лагуну». Любовь к солнечной Италии художник сохранит на всю жизнь.
Зиму Арпад провел в родительском доме, устроив там студию, где работал над большим полотном «Встреча Пустая» (Pusztai találkozás) по мотивам венгерского фольклора о рыцаре Пустае и стихотворения Шандора Пётефи. Картина вызвала серьезный интерес к 22-летнему Фести в художественных кругах Венгрии.
[показать]
Feszty Arpad (Hungarian, 1856-1914) Clouds (Облака).
[показать]
Feszty Arpad (Hungarian, 1856-1914) Moonlit Landscape (Лунный пейзаж).
[показать]
Feszty Arpad (Hungarian, 1856-1914) Csendélet Almákkal (Натюрморт с яблоками).
В следующем году он был удостоен королевской стипендии в 420 флоринтов и отправился продолжать учебу в Вену, где в 1880-82 годах был студентом Венской академии художеств. Учился Арпад в мастерской австрийского художника-пейзажиста и гравера
Эдуарда Пайтнера фон Лихтенфельса (Eduard Peithner von Lichtenfels, 18 ноября 1833, Вена - 22 января 1913, Берлин), который сам окончил Венскую академию, а с 1872 по 1901 год преподавал в ней пейзажную живопись.
[показать]
Eduard Peithner von Lichtenfels
Несмотря на то, что Фести изучал пейзажное направление, он во время учебы в Академии продолжил писать картины, изображающие сцены, связанные с венгерской историей и религией. В Вене, например, Арпад написал свою знаменитую работу «Голгофа» (Golgota), которая позже была приобретена венгерским Национальным музеем изобразительных искусств.
[показать]
Feszty Arpad (Hungarian, 1856-1914) Golgota.
В 1882 году художник вернулся в Венгрию, где создал еще три произведения – второй вариант «Голгофы» под названием «Снятие с креста» (Levétel a keresztről), «Случай в каменоломне» (Bányaszerencsétlenség) и портрет почитаемого в Венгрии епископа-бенедиктинца, мученика и просветителя Святого Герарда Венгерского (977-1046) – «Szent Gellért».
[показать]
Feszty Arpad (Hungarian, 1856-1914) Golgota.
[показать]
Feszty Arpad (Hungarian, 1856-1914) Olvasó szerzetes (Читающий монах).
В 1884 году Арпад вновь посетил Италию, после чего вернулся в Будапешт. Здесь он начал работу над двумя библейскими сюжетами, один из которых «Возвращение с Голгофы» (Hazatérés a Golgotáról), а второй – «Ангел возвещает о рождении Христа пастухам» (Az angyal Krisztus születését hirdeti a pásztoroknak). В это же время появляется картина «Солдаты-инвалиды» (A rokkant honvéd).
[показать]
Feszty Arpad (Hungarian, 1856-1914) Golgota.
К 1885 году Фести становится настолько узнаваемым и популярным в Будапеште художником, что получает первый государственный заказ – украсить декоративными панно вестибюль и потолок зрительного зала Венгерского национального оперного театра. Весь 1885 год художник работал над настенными росписями, используя мотивы произведений, начиная от Гомера и заканчивая новеллой «Саффи» Мора Йокаи, по которой в этом же году была написанна оперетта Штрауса. Позже Фести выполнил настенные росписи для Дворца Министерства юстиции и расписал алтарь Иосифа из Назарета в базилике Святого Стефана.
[показать]
Feszty Arpad (Hungarian, 1856-1914) The Vision of the Shepherds. 1890 г.
[показать]
Feszty Árpád (1856-1914) Perdöntő bajvívás. Igazságügyi Minisztérium freskójához (Неоспоримый рыцарский турнир. Фреска в Министерство юстиции).
После чего, с чувством выполненного долга уехал в сельскую местность, где стал работать над картиной «Kárvallottakat» и задумал новые масштабные библейские полотна, над которыми трудился почти три года.
[показать]
Feszty Arpad (Hungarian, 1856-1914) Lány Elrablása (Похищение девушки).
[показать]
Feszty Arpad (Hungarian, 1856-1914) Magdolna (Магдалина). Nagyházi Gallery, Budapest
[показать]
Feszty Arpad (Hungarian, 1856-1914) At the Entry of the Cave (У входа в пещеру).
Такая длительность творческого процесса была связана с тем, что 30-летний художник решил устроить личную жизнь.
Повторюсь, где познакомился Арпад с Розой Йокаи, историки не смогли договориться, поскольку читал даже версию, что в конце 1870-х художник давал уроки живописи девушке (тогда не понятно, почему не влюбился сразу и ждал столько лет!). Напомню, что в 1886 году Роза III потеряла мать. Историки пишут, что она находилась в страшной депрессии, пытаясь, к тому же, выходить «обезумевшего от горя» отчима, для чего повезла его на лечение в Италию.
А у Арпада в это время был роман с актрисой Национального театра
Марией Ясаи (Mari Jászai, 24 февраля 1850 - 5 октября 1926).
[показать]
[показать]
Mari-Kozmata Jászai (1850-1926).
В юности она работала служанкой в Будапеште и Вене. В 16 лет сбежала с гастролирующим театром, начинала статисткой в театрах Буды и Клуж-Напока, успела побывать замужем за комиком Видором Кассаи, с которым развелась через два года, и, наконец, в 1872 году была принята в труппу Национального театра, где прослужила до самой смерти. Вот такой «послужной список» был у любовницы художника. Историки считают, что Ясаи является одной из значительных актрис венгерского театрального мира. Не зря ее именем назван театр в городе Татабанья и одна из ведущих национальных премий в области театра.
Говорят, что Арпад с Марией даже помышляли о женитьбе, но, как только Фести познакомился и тут же влюбился в Розу, актриса была забыта. По законам жанра (Мария была ведь актрисой!) мирное расставание не получилось. Бытует легенда, что однажды Мария, подгадав, чтобы Роза была дома одна, нанесла девушке визит, а войдя в квартиру, закрыла дверь, достала револьвер и стала умолять соперницу, чтобы та отказалась от Арпада. Не знаю, чем бы могло всё закончиться, если бы в дверь не постучал пришедший знакомый художник, который, таким образом, практически спас Розу. В результате, в августе 1888 года Арпад Фести и Роза Йокаи поженились. Свадьба без шумихи состоялась в ныне хорватском (а тогда венгерском) курортном городке Риека (везде пишут его итальянское название – Фиуме).
[показать]
[показать]
Árpád Feszty.
Róza Fesztyné-Jókai. 1894 г.
Впрочем, после свадьбы Арпад полностью окунулся в творчество. Уже в 1889 году он представил на Национальной художественной выставке картины «Пьета (Оплакивание Христа)» и «Плачущие женщины на могиле Христа», над которыми он работал в течение двух лет, и получил Золотую медаль выставки.
[показать]
Feszty Arpad (Hungarian, 1856-1914) Pieta. 1889 г.
[показать]
Feszty Arpad (Hungarian, 1856-1914) Sirató asszonyok Krisztus sírjánál (Женщины плачут у гроба Христа). 1889 г.
В 1891 году молодая семья побывала во Франции. Во время визита в Париж Фести увидел панораму французских художников
Альфонса де Невиля (Alphonse-Marie-Adolphe de Neuville, 31 мая 1835 – 18 мая 1885), ученика Эжена Делакруа, и баталиста
Эдуара Детелля (Jean-Baptiste Édouard Detaille, 5 октября 1848 – 23 декабря 1912), посвященную битве при Резонвилле времен наполеоновской кампании. Над панорамой художники работали в течение 1881-1885 годов.
[показать]
[показать]
Photo of Alphonse de Neuville (French, 1835-1885).
Jean-Baptiste Édouard Detaille (French, 1848-1912) Self-Portrait.
[показать]
Jean-Baptiste Édouard Detaille (French, 1848-1912) Edouard Detaille peignant le Panorama de Rezonville.
Фести остался в восторге от такой масштабной формы, и тут же загорелся создать подобное в Будапеште, и даже уже придумал тему – «История Всемирного Потопа». Но тесть с женой отговорили художника от этой идеи, объяснив, что будут трудности как с финансированием, так и с показами такого проекта. Впрочем, вскоре нашелся и повод для создания масштабного полотна. В 1896 году Венгрия собиралась отметить 1000-летие основания венгерского государства. Использовать эту дату в качестве темы для полотна предложил художнику тот же Йокаи. Уже в июле 1891 года Фести представил ближайшему кругу друзей масштабный план и несколько эскизов. В результате, художник заручился поддержкой друзей, родственников и знакомых экономистов, было решено, что проект будет финансироваться за счет созданного Товарищества, которое включало 18 членов, собравших уставный капитал 140 тысяч форинтов. Сроки выполнения работы были обозначены началом 1894 года.
[показать]
Feszty Arpad (Hungarian, 1856-1914) A magyarok bejövetele (első vázlata) (Прибытие мадьяр (первый эскиз)). 1891 г.
С 1892 года под руководством Фести около 20 художников стали трудиться над круговой панорамой под названием «Прибытие (или Вхождение) мадьяр». Еще эта работа называется «Обретение Родины».
[показать]
Feszty Arpad (Hungarian, 1856-1914) A magyarok bejövetele (része a panoráma) (Прибытие мадьяр (часть панорамы)). 1894 г.
На круговом живописном полотне площадью 1800 кв. м. запечатлено две тысячи персонажей. Искусствоведы разделяют всю панораму на шесть частей, которые связаны друг с другом, а первая и шестая сцена являются смежными. От центральной части «Вторжение венгерских колесниц» (A magyar szekerek bevonulása) против часовой стрелки следуют: «Победа Арпада» (Árpád győzelme), «Кавалерийская атака» (A lovasroham), «Жертвы шаманов» (A táltos áldozata), «Лагерь завоевателей» (Letáborozás) и «Военные трофеи» (Hadizsákmány).
[показать]
Feszty Arpad (Hungarian, 1856-1914) A magyar szekerek bevonulása (része a panoráma) (Вторжение венгерских колесниц (часть панорамы)). 1894 г.
[показать]
Feszty Arpad (Hungarian, 1856-1914) Árpád győzelme (része a panoráma) (Победа Арпада (часть панорамы)). 1894 г.
[показать]
Feszty Arpad (Hungarian, 1856-1914) A lovasroham (része a panoráma) (Кавалерийская атака (часть панорамы)). 1894 г.
[показать]
Feszty Arpad (Hungarian, 1856-1914) A táltos áldozata (része a panoráma) (Жертвы шаманов (часть панорамы)). 1894 г.
[показать]
Feszty Arpad (Hungarian, 1856-1914) Letáborozás (része a panoráma) (Лагерь завоевателей (часть панорамы)). 1894 г.
[показать]
Feszty Arpad (Hungarian, 1856-1914) Hadizsákmány (része a panoráma) (Военные трофеи (часть панорамы)). 1894 г.
Напомню, что под победой Арпада (Árpád, 850/855-907) значится победа первого князя мадьяров, которые под его предводительством заняли Венгрию, сына дьюлы (воеводы) Альмоша, который стал основателем Венгерского государства и династии венгерских королей.
[показать]
Feszty Arpad (Hungarian, 1856-1914) Árpád (tétel a panoráma) (Арпад (деталь панорамы)). 1894 г.
Над проектом вместе с Фести работали молодые и уже известные живописцы. Пейзажами занимался друг Арпада –
Ласло (Ладислав) Меднянский (László (Ladislaus) Mednyánszky, 23 апреля 1852 – 17 апреля 1919) и молодой совсем
Ференц Олдьяи (Ferenc Olgyay, 22 августа 1872 - 17 февраля 1939), основатель колонии художников в Сольноке.
[показать]
Oszkár Glatz (Hungarian, 1872-1958) Portrait of László Mednyánszky. 1905 г. Magyar Nemzeti Galéria
[показать]
Portrait of Ferenc Olgyay.
Мор Йокаи предложил пригласить
Пала Ваго (Pál Vágó, 6 июня 1853 - 15 октября 1928), с которым он сотрудничал в работе над изданием «Истории Австро-Венгерской империи в рассказах и картинках», поскольку Ваго был специалистом по батальным сценам.
[показать]
[показать]
Pál Vágó (Hungarian, 1853-1928) Önarckép.
Pál Vágó (Hungarian, 1853-1928) Önarckép.
Также в работах принимали участие художники
Бела Шпаний (Béla Spányi, 19 марта 1852 – 12 июня 1914), Игнаций Уйвари (Ignác Újvári) и др.
[показать]
Bélá Spányi (Hungarian, 1852-1914)
Больше половины года Фести со своими коллегами провел в Мукачево, поскольку события, изображенные на полотне, исторически происходили в этом районе Закарпатья – окрестностях Мукачево - Ловачке, Галише и Красной горке. Проживали художники в местной гостинице «Звезда», в центре города, возле городской ратуши, каждый день собирая на пленэре огромную толпу любопытных. Попутно, в Мукачево художник провел выставку своих произведений. В январе 1893 года работа над панорамой стала близиться к завершению. С августа 1893 года дюжина художников работала и день, и ночь.
[показать]
Арпад Фести с сотрудниками расписывает панораму. Фото Мора Эделий (Erdélyi Mór, 1866-1934). 1894 г.
Существует легенда, что творцов приходил поддерживать своим пением известный композитор и народный исполнитель
Данко Пишта (Pista Dankó, 13 июля 1858 - 19 марта 1903), который был известен в Венгрии как «Нотафа» (nótafa - венгерский слово, означающее «певец народных баллад», наподобие украинских кобзарей).
[показать]
Pista Dankó (Hungarian, 1858-1903)
Жена художника Роза тоже помогала, она написала несколько фигур погибших и раненых воинов. Но, несмотря на огромные усилия, к сроку закончить работу не удалось. Панорама в рамках празднования «Венгерского Миллениума» была представлена широкой публике 13 мая 1894 года и имела бешеный успех. Пишта к открытию даже написал торжественный марш. 25 октября 1895 года панораму посетил сам император Франц Иосиф.
[показать]
Feszty Arpad (Hungarian, 1856-1914) Árpád győzelme (tétel a panoráma) (Победа Арпада (деталь панорамы)). 1894 г.
В 1896 году полотно было демонтировано и отправилось в Лондон на Всемирную выставку, где стало одной из главных сенсаций. Не знаю причин, но на родину панорама «Прибытие мадьяр» вернулась только спустя 13 лет (!), и 30 мая 1908 года была торжественно открыта во второй раз.
В 1910-е годы постановлением Министерства культуры картина была рекомендована для изучения в школах на уроках истории. Но при этом, саму панораму перевезли из помещения, где она находилась в специально построенный каркасный деревянный дом, в котором на протяжении многих лет из-за постоянных протеканий крыши и погодных условий холст стал разрушаться. Супруга художника и его дочь пытались сохранить панораму, обращались в разные инстанции, но безуспешно.
Во время Второй мировой войны панорама сильно пострадала. В 1944 году при бомбардировке было разрушено здание. По инициативе дочери художника Маши было создано «Общество спасения панорамы», энтузиасты которого собирали фрагменты холста и переносили его на хранение в подвалы базилики Святого Штефана и спортивный зал соседней школы.
Самое известное и масштабное произведение Арпада Фести так бы и сгнило в подвалах церкви, но в начале 1970-х годов правительство Венгрии приняло решение о создании Национального исторического парка, в котором должно быть отдельное здание для панорамы Фести. Художник-реставратор Эрвин Киштерений (Ervin Kisterenyi) начал восстановление, но в 1979 году реставрация была приостановлена.
23 сентября 1991 года Венгрия объявила международный тендер на восстановление панорамы, который выиграли поляки. Польское общество «Ars Antiqua» в течение четырех лет занималось реставрацией, и в 1995 году восстановленное полотно в третий раз было торжественно представлено публике. Презентация обновленной работы состоялась в Венгерской национальной галерее в Будапеште, а затем панораму установили на территории Национального историко-мемориального парка Опустасер (Ópusztaszer) – крупнейшего в стране музея под открытым небом, построив для нее специальное здание. Вот такая история длиной в век!
[показать]
Feszty Arpad (Hungarian, 1856-1914) A táltos áldozata (tétel a panoráma) (Жертвы шаманов (деталь панорамы)). 1894 г.
Стоит отметить, что, с самого первого открытия, хотя панорама пользовалась успехом и была одной из самых главных достопримечательностей выставки в Лондоне, доходы от ее посещения не покрыли все траты на ее создание, поэтому у Арпада Фести даже возникли финансовые трудности. На фоне одновременного успеха и проблем, у художника даже случился нервный срыв, он заболел, не мог спать. Зато его слава была в самом зените.
[показать]
Géza Pauer Portrait of Árpád Feszty (photo).
Еще одной крупномасштабной работой художника является картина "Битва при Банхиде", увы, не датированная.
Банхида - одно из трёх исторических поселений, вместе с Альшогалла и Фельшёгалла, которое находилось на территории современного города Татабанья. Банхида впервые упомянута в исторических документах в 1288 году.
[показать]
Feszty Arpad (Hungarian, 1856-1914) A Bánhidai csata (Битва при Банхиде). Komáromi Múzeum
В январе 1895 года в жизни Арпада произошло радостное событие – жена родила дочку, которую назвали Мария в честь ее крестной матери, племянницы Йокаи, дочери его брата Кароля (Károly Jókay, 1814-1902) – Мари Вали (Mari Váli). Крестным девочки стал сам писатель.
Еще в июле 1890 года Фести приобрел участок земли на улице Байза район Терезварош в Будапеште и построил там двухэтажную виллу в стиле венецианского неоготики. Фасад этого небольшого дворца был украшен рельефами Дьюла Доната (Gyula Donáth) и Дьердя Зала (György Zala). На вилле была огромная студия, на крыше террасы был установлен телескоп. Большой участок земли был засажен цветами, деревьями и кустарниками.
[показать]
The Feszty-Jókai Palace.
Мор Йокаи, бывший с 1886 года вдовцом, переехал жить в дом приемной дочери. Он занял верхний этаж, а молодая семья Фести жила на нижнем этаже. В доме постоянно принимали много гостей, среди которых были политики и актеры, писатели и художники.
[показать]
Feszty Árpád, Jókai Róza és Jókai Mór. 1887 г.
Очень скоро Салон Розы Фести стал центром художественной и общественной жизни Будапешта. Среди завсегдатаев дома были друзья Арпада – художник Ласло Меднянский и поэт Жигмонд фон Юст (Zsigmond von Justh, 1863-1894), знакомые Мора Йокаи – Кальман Тиса (Kálmán Tisza, 1830-1902), премьер-министр Венгрии в 1875-1890 годах, и журналист Кальман Миксат, ставший впоследствии биографом писателя.
[показать]
Feszty Árpád (1856-1914) Mikszáth Kálmán portréja (Портрет Кальмана Миксата).
В этом доме родилась дочь Маша, в нем отмечали успех художника после создания мадьярской панорамы.
«Золотая эра» дворца Фести закончилась в 1899 году после скандала с новой женитьбой Йокаи на молодой Белле Надь. Как писала пресса, «общественность и родственники были потрясены выходкой 74-летнего писателя».
[показать]
Masa Feszty (Hungarian, 1895-1979) Mór Jókai.
Роза Фести категорически не приняла решение приемного отца и очень эмоционально восприняла его женитьбу, чтобы не участвовать в публичных обсуждениях его поступка, в том же году семья Фести уехала в Италию. Фести поселились во Флоренции, Арпад начал работу над большой картиной «Погребение Христа».
Кроме того, в прессе обсуждали "акт вандализма", который Роза, якобы, совершила на могиле матери, называя его «осквернением памяти великой актрисы». Суть состояла в том, что Роза, придя в очередной раз на кладбище уже после женитьбы Йокаи, увидела новый венок с надписью на ленте (что-то типа) «Любимой Розе Лаборфалви-Йокаи от мужа» и на глазах свидетелей порвала ленту в клочья и растоптала сам венок. Возможно, от нервных потрясений Арпад и увез семью в Италию. Здоровье самого художника после изнурительных работ над монументальными полотнами тоже стало хуже и требовало лечения. В 1902 году Фести вернулся в Будапешт, чтобы представить на Салоне новую работу, жена с маленькой дочерью отправилась подлечиться в Венецию.
После смерти Мора Йокаи в 1904 году началась новая серия скандалов вокруг имени писателя, на этот раз связанная с дележкой наследства между молодой вдовой и родственниками Мора. К тому же оказалось, что Фести столкнулись с финансовыми проблемами и с огромным долгом, возникшим за годы нового супружества отца. В результате, чтобы не участвовать в судебных разбирательствах по поводу наследства, Роза написала письмо с отказом от участия в борьбе за наследство и принятием любого решения суда в отношении ее доли. В результате ей было назначено всего 8 тысяч крон, которые Роза с Арпадом перевели в Фонд создания памятника поэту Шандору Петёфи.
Но, увы, из-за наступающего банкротства Фести в 1907 году были вынуждены продать свой знаменитый дом. Вилла была куплена Литературным обществом Петёфи, там располагался литературный музей. Во время Второй мировой войны здание было разрушено, но в 1947 году восстановлено. Сейчас «Дом Фести» принадлежит Венгерской Академии изящных искусств.
[показать]
The Feszty-Jókai Palace.
Все треволнения первого десятилетия ХХ века отразились на здоровье художника, начало прогрессировать старое заболевание. В Италии семья Фести прожила до 1912 года, после чего вернулась в Будапешт и поселилась в маленькой двухкомнатной квартире на улице Элизабет.
[показать]
Masa Feszty (Hungarian, 1895-1979) Feszty Árpád portréja. 1913 г.
Еще в 1906 году Арпад Фести был награжден Орден Железной короны III степени, в 1910 году участвовал в Национальном Салоне. По возвращении из Флоренции художник последний раз принял участие в Национальном Салоне в Будапеште, представив работы последних лет – небольшие картины - пейзажи, жанровые работы, серию с изображением крестьянских типажей.
[показать]
Feszty Arpad (Hungarian, 1856-1914) Tanya (Ферма).
[показать]
Feszty Arpad (Hungarian, 1856-1914) Harvesters (Жнецы).
[показать]
Feszty Arpad (Hungarian, 1856-1914) Juhász Viseletben (Наряд пастуха).
[показать]
Feszty Arpad (Hungarian, 1856-1914) Almaárus (Корзина с яблоками).
В дополнение к живописи Арпад в последние годы обратился к литературе, начал писать короткие рассказы, первый из которых был опубликован еще в 1897 году, а последний – к Рождеству 1908 года.
[показать]
Árpád Feszty. 1914 г.
В 1914 году Фести тяжело заболел, жена Роза повезла его на австрийскую Ривьеру, в курортный хорватский город Ловран. Свежий морской воздух принес Арпаду некоторое облегчение, он даже начал писать очередной рассказ и работать над новой картиной. Но 1 июня Арпад Фести скоропостижно скончался в возрасте 58 лет.
[показать]
Могила Арпада Фести.
Кроме монументальных работ в Венгерском государственном оперном театре, Дворце правосудия, здании парламента Венгрии и базилики Святого Штефана, картины художника хранятся в коллекциях Венгерской Национальной галереи, Музея изобразительных искусств Будапешта, Венгерском музее истории, Музее венгерской культуры и бассейна Дуная в Комарно и Музее истории в Вене.
[показать]
Feszty Arpad (Hungarian, 1856-1914) Árpád vezér (Визирь Арпада).
[показать]
Feszty Arpad (Hungarian, 1856-1914) Paraszt portré (Портрет крестьянина).
[показать]
Feszty Arpad (Hungarian, 1856-1914) Portrait of a Woman (Женский портрет).
[показать]
Feszty Arpad (Hungarian, 1856-1914) Pipázó Csikós.
Творческую династию художников Арпада и Розы Фести продолжила их дочь Маша. Но о ней в следующей главе…
ОКОНЧАНИЕ СЛЕДУЕТ...